Скромная легенда из истории Porsche 356.
Ретро-кар Порше 356 Америка Рёдстер. Тайна неизвестного Порше.

Можете ли вы определить марку автомобиля на фотографии? Безусловно, светлый Porsche на снимке заставит вас поразмышлять. Это ясно – перед вами Porsche 356, но какая именно модификация? Машина слишком маневренна для «Кабриолета», слишком пышна для «Спидстера» и слишком изящна, чтобы называться 550 «Спайдер». Что же тогда остается? Предлагаем пари: даже если вы внимательно следите за развитием модели Porsche 356, вы никогда не слышали об этой модификации под названием America Roadster. И это неудивительно – было выпущено всего 16 таких автомобилей в 1952–1953 гг.
Модель нельзя назвать неудачной. Ее прерывание работы было вызвано конфликтом между Порше и поставщиком кузовных деталей Glaeser. Это очень жаль, потому что машина заслуживала более долгой жизни. Она появилась через шесть лет после выпуска Фердинандом Порше первого серийного 356-го в 1948 году. Первое купе поразило всех, кто интересовался автомобилями. Как могла машина с модифицированным двигателем объемом 1086 см3 от Volkswagen «Жука» развивать такую скорость? Ответ состоял в весе, точнее в его отсутствии, а также в обтекаемой форме кузова.
Ферри Порше считал, что аэродинамика кузова важнее традиционной красоты. Считалось, что облегчение и совершенствование аэродинамики кузова позволяют обойтись без существенного увеличения мощности двигателя. Однако до начала 50-х годов Porsche 356 был тяжелее задуманного Порше. Производство переместилось из Гмунда в Штутгарт. Кузов стали делать не из алюминия, так как возникли сомнения в стабильности поставок этого материала.
Porsche 356 America Roadster
© Фото: 5 колесо
Модель America Roadster подтвердила правоту Порше. Кузов спроектировал Эрвин Коменда, также автор кузовов остальных Porsche 356 и «Жука», из алюминия. По сравнению с ранними моделями Porsche 356 машина выглядит как джинсы рядом с брюками на подтяжках. Здесь заметны лишь несколько излишеств: хромированные фары или кожаные скобы на капоте.
В салоне видны крашеный металл, скромная отделка и только самые необходимые приборы и переключатели. За сиденьями находится складной тент, который позволяет превратить Roadster в закрытый автомобиль. Если это кажется излишеством, то будьте уверены: всё лишнее с машины можно снять за несколько минут.
Porsche 356 America Roadster
© Фото: 5 колесо
Для проверки решили провести эксперимент. Сняли крышу, бамперы и поддон багажника, а лобовое стекло заменили усеченным пластиковым (входил в стандартное оснащение машины), что снизило вес на 41 кг. Нам показалось мало, поэтому вынули домкрат и набор инструментов, сняли колпаки с колес и открутили пол со стороны пассажира вместе с резиновым матом. Эта «липосакция» освободила Porsche еще на 52 кг. До этого машина весила 717 кг. При более серьезном подходе можно заменить обычные сиденья на легкие спортивные из алюминия. Правда, тогда поездка не доставит особого удовольствия.
Porsche 356 America Roadster
© Фото: 5 колесо
Эта модель – бесконечный повод для споров среди историков, которые любят классифицировать серийные модели на различные типы и подтипы. Веры ли вы, что за два года производства модели было создано три варианта кузова America Roadster? Не стоит забывать о том, что построено всего 16 машин. Пред нами экземпляр второго поколения America Roadster с расширенными колесными арками (первый вариант кузова отличался меньшими колесными арками от стандартного 356-го).
Коллекционер Ferrari и Porsche Луай Аллави всегда мечтал о модели America Roadster из-за её редкой доступности. Годы поиска предшествовали тому моменту, когда он наконец стал её владельцем. «Я всегда хотел её. Считается, что на ходу осталось 12–14 таких машин, но их никогда не выставляли на аукционы или в салоны торговцев автомобильным антиквариатом». Однажды друг Луай сообщил о том, что эту модель продает коллекционер из Америки. «Мой друг тут же сел в самолет и полетел в США, чтобы оценить состояние машины. У нас оставалось всего 24 часа на принятие решения о переводе денег, иначе мы упустили бы её».
Когда сделка была завершена, бывший владелец получил критику от одних энтузиастов за то, что не продал машину им, а от других — за то, что машина покинула Соединённые Штаты. Аллави был счастлив. Все на этом автомобиле было оригинально, кроме серебристого цвета кузова: по архивным документам изначально его окрашивали цветом слоновой кости.
Porsche 356 America Roadster
© Фото: 5 колесо
Автомобиль выглядел невзрачно, поэтому новый владелец решил его капитально отреставрировать, включая смену цвета на «слоновую кость». Реставрация стала новым историческим открытием: в машине обнаружили письмо с именами и адресами механиков Porsche, которые работали над этим экземпляром. Луай Аллави надеется узнать, живы ли они еще. Если ему удастся их найти, это может открыть ещё одну страницу таинственной истории Porsche 356 America Roadster.
Как она бегает
Вид из кабины вперед — необычное сочетание старины и новизны. Двухчастное лобовое стекло не гармонирует с обтекаемыми формами кузова, и определить передний край машины затруднительно. Единственное, что нарушает плавность капота, — это бензобак размером с ладонь. Этот отсыл к спортивной истории автомобиля неожиданно появляется перед вами.
Кнопка запуска разряжает мотор в ритмичные «выстрелы» глушителя, сотрясая кузов. Не для позерства эта машина куплена, а для скорости, впечатляющей своей мощностью: до 100 км/ч за 10 секунд с грозным рыком. Чувствуется прогресс этого двигателя, прежде служившего «пропеллером» народной машины. В Porsche его объем составляет 1488 см3, а мощность — 70 л.с.
Благодаря малой массе America Roadster остановка осуществляется легче. Перфорированная педаль тормоза незаметно передает водителю информацию от алюминиевых тормозных барабанов спереди и сзади. Эффективность тормозов не уменьшается при перегреве: алюминий лучше проводит тепло, чем сталь, а оребрение увеличивает площадь охлаждения.
Ранние модели 356 подвергались критике за трансмиссию от «Жука», однако в 1952 году Порше устранил этот недостаток, представив новую полностью синхронизированную коробку передач с плавным переключением и новым сцеплением. Машина, побывавшая у нас на тесте, по некоторым данным, — одна из двух America Roadster с установленной новой КП.
Первый прототип Porsche 356 имел среднемоторную компоновку кузова, но Ферри Порше считал, что машина с таким маленьким салоном будет пользоваться низким спросом, поэтому двигатель сместили назад. За счет этого центр тяжести переместился к задней оси, и родстер мгновенно реагирует на малейший поворот руля и «ввинчивается» в поворот.
Porsche 356 America Roadster
© Фото: 5 колесо