Скорость как главная черта болидов «Формулы-1».
Скорость как главная черта: особенность болидов «Формулы-1».
С началом «гонки финансовых разоружений» в Ф-1 каталонская трасса традиционно становится площадкой дебюта новых автомобилей Формулы-1. В этом году премьерные тесты в Барселоне собрали полный кворум команд-участниц, превратившись фактически в нулевой Гран-при сезона-2016. За восемь дней испытаний команда Mercedes с пилотами Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом преодолела на новой W07 6024 км — это почти вся дистанция чемпионата мира, который в этом году будет насчитывать 21 гонку. За весь «тестовый чемпионат» W07 лишь однажды остановилась на трассе: у Льюиса отказала коробка передач в последний день испытаний. Такой надежности у трехлучевой «конюшни» не было никогда.

Mercedes провел эти тесты с позиции силы, в отличие от конкурентов. Команда не чередовала дни пилотов и делила сессии на двоих, что целесообразно только при уверенности в надежности машины. Mercedes также не показал истинной скорости новой машины, сосредоточившись на длинных сериях на жестких составах резины. Это свидетельствует о том, что в Штутгарте уверены в возможностях W07 не меньше, чем в ее надежности.

Отсутствие интереса со стороны Mercedes к первым строчкам тестового протокола стало очевидным в Барселоне, где Ferrari демонстрировала скорость. Пилоты итальянской команды показали лучшее время в пяти из восьми сессий и были довольны новой машиной, хотя сравнивать ее можно было только с отстающими соперниками. Истинные расклады сил в новом сезоне станут ясны лишь после первых гонок в Австралии и Бахрейне. Тесты в Барселоне для болельщиков Формулы 1 были интересны в первую очередь техническими аспектами, особенно новыми машинами и моторами Renault и Honda.

Французам удалось добиться заметного прогресса в плане эффективности и надежности силовой установки: обновленная версия двигателя дала прибавку скорости в среднем на 0,5 секунды на круге. Red Bull впервые за три года смогла провести полную тестовую программу перед началом сезона. Renault приехала в Барселону с доработанной прошлогодней машиной Lotus, проблемы которой были связаны не столько с двигателем, сколько с прошлым кризисом развития британской команды, слишком поздно выкупленной французским концерном.

Для Honda выбор наилучшего варианта силовой установки для сезона оказался непростым. Японцы привезли в Барселону две модификации, планируя выбрать лучший по ходу сезона. Оба мотора более надежны и эффективны, чем прошлогодние версии. Однако метания инженеров и технические проблемы не позволили команде из Уокинга полноценно доработать машину, и McLaren вновь начнет сезон практически с чистого листа. Haas (несмотря на масштабную поддержку Ferrari) также отстает от графика развития, а Sauber лишь к мартовской части тестов смогла подготовить новую машину. Toro Rosso из-за позднего перехода на моторы Ferrari тоже начинала тесты со старой машиной, представив новую только в первый день весны. За четыре дня мартовской сессии STR11 без проблем проехал 602 круга, немного уступив по этому показателю Mercedes, и запомнился специалистам оригинальной конструкцией переднего антикрыла (на манер Red Bull, но с еще большим углом развала внешних шайб). 1…и длинная «воздушная терка» по периметру днища. Подобную конструкцию, но с меньшим числом отверстий, используют и в Ferrari, и в McLaren. 2Инженеры рассчитывали, что эти «терки» будут создавать искусственную турбулентность возле краев днища автомобиля, не позволяя горизонтальному потоку воздуха рассеиваться, а это в свою очередь должно было увеличить эффективность диффузора.

Слишком сложно и противоречиво? Ни вовсе! При стабильном техническом регламенте Формулы-1 рано или поздно наступает момент, когда командам приходится искать варианты повышения аэродинамической эффективности буквально по микронам, часто пускаясь в рискованные эксперименты. Впрочем, нынешнее межсезонье в этом плане оказалось достаточно спокойным, ознаменовавшись развитием уже имеющихся конструкций.
ПЕРЕДНИЕ АНТИКРЫЛЬЯ
Сложность и многоуровневость структуры передних антикрыльев возросла во всех командах. Это достигнуто в значительной степени за счёт увеличения горизонтальных плоскостей. 1 Увеличение сложности конструкции множества маленьких вертикальных дефлекторов. 2.
НОСОВЫЕ ОБТЕКАТЕЛИ
Большинство команд, в том числе Ferrari, выбрали новую конструкцию с «язычком». У некоторых она более заметна, например, у Ferrari. 3 или Williams 4Некоторые команды, такие как Haas и Renault, используют конструкцию с меньшим количеством отличий от традиционных решений.
Mercedes, возвращаясь к классической концепции, применяет кардинально отличающуюся конструкцию с узким носом и короткими пилонами. 5Завод Force India разрабатывает автомобиль с плоским носом, имеющим две выемки. 6И Мэннор, у которой не хватает средств на аэродинамические разработки.
БОКОВЫЕ ПОНТОНЫ
В зимний период команды серьёзно переработали конструкцию вертикальных и горизонтальных дефлекторов, окружающих переднюю кромку боковых понтонов, предназначенных для упорядочивания воздушного потока, обтекающего кузов автомобиля. Особую внимательность уделили в Mercedes. 7С помощью существующего ограничения скорости возможно комфортно заниматься усложнением конструкции, иногда за счёт незначительного увеличения лобового сопротивления.
ВЕРХНИЙ ВОЗДУХОЗАБОРНИК
Конечно, до футуристических конструкций середины 1970-х годов современной Формулы-1 еще далеко. Но в этом году разнообразие форм верхних воздухозаборников больше, чем когда-либо в XXI веке: от классического треугольника Force India… 8 и аккуратной «круглой арки» Ferrari 9 до идеально-утонченного овала Red Bull 10 и огромного «реактивного сопла» Mercedes 11.

ЗАДНЕЕ АНТИКРЫЛО
Большинство команд Формулы 1, кроме Sauber, Toro Rosso, Force India и Manor, применили антикрылья с V-образным вырезом на верхней части основного элемента. 1 Либо у Уильямса, у кого-то практически незаметно, как у Феррари. 2Полагают, что конструкция снижает потери на кромке крыла, возникающие из-за турбулентности воздуха головкой системы DRS. 3.
MONKEY SEAT
Более половины коллективов — Mercedes, Toro Rosso, Force India, McLaren, Sauber, Haas и Manor — установили дополнительное мини-крыло над выпускным отверстием. 4По сравнению с предыдущим годом автомобиль получил более сложное строение и дополнительные плоскости (в команде Force India). 5 их целых три) и вертикальными пилонами.
ЗАЩИТА ГОЛОВЫ
Главной новостью, продемонстрированной в Барселоне, но имевшей пока только экспериментальное значение, стала испытанная Ferrari система защиты головы водителя. 6После нескольких кругов с каркасом безопасности Кими Райкконен заметил незначительное ухудшение обзора. Конструкция вызвала противоречивые отзывы среди гонщиков: Нико Росберг безоговорочно поддержал её, а Нико Хюлкенберг полностью отверг. Внешне «формулы» от конструкции не украшаются. Окончательное решение о её использовании, как обычно, принимает FIA.

Оценка эффективности подготовки к сезону-2016 | ||
Команда | Балл | Дистанция, км* |
Mercedes | 10 | 6024 (1) |
Ferrari | 9 | 3975 (3) |
Williams | 8 | 3985 (2) |
Force India | 8 | 3626 (5) |
Red Bull | 7 | 3803 (4) |
Toro Rosso | 7 | 2802 (8) |
Renault | 6 | 3612 (6) |
McLaren | 5 | 3305 (7) |
Manor | 4 | 2253 (9) |
Haas | 3 | 2206 (10) |
Sauber | 3 | 1889 (11) |
* Дистанция, пройденная на тестах на автомобилях 2016 г.