Синдром «Ивана Калиты»: неудача попыток конфискации иностранных автомобилей у чиновников
Хотят ли очередной раз заставить чиновников ездить на «Ладах» и «Москвичах»? Звучит эффектно, но при этом несколько популистски. Такие заявления время от времени радуют слух людей, далеких от этой группы сограждан.
Вновь хотят пересадить чиновников на «Лады» и «Москвичи»? Звучит громко и несколько популистски. Такие заявления время от времени услаждают слух населения, далекого от этой группы соотечественников. Аналогичное заявление недавно прозвучало из уст министра финансов г-на Силуанова, решившего приблизиться к автомобилю Lada Aura на Петербургском международном экономическом форуме. Более того, он заявил, что и персональные водители никому не нужны – мол, сел сам за руль и поехал, куда следует. Это позволит более эффективно использовать ресурсы и быть ближе к народу. А ежели в машине что-то сломается, то чиновник прочувствует ситуацию на своей шкуре и примет участие в мерах по искоренению такого «безобразия».
Было бы любопытно провести опрос: кто верит в реальность массовой смены автомобилей марки «Ауди», БМВ на «Лады»? Мне кажется, результаты окажутся нулевыми. Если, конечно, президент не объявит иномарочный транспорт вне закона.
Интересно другое: ранее подобные мероприятия по перемещению чиновников «с кресел на табуретки» происходили в ГАЗе и АЗЛК. В Нижнем этим популизмом руководил г-н Немцов, а в Москве – г-н Лужков. На пике популизма даже был устроен аукцион по продаже государственных иномарок, который закончился провалом. Но примечательно то, что чиновничьи машины всегда должны были кардинально отличаться от серийной продукции завода!
На «Москвиче» создали два седана на удлиненном шасси от модели 2141: «Князь Владимир» и «Иван Калита». «Князь Владимир» был «Москвичом» конца 1990-х с кузовом седан и увеличенным пространством для задних пассажиров, а «Иван Калита» — его же версией с улучшениями, призванными добавить роскоши бюджетному автомобилю. Такую машину некоторое время использовал бывший тогда мэром Москвы Юрий Лужков с персональным водителем.

В Тольятти решили удлинить ВАЗ-2110 из-за отсутствия более подходящих вариантов. В результате появились две модели: ВАЗ-21108 «Премьер» и ВАЗ-21109 «Консул». «Консул» отличался существенно увеличенным кузовом, колесная база которого увеличилась на 65 сантиметров, что превратило обычную «десятку» в машину, похожую на лимузин. Но особой популярностью «Консул» не пользовался.
На заводе ГАЗ показали удлиненную модель 311055. В отличие от «Князя Владимира» и «Консула», такая «Волга» выглядела качественно и стоила чуть дороже базовой модели. Однако и к ней чиновники остались равнодушны.
Весной 2014 года Дмитрий Медведев запретил приобретать за государственный счет автомобили иностранного производства – правда, речь шла не о машинах из стран с иной системой письма. С середины 2000-х годов в России стали массово строиться заводы по сборке иномарок. Производимая ими продукция решением Медведева не подпадала под запрет к покупке за государственный счет. В итоге на парковках министерств и ведомств на смену «Волгам» стали массово появляться Toyota Camry и Ford Mondeo. Для чиновников высшего ранга полагались BMW, которые собирались на заводе «Автотор» в Калининграде, или Audi, которые некоторое время собирались в Калуге на заводе группы Volkswagen. В 2019 году заработал подмосковный завод Mercedes-Benz.
Существовал и другой способ сохранения доступа к иностранным автомобилям. Вместо покупки ведомства заключали контракты с транспортными или лизинговыми компаниями о предоставлении услуг. На стоянках госучреждений Москвы можно было увидеть седаны Genesis или Lexus.
В общем, понятно главное: власти кататься на отечественных машинах не хотят и ради избежания этого «позора» пойдут на всякие хитрости. А «Аурусов» всё равно всем не хватит…
Что еще почитать:
Николая Хрущева считают родоначальником украинской автомобильной промышленности, что связано с тайным проектом ТПК.