Шведское ралли: жаркий снег
Ралли «Щвеция». Горячий снег
Никогда на ралли «Щвеция» не побеждал нескандинавский пилот. Однако сенсационная статистика: команда Peugeot третий раз подряд выиграла этот этап чемпионата, а испанец Карлос Сайнц шестой раз поднялся здесь на подиум.

Из-за Олимпийских игр ралли «Швеция» 2023 года прошло на неделю раньше запланированного срока. В связи с возможной оттепелью были выбраны спецучастки, расположенные высоко над уровнем моря в северных районах Швеции.
Используя славу прошедшего ралли «Монте-Карло» и завершение освещения событий СМИ, Хитрющая Citroen отозвала апелляцию по поводу двухминутного штрафа. Победу первого этапа одержал Томми Мякинен. Команда Subaru праздновала последнюю победу в Швеции еще в 1997 году, настрой команды был боевым.
Ford испытывал трудности. Колин Макрей переживал из-за отсутствия снега во время тестов, Маркко Мартин сталкивался с непредвиденными ситуациями при управлении автомобилем, а Карлос Сайнц вывел машину из строя после столкновения с лосем. На шейкдауне Мартин также разбил машину. Рассматривалась возможность пересадки его на Ford Дюваля, но решили, что с версией 2001 года получить очки маловероятно. В итоге Маркко не выступил в гонке.
В Peugeot новым пилотом вместо Жиля Паниззи стал Харри Рованпера, победивший в прошлогоднем ралли «Швеция».
Ralliart представила три автомобиля. За рулем одной из них выступал приглашенный пилот Яни Паасонен, заявивший: «Я много трудился, чтобы получить возможность быть заводским пилотом: за 18 месяцев избавился от 15 килограммов веса».
Шкода и Хёндай выбрали для участия ветеранов. Шкода остановилась на Стиге Бломквисте, а Хёндай — на Юхе Канккунена. Фредди Луикс приехал в Швецию с костылями. Однако последствия аварии в Монте-Карло не помешали ему принять участие в гонке, и медики разрешили ему стартовать.
В утреннем перегоне из Карлстадта в Хагерорс шел дождь, а около возвышенностей участников ждал снегопад — плохая новость для пилотов, которые должны были стартовать первыми. Например, для Мякинена, выбравшего шины, более подходящие для езды по льду. Томми выполнял роль «бульдозера» по полной программе. Неудивительно, что после двух спецучастков он был лишь двадцать вторым.
Проблемы были и у других экипажей. Петтер Солберг жаловался на отказы дифференциалов. Тони Гардемайстер заметил, что Subaru плохо управляется по чистому снегу. Томас Радстрем вылетел в канаву — нужна была помощь, чтобы вернуть Citroen на дорогу. Франсуа Делекур не мог найти общий язык с Mitsubishi, но признал: «Причина во мне, а не в машине».
Мякинен после следующего спецучастка поднялся лишь на три позиции. Неудача выглядела фатальной. И действительно: на следующем спецучастке Subaru съехала с трассы — отверстия системы охлаждения забились снегом, и двигатель перегревался.
И Бернс, и Лоэб попали в сугроб, а Радстрем понадобилась лопата.
Самым сложным был вопрос шин. Лидирующий Гронхольм жаловался: «Я думал, снега будет меньше». Рованпере, ехавший чуть сзади, доволен резиной для льда. Колин Макрей, выбравший «снежный» тип шин, постепенно поднимался в итоговом протоколе. На 5-ю позицию переместился и Луикс.
В первом круге лидирует Маркус Гронхольм, Харри Рованпера уступает ему 0,9 секунды, Колин Макрей отстаёт на 41,5 секунды, Яни Паасонен — на 53,6, а Фредди Луикс — на 1,015.
Лоэб, преодолев трудности с управлением, финишировал 28-м. Шварц занял 35-е место, а Делекур — 67-е из оставшихся 69 участников. Всего выбыло пять машин.
Перед вторым днем ралли команда Citroen провела тщательную проверку автомобилей. У машины Радстрема заменили турбину, что привело к штрафу Томасу за опоздание из сервис-парка. Машину Лоэба серьёзно отремонтировали, после чего она стала работать значительно лучше.
В первый день произошел сюрприз: Петтер Солберг снялся из-за неисправности мотора.
Остальные экипажи столкнулись с проблемой пробитых колес. Ни Паасонену, ни Колин Макрей не удалось избежать этой напасти. Яни добрался до финиша спецучастка, а Макрею пришлось остановиться и заменить повреждённое колесо. Именно здесь стало понятно, что Макрею-старшему не удастся догнать двух ушедших в отрыв Peugeot — Гронхольма и Рованперы.
В итоге дня: Гронхольм, Рованпер (+50,1 сек), Сайнц (+2.21,5 сек), Луикс (+2.52,2 сек), Бернс (+2.52,7 сек).
Утром организаторы встретили серые облака и ещё более серые перспективы. Поставщики топлива FIA беспокоились из-за низкой доли финишировавших машин – запасов горючего могло не хватить. Кроме того, поднималась температура, что грозило испорченным спецучасткам.
Служба спасения с номером «13» не повезло из-за многозначительного числа. Второй участок повторял путь предыдущего дня, где уже образовалась глубокая колея. В случае аварии медики сюда не смогли бы добраться. 13-й отменили, что принесло облегчение поставщикам топлива.
Отмена спецучастков огорчила пилотов, стремящихся наверстать упущенное.
Ричард прилагал максимум усилий. Единственным соперником был Сайнц, занимавший третье место протокола. Гонка завершилась в самый последний момент: из-за поломки подвески сошел Луикс. Это дало Hyundai шанс: Колин Макрей, обогнав Юху Канккунена, принёс очки для команды Ford. Но судьба улыбнулась Hyundai: сход Кеннета Эрикссона на последнем спецучастке позволил Канккунену финишировать в командных очках.
Сюрпризы ралли «Швеция» не закончились. Стартовавший на Ford Focus WRC Янне Тохино из частной команды одержал победу в борьбе за пятое место, но… Из сервисного парка финн выехал с опозданием на минуту, добровольно уступив пятое и шестое места Алистеру и Колину Макреям.
WRC. Subaru Impreza WRX
© Фото: 5 колесо