Штраф за езду на мотоблоке: кого он ждет?
Каждому, кто хочет окончательно запутаться в данном вопросе, стоит полчаса посидеть перед компьютером. Похоже, что полстраны пересело на мотоблоки и теперь объясняет другой половине, как себя надо вести.
Типичная ситуация выглядит примерно так: вы купили мотоблок. К нему пристыкован ездовой адаптер. Цель покупки – обработка земли, уборка снега и прочие хозяйственные заботы, никак напрямую не связанные с катанием по шоссе. И все бы нормально, только вот до вашего участка с землей и снегом – пара километров по дороге общего пользования. Вопрос: как туда добраться?
Дальше начинаются игры разума. Для езды на мотоблоке, вроде бы, не нужны ни права, ни страховка, ни регистрация. Но любой нормальный гаишник за езду без прав просто обязан вас наказать – и это справедливо. Дескать, по оврагам и буеракам – катайтесь, а здесь – дорога общего пользования! В ПДД четко сказано: нужны права, регистрация и т.п.
Юмор заключается в том, в том, что в ПДД нет понятия ни мотоблоков, ни прочих квадроциклов. Мотоблок – это неизвестный науке зверь, почти как Чебурашка. Он не мотоцикл и не трактор. Верховный суд указал, что такой мотоблок регистрировать не надо. Стало быть, оштрафовать водителя за езду без прав нельзя. Вот если кубиков в моторе – более 50, а максималка – выше 50 км/ч, тогда – другое дело, а вот мотоблок – неподсуден. У него и скорость-то меньше 12 км/ч.
Но радоваться рано. Любой мотоблок можно рассматривать как трактор с одной осью, а потому его водителю нужны права тракториста. Если таких прав нет, то штраф за езду на мотоблоке может составить от 5000 до 15 000 Р.
Короче говоря, ситуация может трактоваться самым разным способом. То и дело в разных концах страны возникают одни и те же споры и разбирательства. Сценарий примерно одинаковый: ГИБДД задерживает владельца мотоблока и выписывает штраф, тот обращается в суд, районный суд поддерживает ГИБДД, а кассационный – владельца мотоблока. В результате очень часто штрафы отменяют. Про нервотрепку молчим.
Как обезопасить себя от подобных разборок с представителями закона? Вариантов несколько. Самый спокойный – пытаться добираться на мотоблоке до места назначения по лесным и полевым дорогам. Самый трудоемкий – доставлять мотоблок до точки с помощью автомобиля с прицепом, если у вас все это есть в наличии. Наконец, самый правильный – это все-таки получить права машиниста на спецтехнику. Категория А1 дает право управлять мототранспортными средствами, не предназначенными для движения по автомобильным дорогам общего пользования, а также транспортными средствами, максимальная скорость которых менее 50 км/ч. Порядок получения таких прав не сложнее, чем обычных водительских – вас ждут обучение, медкомиссия и экзамен. После этого десять лет можете ездить на своем мотоблоке относительно спокойно.