Водителям стоит быть внимательнее: ответственность за ДТП на обочине может быть коллективной
Практически каждый водитель сталкивался с ситуацией, когда, попав в пробку, кто-то пытается объехать ее по обочине. Это вызывает раздражение, но, что более важно, является прямым нарушением правил дорожного движения, которое многие водители хотят пресекать. Обычно рассуждают следующим образом: кто нарушил, тот и виноват, особенно в случае дорожно-транспортного происшествия. Однако Верховный Суд Российской Федерации внес уточнение, которое оказалось неоднозначным.
Сперва разберемся. Обочина – не дополнительная полоса.

Она предназначена для остановки или стоянки, если это допускается правилами. Движение по ней запрещено для большинства транспортных средств, за исключением тихоходного транспорта, которое должно уступать дорогу. Нарушение влечет за собой штраф в размере 1500 рублей (статья 12.15 КоАП РФ). Положения законодательства представляются понятными.
Но ключевым моментом является то, что, несмотря на распространенное мнение о единоличной ответственности, вышестоящий орган разъяснил – ответственность в ДТП не всегда ложится целиком на того, кто ехал по обочине. Если действия других участников усугубили аварию, вина может быть обоюдной. По мнению специалистов, установление виновности представляет собой сложный процесс.
Представьте ситуацию: вы едете по своей полосе. Водитель, находящийся на обочине, пытается перестроиться, объясняя это «препятствием справа». Нормативно-правовая база однозначно устанавливает: приоритет у того, кто движется в своем ряду. В данной ситуации вся ответственность лежит на водителе, который выехал с обочины, что само по себе являлось нарушением правил.
Обстоятельства оказались более запутанные, что и послужило причиной дебатов в Верховном Суде. При выезде на главную дорогу с второстепенной, вы обязаны предоставить преимущество в проезде. Однако, по обочине главной дороги несется нарушитель. Вы могли и не заметить его, поскольку на этой полосе движение транспортных средств не предполагается. Столкновение. Формально, виноват не уступивший. Поскольку второй участник допустил грубое нарушение установленных правил, спровоцировав непредсказуемую ситуацию, возникла правовая неопределенность. Для её устранения и потребовались толкования Верховного Суда с целью определения справедливого порядка распределения ответственности.
Ранее мы писали о ТОП-5 люксовых машин – лидерах по ДТП.Источник. Фото — rus.azattyq-ruhy.kz.