Шлем-скафандр для мотоциклистов: гениальность или безумие?

Искрометные и живые 1950-е годы… Это десятилетие было заполнено массой забавных изобретений, призванных решить проблемы водителей. И вот одно действительно сумасшедшее — мотоциклетный шлем с подогревом.

В рекламном ролике из Франции 50-х годов этот шлем рекламируется как «термо скафандр», точнее — Le “Thermoscaphe”. Наименование взято от слова «батискаф» — пилотируемого подводного аппарата для погружения на большие глубины, который и по сей день применяется.

К сожалению, имя создателя этого устройства осталось неизвестным. Возможно, это и к лучшему: никто из сотрудников редакции не уверен, насколько изобретатель термоскафандра серьёзно относился к своей идее. В то же время, большинство увлечённых изобретателей того времени верили, что их творения гениальны.

Несмотря на очевидный плюс — отличную обзорность на 360 градусов, ведь шлем по сути прозрачная акриловая капсула, есть сомнения в ударопрочности конструкции. Крепится французский термоскафандр ремешками под мышками мотоциклиста, а не под подбородком. Остаётся открытым вопрос запотевания, так как у шлема нет визора.

Самое интересное, а может и смешное — это реализация подогрева. С левой стороны к шлему прикреплена металлическая коробка. Почти как та, где у вас на даче спрятан счетчик электроэнергии. Вентилятор снаружи подключен к коробке и питается от батареи. Внутри коробки, возле левого уха мотоциклиста — спиртовая лампа, греющая трубку, по которой вентилятор гонит воздух в шлем. Принцип следующий: перед надеванием шлема мотоциклист зажигается спиртовку, включает вентилятор, надевает шлем и вуа-ля, внутри тепло… Наверное. Интересно было бы замерить разницу в температуре воздуха до и после, так как есть сомнения, что мощности спиртовой горелки будет достаточно для разогрева воздуха, поступающего по металлической трубке.

Техника безопасности вызывает больше всего вопросов и скепсиса. По крайней мере, наши современные представления об этом. Мы уже выразили сомнение в прочности акриловой капсулы при ударе, но то, что в металлической коробочке в одном месте находятся спиртовая горелка и аккумулятор для питания вентилятора, превращает этот шлем в потенциальный факел возле уха мотоциклиста. Зафиксирована ли спиртовка, не прольется ли спирт при падении, предусмотрена ли возможность быстрого съема шлема при возгорании — наивные вопросы, которые останутся без ответа. Интересно, рассматривал ли создатель сценарий, при котором спирт проливается из горелки на одежду и вспыхивает. Сомневаемся.

Несмотря на то, что «Thermoscaphe» кажется странным, наше отношение к нему должно быть открытым. Такие изобретения способствовали техническому прогрессу и вдохновляли изобретателей прошлого.

По поводу идеи интегрировать кондиционер в мотоциклетный шлем, некоторые производители выпускают сегодня вполне годные модели, получившие одобрение всех комиссий по безопасности. К примеру, Feher ACH-1 с кондиционером, размещенным в задней части шлема. Дизайн строгий. Вес — 1450 грамм. Получил сертификаты DOT и ECE. Предлагается в размерах от XS до 2XL в пяти цветовых вариантах.