Школоте не понять: мое мнение о новом российском мотоцикле ЗиД-125
Послевоенная история отечественных мотоциклов началась с заимствований. К примеру, завод имени Дегтярева в 1946 году освоил производство копии немецкого DKW-125. Сегодня спираль истории пошла на новый виток, с которым мы познакомились в числе первых.
ЗиД-125
Цена: от 75 900 р.
В продаже: с 2021 г.
Вспоминая о мотоциклах советских времен, мы чаще всего говорим об «Уралах», «Ижах» и чехословацких «Явах», а вот мотоциклы с зайцем на баке вспоминают единицы. Ковровские К-125 и К-175, «Восходы», множество моделей ЗиД, общий тираж которых исчисляется миллионами экземпляров, запомнились не всем.
При этом завод имени Дегтярева, специализирующийся на производстве вооружений, выпуск мотоциклов не останавливал даже в кризисы. Везло не всегда; чего стоил мотоцикл «Франт»: итальянский дизайн и европейские комплектующие должны были сделать его одним из лучших российских мотоциклов, но обвал рубля 1998 года поставил на нем крест.
А вот к нынешнему кризису завод подошел во всеоружии. Конечно, разрабатывая бюджетную 125‑кубовую машину с китайским мотором, никто не думал о грядущей катастрофе на рынке, но и случайностью такое попадание назвать сложно. Знакомьтесь: ЗиД-125 — грозный конкурент китайских Alfa и Delta, а также индийских Bajaj Boxer 125.
Аппарат получился симпатичным. На первый взгляд, ничего особенного, но овальная фара, аккуратно вписанная в обтекатель, показывает, что над дизайном работали. Зайчиков на боковых крышках «школоте не понять», но мне возрождение старой геральдики кажется отличной идеей. К слову, «зайцы» на мотоциклы перекочевали с герба города Ковров, где их и выпускают. Забавная историческая параллель: лошадка на эмблеме Porsche появилась, также перекочевав с герба Штутгарта.
Но если дизайн ЗиД-125 создавали у нас, то изготовление пластиковых облицовок заказывают у китайских заводов вместе с другими комплектующими. И все же его можно назвать российским!
В нашей стране разработано главное — шасси. Здесь же его и изготавливают, сваривая и окрашивая рамы и маятники. С одной стороны, такая локализация позволяет снизить стоимость, с другой — повысить качество. К примеру, сварные швы на раме ЗиД-125 выглядят куда аккуратней и качественней, чем на китайских аналогах.
Разумеется, надежность мотоцикла покажет лишь время, но цикл заводских испытаний впечатляет — всю технику тут гоняют по стандартам военной приемки. Впрочем, ждать чудес от ковровского аппарата не стоит: штампованная верхняя траверса, тонкие перья и узкие шины придают его характеру нервозности и какой-то «хлипкости».
Но все в рамках жанра ультрабюджетных 125‑кубовых аппаратов. Привычный и мотор: китайская копия старинной хондовской «одностволки» уже давно стала самым массовым мотоциклетным мотором в мире. Ее вариации встречаются почти на всей малокубатурной технике, а вопросы с поиском запчастей, обслуживанием и ремонтом отпали больше десятилетия назад.
Воздушное охлаждение, два клапана на цилиндр, электрозапуск, продублированный кик-стартером, карбюратор и… 6,8 л. с. Негусто, но для 95‑килограммового мотоцикла достаточно. «Мокрое» сцепление довольно легкое, а вот двуплечая педаль 4‑ступенчатой КП слишком уж тугая, да и внятности ей не хватает: поймать «нейтраль» на новом мотоцикле с первого раза сложно.
Не исключено, что со временем узел приработается, и переключения станут легче. Притереть хочется и тормоза, барабанные спереди и сзади. Дикость? В этом классе дисковый механизм спереди — атрибут роскоши, а не норма! Впрочем, потенциала тормозных механизмов легкому мотоциклу хватает даже под моими 110‑ю килограммами.
Удивительно, но мотоцикл, созданный с чистого листа в России, получился вполне конкурентоспособным. И по цене, и по характеристикам он вполне сопоставим с индийскими и китайскими моделями. Прогнозы давать сложно, и все же: не исключено, что в нынешних реалиях «зайцы» вновь вернутся на каждый десятый мотоцикл страны.
Технические характеристики ЗиД-125 |
|
Габариты (длина / высота по рулю) | 2000/750/1100 мм |
База | 1330 мм |
Двигатель | 1 цилиндр, OHC, 2 клапана на цилиндр, 119,6 см3, 6,8 л. с., 8,6 Нм |
Трансмиссия | 4МКП, цепной привод |
Подвеска (передняя/задняя) | телескопическая вилка / два амортизатора с регулировкой преднатяга пружин |
Тормоз (передний/задний) | барабанный |
Сухая масса | 95 кг |