Шелковый путь: буря в пустыне

Шелковый путь: буря в песках.
Звонок будильника мобильного телефона вырвал из крепкого сна в самый неудобный момент. Пять секунд на ориентировку в ситуации, ещё десять — чтобы вспомнив все ругательства, вернуться к реальности. Начинается третий день ралли-рейда «Шелковый путь», гонки серии «Дакар».


Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо
Третий или уже третий раз? В любом случае, действия стали автоматическими: свернуть спальный мешок, сложить палатку, загрузить весь скромный груз в автомобиль. Несмотря на раннее утро, жизнь на стоянке оживленно кипит. Звуки напоминают музыкальную пьесу «Утро на ферме»: ворчание дизель-генераторов, урчание прогреваемых моторов автомобилей, рев турбин самолетов и треск винтов взлетающих вертолетов. Как солдат, считающий дни до дембеля, пытаюсь прикинуть, сколько еще мне осталось вести такую жизнь скаута, и результат расчетов получается неутешительным.
Начало гонки частично подтвердило предположения Лекьена. На первом же реальном спецучастке на маршруте Казань — Бугуруслан протяженностью 140 километров Жерар Де Рой, выступающий на автомобиле Iveco, показал отличную скорость и опередил экипажи Владимира Чагина и Алеса Лопрайса. Volkswagen Race Touareg в квартете вели исключительно внутреннее сражение, не допуская к борьбе за победу посторонних. На очередной группе спецучастков по маршруту Бугуруслан — Уральск Владимир Чагин взял уверенный реванш в зачете «камионов». В категории джипов битва Аль Аттия с Карлосом Сайнцем украшала борьбу.

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо
Практически все ожидали, что 580-километровый спецучасток этапа Уральск — Бейнеу станет решающим моментом гонки. Протокол результатов четвертого этапа в абсолютном зачёте был впечатляющим: Карлос Сайнц, Марк Миллер, Жиньель де Вилльерс, Нассер Аль Аттия и экипаж Фирдауса Кабирова на КамАЗе. «Честно говоря, волновался по поводу того, как мы пройдем этот этап, — говорил Фирдаус. — Знал, что в этой местности будет много работы для штурмана, но не ожидал, что трасса окажется такой скоростной — наша средняя скорость была 100 км/ч. Но были и проблемы с навигацией. К “роуд-буку” претензий нет, правда, если ехать с нормальной скоростью. Но поскольку мы просто летели по трассе, то это вносило дезориентацию в работу штурмана». Очень быстрым на этом спецучастке был Жерар Де Рой. Пожалуй, чересчур быстрым. «Сломалось все, что ниже кабины! Рулевое управление, гидроцилиндры, ограничители хода подвески», — жаловался Жерар на бивуаке. Не обошлось без технических проблем и в нашей команде — на экспериментальном автомобиле Эдуарда Николаева сломалась рессора.
Четвертый этап завершился, после него экипажи VW продолжили внутренние разбирательства: Аль Аттия опережал де Вильерса на 12 минут. Ближайший преследователь, Кристиан Лавел, отстал на час. Далее следовала пара Маттиаса Кале и Филиппе Гаша. Владимир Чагин лидировал в зачете грузовиков, а по генеральной классификации Silk Way занимал седьмое место. В топ-десятку «абсолюта» также вошли Фирдаус Кабиров и Жерар Де Рой.
В аварии Владимира Чагина за семь километров до финиша спецучастка Бейнеу — Жанаозен на его КамАЗе оторвалось колесо. На ремонт ушло около трех часов, и Владимир потерял шансы на победу, а Жерар Де Рой и Алес Лопрайс получили дополнительную мотивацию. Но и без этого соперники Фирдауса Кабирова, ставшего лидером гонки, комплексами не страдали. «КамАЗы действительно очень быстро едут, — признавал Де Рой. — Раньше я думал, что Чагин сумасшедший, но, оказывается, и Кабиров тоже. Правда, про меня, наверное, сказали бы то же самое». Впечатляла и быстрая, если не сказать безумная, езда Нассера Аль Аттия. При этом уроженец Катара всё говорил о том, что будет действовать только согласно выработанному плану… Похоже, план заключался в том, чтобы ни при каких обстоятельствах не отпускать педаль газа.

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо
Шестой этап ралли-рейда проходит через границу Туркменистана. Участок границы больше напоминает блок-пост, дорога на сопредельной территории… Организаторы советовали: «Лучше ехать чуть сбоку от дороги». Преодолев около 300 километров вдоль побережья Каспийского моря, экипаж автомобиля прессы провел ревизию подвижного состава. На KIA Sportage лопнула пружина передней подвески. Механики предложили два варианта: либо добираться до Ашхабада на машине и там менять пружину, либо обратиться к авиации. Механики команды «КамАЗ-Мастер» посоветовали заварить пружину и доехать до Ашхабада.
Работа на гонке стала привычной routine, и я перестал считать оставшиеся дни до завершения участия. Временем руководила суета: по прибытии – краткое общение с участниками, затем работа в пресс-центре, разбирающийся к 22.00 для перевозки на следующий бивуак, ужин, установка палатки и спального мешка… И снова ранний подъем…

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо
В Туркменбаши песчаная буря мешает работе журналистов. Песок везде: скрипит на зубах, забивает глаза, покрывает клавиатуру ноутбука. Ветер громит тенты и ломает палатки. Ситуация в турнирной таблице меняется так же быстро, как и шторм. Филиппе Гаш выбыл из гонки из-за проблем с багги. На Nissan Кристиана Лавнелля отказала коробка передач, а Маттиас Кале перевернулся на этапе Жанаозен — Туркменбаши. Теперь лучшим «после фольксвагенов» стал российский экипаж Руслана Мисикова и Константина Жильцова. Аль Аттия опережает Карлоса Сайнца всего на три минуты после шестого этапа, соперничество становится решающим. В зачете грузовиков лидирует экипаж Владимира Чагина. Фирдаус Кабиров уверенно занимает первую строчку зачета грузовиков (и пятую в генеральной классификации!), Жерар Де Рой на второй позиции, а на третье место претендуют Алеса Лопрайс, Ильгизар Мардеев и Эдуард Николаев.

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо
Маршрут ралли-рейда «Шелковый путь» был изменен. После седьмого этапа Туркменбаши — Балканабад участники должны были вернуться в Туркменбаши, а оттуда отправиться на финиш в Ашхабад. Изменение было связано с приездом президентов Казахстана, Туркменистана и России в Туркменбаши. Победу в ралли одержал Карлос Сайнс. На предпоследнем этапе победил Нассер Аль Аттия, опередив Карлоса Сайнца на две минуты. Перед заключительным этапом Аль Аттия вел с преимуществом 4 минуты и 56 секунд. Но на последнем спецучастке Балканабад — Туркменбаши произошло падение Аль Атьяи, из-за чего он занял третье место в «легком» зачете. Первые три места в «легком» зачёте заняли команда VW: Карлос Сайнс, Марк Миллер и Жиньель де Вилльерс. Четвертыми стали Руслан Мисиков и Константин Жильцов. В зачёте грузовиков победителями стали Фирдаус Кабиров, Андрей Макеев и Анатолий Танин. Второе и третье места заняли экипажи Жерара де Роя и Алеса Лопрайса.
В столице Туркменистана состоялась красочная церемония финиша с кубками и брызгами шампанского. Для участников этот марафон длиною более 4600 километров, из которых 2600 составили спецучастки, завершился. Организаторам всё ещё хватало работы, но я попросил руководителя проекта Семена Якубова подвести итог: «Трасса получилась красивая, со сложным рельефом, требующая мастерства в управлении автомобилем и в навигации, — считает Якубов. — Надеюсь, я сделал такую гонку, которую от меня ожидали. И я уверен, что ралли-рейд “Шелковый путь” получился лучше южно-американского “Дакара”».
Уступает лишь «дакару»?

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо
Более 50 легковых автомобилей и 20 грузовиков приняли участие в Казани. Организаторы — французская организация A.S.O. и Некоммерческое партнерство «КамАЗ-Автоспорт» — установили высокую планку для мероприятия. «Мы не без основания претендуем на звание одного из самых крупных ралли-рейдов, разумеется, за исключением “Дакара”», — сказал директор проекта Семен Якубов.
«Хочу отметить не только количественный, но и качественный состав участников», — подчеркнул спортивный директор соревнования Фредерик Лекьен. «Хочется, в первую очередь, поблагодарить команду Volkswagen, выставившую звездный состав. Это и прошлогодний победитель “Дакара” Жиньель де Виллерс, и легендарный Карлос Сайнц, и Марк Миллер, и дебютант команды, хорошо известный в классическом ралли, Нассер Аль Аттия. Но разве можно назвать аутсайдерами таких пилотов, как Кристиан Лавелл или Филиппе Гаш на его новом багги! Весьма конкурентоспособны россиянин Руслан Мисиков и чех Мирослав Заплетал. В зачете грузовиков в очень сильном составе представлена команда “КамАЗ-Мастер”. Но и здесь победа не бесспорна — оппонентами выступают экипажи Яна и Жерара Де Роев. Нельзя сбрасывать со счетов и Алеса Лопрайса, стартующего на Tatra».
Из путевых заметок

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо
«Шелковый путь» непременно стал событием для жителей государств, по которым проходил маршрут. В каждом населенном пункте автомобили с отличительными знаками ралли-рейда получали аплодисменты. Дети с рукописными плакатами «Желаем удачи» часами простаивали на маршрутах «ассистанса». Стоило машине остановиться, как тут же находилось множество желающих сфотографироваться с гостями. На каждом бивуаке муниципальные власти устанавливали юрты для угощения участников национальными лакомствами. Инспекторы дорожного движения Казахстана были повсюду: на каждом перекрестке вблизи населенных пунктов, чтобы обеспечить участникам первоочередное проезд. Что касается бивуачной жизни, то бывалые участники ралли-рейдов пугали присутствием скорпионов и другой ядовитой живности, рекомендуя взять высокие ботинки-берцы.
Я не видел ни одного скорпиона. Слухи о том, что одного из участников ужалил скорпион, появились на бивуаке. Но в этом случае ботинки так бы и не помогли — укус пришелся в палец руки во время установки палатки. Французские врачи оказали первую помощь.
Члены медицинской бригады отмечали мало травм и неприятностей со здоровьем на бивуаках.Infrastrcture бивуаков «Шелкового пути» не вызывала нареканий. Компания «Туран Батыр» из Татарстана обеспечивала нормальное питание, а также туалеты, умывальники, душевую палатку. Все эти блага были представлены в полевом варианте.
Проблемы с передачей информации журналистам не было.
Тестировать, так до конца

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо
Эдуард Николаев, описывая поломку рессоры, говорил: «Была серия прыжков, которая закончилась жестким ударом в бугор. Осмотр показал, что сломаны коренные листы рессоры с двух сторон. Причин поломки три, но нужно рассматривать их как одно целое. Возможно, на буграх и ямах стоило чуть снизить темп. Не исключена банальная усталость металла».
Третья причина — подвеска нуждается в доработке.
Вместо замены рессоры (запасная была на борту «летающей технички» Ильгизара Мардеева), решили реанимировать её в полевых условиях и продолжить движение, поскольку замена заняла бы слишком много времени. Кстати, после поломки рессоры ещё и поддон двигателя подтекал, но подтекание масла ликвидировали, замазав щель герматиком. Что касается рессоры, то ремнями притянули верхний лист и продолжили гонку, хотя поломка произошла на 120-м километре, а впереди было ещё 400. Сейчас важна именно тестовая работа, поэтому решили экспериментировать до конца. Нечто подобное может случиться и на «Дакаре», и нам нужно знать предел «живучести» автомобиля, понять, можно ли с такой поломкой продолжать движение. Старались не плестись — на буераках не рисковали, но результат хотелось привезти достойный. Убедились, что автомобиль вполне может доехать, причем в темпе чуть выше среднего.
Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо