Шелковый путь: буря на трассе ралли
Шелковый путь: буря на раллийной трассе.
Будильник мобильного телефона врывается в сон в самый неудобный момент. Пять секунд на то, чтобы сориентироваться, еще десять для того, чтобы вспомнить все знакомые ругательства и вернуться к реальности. Начинается третий день ралли-рейда «Шелковый путь», гонки серии «Дакар».


Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо
Третий или уже третий поход? В любом случае, действия стали автоматическими: свернуть спальный мешок, сложить палатку, погрузить весь нехитрый скарб в автомобиль. Несмотря на раннее утро, жизнь на бивуаке оживленно бурлит. Какофония звуков вызывает ассоциации с музыкальной пьесой «Утро на ферме»: ворчание дизель-генераторов, урчание прогреваемых моторов автомобилей, рев турбин самолетов и треск винтов взлетающих вертолетов. Как солдат, считающий дни до дембеля, пытаюсь прикинуть, сколько еще мне осталось вести эту жизнь скаута, и результат расчетов получается неутешительным.
Начало гонки частично подтвердило предположения Лекьена. На первом же «реальном» спецучастке на маршруте Казань — Бугуруслан Жерар Де Рой, выступающий на новом автомобиле под брендом Iveco, опередил экипажи Владимира Чагина и Алеса Лопрайса. Квартет Volkswagen вел исключительно внутреннее сражение, не допуская к борьбе за победу никого из посторонних. Владимир Чагин взял уверенный реванш в зачете «камионов», а битва Аль Аттия с Карлосом Сайнцем украшала сражение в категории джипов.

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо
Около 580-километровом спецучастке этапа Уральск — Бейнеу говорили как о «моменте истины» гонки, что оказалось верным. Протокол результатов четвертого этапа выглядел впечатляюще: Карлос Сайнц, Марк Миллер, Жиньель де Вилльерс, Нассер Аль Аттия и экипаж Фирдауса Кабирова на КамАЗе. «Честно говоря, беспокоился о преодолении этого этапа,— рассказывал Фирдаус.— Знал, что в этой местности много работы для штурмана, но не предполагал, что трасса окажется такой скоростной — наша средняя скорость была 100 км/ч. Но были и проблемы с навигацией. К “роуд-буку” претензий нет, правда, если ехать с нормальной скоростью. Но поскольку мы просто летели по трассе, то это вносило дезориентацию в работу штурмана». Жерар Де Рой на этом спецучастке был очень быстр, но чересчур. «Сломалось все, что ниже кабины! Рулевое управление, гидроцилиндры, ограничители хода подвески», — сокрушался на бивуаке Жерар. Не обошлось без технических проблем и в команде Эдуарда Николаева — сломалась рессора на экспериментальном автомобиле.
Четвертый этап можно назвать судьбоносным. После него четыре экипажа VW продолжили лишь внутренние разборки (лидирующий Аль Аттия опережал де Вильерса, занимавшего четвертое место, на 12 минут), умчавшись от ближайшего нефольксвагеновского преследователя Кристиана Лавелля на час. Далее шли багги Маттиаса Кале и Филиппе Гаша. Владимир Чагин лидировал в зачете грузовиков, а в генеральной классификации Silk Way его экипаж занимал седьмое место. В топ-десятку «абсолюта» входили и Фирдаус Кабиров, и Жерар Де Рой. Но итоги гонок целесообразно подводить на финише.
Авария Владимира Чагина на 424-километровом спецучастке Бейнеу — Жанаозен лишила его шансов на победу. От оторвавшегося колеса пришлось потратить около трех часов на ремонт, что дало дополнительную мотивацию Жерару Де Рою и Алесу Лопрайсу.
Соперники Фирдауса Кабирова, занявшего лидерство, не испытывали комплексами, даже без этой ситуации. «КамАЗы действительно очень быстро едут, — признавался Де Рой. — Раньше я думал, что Чагин сумасшедший, но оказывается и Кабиров тоже. Правда, про меня, наверное, сказали бы то же самое».
Быстрая, если не сказать безумная, езда Нассера Аль Аттия также впечатляла. Тем не менее уроженец Катара не переставал говорить о том, что будет действовать только согласно выработанному плану… Похоже, план заключался в том, чтобы ни при каких обстоятельствах не отпускать педаль газа.

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо
Шестой этап ралли-рейда проходит через границу Туркменистана. Местность близ границы больше похожа на блокпост. Дорога за ней… Нет, подходящих слов не нашел. Организаторы советовали: «Лучше ехать немного в стороне от дороги». Преодолев около 300 километров вдоль побережья Каспийского моря, экипаж автомобиля прессы на бивуаке в Туркменбаши провел ревизию техники. У KIA Sportage лопнула пружина передней подвески. На бивуаке «успокоили»: ближе к Ашхабаду найти пружину маловероятно, поэтому дальше лучше перемещаться авиацией. Механики команды «КамАЗ-Мастер», которым обратились за советом, предложили другое решение: «Заварим. До Ашхабада выдержит, а там поменяете».
Алгоритм работы на гонке стал мне привычным, и я перестал считать дни до окончания участия. Времени на это не было: по приезде на лагерь — срочное общение с участниками, затем работа в пресс-центре, который к 22.00 разбирают для перевозки на следующий лагерь, ужин, установка палатки и спального мешка… И снова ранний подъем…

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо
В Туркменбаши песчаная буря не даёт покоя бивуаку. Песок везде: скрипит на зубах, закрывает глаза, покрывает клавиатуру ноутбука. Ветер всё время штормит, ломая тенты и палатки.
Ситуация в турнирной таблице меняется так же стремительно, как буря. Во время гонки Филиппе Гаш вышел из игры из-за проблем с багги, у Кристиана Лавнелля сломалась коробка передач, а Маттиас Кале перевернулся на этапе Жанаозен — Туркменбаши.
Российский экипаж Руслана Мисикова и Константина Жильцова теперь лидирует среди участников, не являющихся пилотами Volkswagen. Аль Аттия опережает Карлоса Сайнца всего на три минуты после шестого этапа, соперничество их вступает в решающую фазу.
Владимир Чагин лидирует в зачете грузовиков, пытаясь исправить положение после поломки. Фирдаус Кабиров уверенно занимает первую строчку в зачёте грузовиков (и пятую в генеральной классификации!), Жерар Де Рой — второе место. Третье место оспаривают Алеса Лопрайс, Ильгизар Мардеев и Эдуард Николаев.

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо
Маршрут ралли-рейда «Шелковый путь» был изменен по сравнению с первоначальным планом. После седьмого этапа Туркменбаши — Балканабад участники в режиме гонки вернулись в Туркменбаши, откуда стартовал 600-километровый перегон до финиша в Ашхабаде. Изменение маршрута было связано с приездом президентов Казахстана, Туркменистана и России в Туркменбаши. Кульминация марафона произошла на последнем, 360-километровом спецучастке Балканабад — Туркменбаши. За день до этого Нассер Аль Аттия одержал свою третью победу на этапе Silk Way, опередив Карлоса Сайнца на две минуты. Перед заключительным этапом разрыв между Аль Аттией и «Матадором» составлял 4 минуты и 56 секунд, но победителем можно было назвать лишь на финише. Первым на подиум в Ашхабаде въехал Race Toureg Карлоса Сайнца! «Место аварии в дорожной книге было обозначено как danger 2, но на самом деле это была настоящая “тройка”! Я пытался тормозить, но скорость была большой, и мы со всего хода угодили в глубокую яму, серьезно повредив подвеску автомобиля», — рассказывал расстроенный Нассер Аль Аттия. В результате тройка призеров «легкого» зачета состояла из экипажей VW: Карлоса Сайнца, Марка Миллера и Жиньеля де Вилльерса. Четвертыми в этом зачете стали Руслан Мисиков и Константин Жильцов. По итогам зачета грузовиков победу одержали Фирдаус Кабиров, Андрей Макеев и Анатолий Танин. Второе и третье места заняли соответственно экипажи Жерара де Роя и Алеса Лопрайса.
В столице Туркменистана прошла красочная церемония финиша с кубками и брызгами шампанского. Марафон протяженностью более 4600 километров, из которых 2600 составили спецучастки, завершился для участников. Организаторам оставалось много работы. Тем не менее я попросил руководителя проекта Семена Якубова подвести итог. «Трасса получилась красивая с сложным рельефом, требующая мастерства в управлении автомобилем и навигации, — считает Якубов. — Надеюсь, я сделал такую гонку, которую от меня ожидали. И я уверен, что ралли-рейд “Шелковый путь” получился лучше южно-американского “Дакара”».
Уступает лишь «дакару»?

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо
Более пятидесяти легковых автомобилей и двадцать грузовиков собрались в Казани на старт. Организаторы мероприятия — французская организация A.S.O. и Некоммерческое партнерство «КамАЗ-Автоспорт» — установили высокую планку для события. «Мы не без основания претендуем на звание одного из крупнейших ралли-рейдов, разумеется, за исключением “Дакара”», — заявил директор проекта Семен Якубов. «Важно отметить не только количество участников, но и качество их состава», — подчеркнул спортивный директор соревнования Фредерик Лекьен. «Хочется поблагодарить команду Volkswagen, выставившую звездный состав. Это прошлогодний победитель “Дакара” Жиньель де Виллерс, легендарный Карлос Сайнц, Марк Миллер и дебютант команды, хорошо известный в классическом ралли, Нассер Аль Аттия. Но разве можно назвать аутсайдерами таких пилотов, как Кристиан Лавелл или Филиппе Гаш на его новом багги! Весьма конкурентоспособны россиянин Руслан Мисиков и чех Мирослав Заплетал. В зачете грузовиков в очень сильном составе представлена команда “КамАЗ-Мастер”. Но и здесь победа не бесспорна — оппонентами выступают экипажи Яна и Жерара Де Роев. Нельзя сбрасывать со счетов и Алеса Лопрайса, стартующего на Tatra».
Из путевых заметок

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо
«Шелковый путь» стал событием для жителей государств, по территории которых проходил маршрут. В каждом населенном пункте автомобили с отличительными знаками ралли-рейда получали аплодисменты. Дети с плакатами «Желаем удачи» часами стояли на маршрутах «ассистанса». Стоило машине остановиться, как тут же находилось множество желающих сфотографироваться с гостями. На каждом бивуаке муниципальные власти устанавливали юрты для угощения участников национальными лакомствами. Также меня поразило количество инспекторов дорожного движения на посту поблизости от населенных пунктов — они обеспечивали участникам первоочередное проезд. Бывалые участники ралли-рейдов предупреждали о скорпионах и другой ядовитой живности, но лично я не видел ни одного скорпиона. Слухи были, что одного из участников скорпион укусил, но ботинки вряд ли помогли бы — укус пришелся в палец руки во время установки палатки в темноте. В этом случае на высоте оказались французские врачи, закаленные опытом работы на «Дакарах». Члены медицинской бригады отмечали мало травм и других неприятностей со здоровьем на бивуаках. Бивуаки «Шелкового пути» были хорошо оснащены. Компания «Туран Батыр» из Татарстана обеспечивала нормальное питание, присутствовали туалеты, умывальники и душевая палатка. Что касается работы журналистов, то проблем с передачей информации не было.
Тестировать, так до конца

Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо
Эдуард Николаев, рассказывая о поломке рессоры, утверждал: «Была серия прыжков, которая закончилась жестким ударом в бугор. Произведенная ревизия показала, что сломаны коренные листы рессоры с двух сторон. Причин поломки три, но рассматривать их нужно как одно целое: возможно, на буграх и ямах стоило чуть сбросить темп, не исключена банальная усталость металла».
В-третьих, мы склоняемся к тому, что нуждается в доработке конструкция подвески. Замена рессоры (запасная была на борту «летающей технички» Ильгизара Мардеева) заняла бы много времени, поэтому решили реанимировать её в полевых условиях и продолжить движение. Кстати, после поломки рессоры подтекание масла из-под двигателя ликвидировали, замазав щель герматиком. Что касается рессоры, то ремнями притянули верхний лист и продолжили гонку. Поломка произошла на 120-м километре, а впереди было ещё 400. Сейчас для нас важнее всего тестовая работа, поэтому решили экспериментировать до конца. Нечто подобное может произойти и на «Дакаре», и нам необходимо знать предел «живучести» автомобиля, понять, можно ли с такой поломкой продолжать движение. При этом старались не плестись — на буераках не рисковали, но и результат хотелось привезти достойный. Убедились, что автомобиль вполне может доехать, причем в темпе чуть выше среднего.
Ралли-рейд «Шелковый путь»
© Фото: 5 колесо