Тест-драйв Subaru Forester на ралли: наши впечатления.

Поездка на ралли: наш тест-драйв Subaru Forester

СОЗДАННЫЙ ДЛЯ ЧЕМПИОНОВ

Идея участия Subaru в ралли базировалась на философии компании, определявшей создание автомобилей: «активное вождение, активная безопасность». Что касается чемпионата мира, то полноценное участие Subaru с моделью Legacy в World Rally Championship началось в 1990 году. Этот дебют оказался весьма перспективным: Subaru Legacy, подготовленный по регламенту группы N (автомобили с минимальными конструктивными изменениями), стал победителем в своей категории на ралли «Сафари». Важно отметить, что до этого ни один автомобиль, соответствующий требованиям группы N, не доходил до финиша этой сложнейшей гонки. В следующем году пилоты Subaru впервые поднялись на подиум в абсолютном зачете на этапе WRC, а в 1993-м на ралли Новой Зеландии была одержана первая победа. В том же году в WRC модель Legacy сменила Impreza, а в 1995-м Колин Макрей и Дерек Рингер, выступавшие на Subaru Impreza 555, стали чемпионами в зачете пилотов. В 2001 году Ричард Бернс и Роберт Рейд повторили этот успех, а в 2003-м чемпионами мира в личном зачете стали Петтер Солберг и Фил Миллс: для этой победы использовался автомобиль Subaru Impreza WRC. И еще. С 1995 по 1997 год включительно команде Subaru World Rally Team не было равных в чемпионате мира. В 2008 году заводская команда Subaru прекратила участие в чемпионате мира по ралли, но не стоит удивляться, что история побед на раллийных трассах до сих пор помогает маркетологам компании, а клиентов, вероятно, охватывает чувство сопричастности к этим выдающимся спортивным достижениям. Даже если они выбирают не модель WRX STI, а более практичный вариант, например Forester.

НА ГЕНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Мы не строили иллюзий, что Forester выбирают ради частых выездов по грунтовым дорогам. Вопрос заключался в другом: обладает ли этот кроссовер от «Созвездия Плеяд» хотя бы небольшой частью той самой генетики, которая при упоминании «Subaru» автоматически вызывает определенные ассоциации? Или нам придется согласиться с тем, что там, где правит прагматизм, для романтики не остается места? Почему Forester? Прежде всего, само название модели указывает на то, что ее основное предназначение — удовлетворять потребности городских жителей, которые на выходные выезжают в местность, где может возникнуть необходимость преодоления легкого бездорожья, или тех, кто постоянно сталкивается с подобными условиями. Но во многом финансовые возможности владельцев определяют, насколько реальна эта романтика. Кроме того, нам было интересно испытать в реальных условиях одну из новейших моделей семейства Subaru, и в нашем распоряжении оказался Forester 2018 модельного года.

Изображение: img.freepik.com

А теперь поговорим об испытании, которое мы запланировали для автомобиля: мы отправились на ралли. И не просто в качестве зрителей, ведь в этом случае Subaru Forester, несомненно, обеспечил бы нам комфортную и приятную поездку. Нашему автомобилю предстояло стать лицом официального мероприятия – машиной безопасности. Наши задачи заключались в следующем: стартуя впереди гоночных экипажей, мы должны были провести проверку и доложить по рации в штаб о готовности судейских постов и всей инфраструктуры ралли к началу гонки, удостовериться в безопасном расположении зрителей и предупредить их о скором появлении раллийных автомобилей на трассе. И начиная с момента нашего старта, нам предстояло функционировать в режиме гонки, строго придерживаясь установленного графика движения. А это подразумевает необходимость двигаться достаточно быстро. Сможет ли Forester выдержать два дня, проведенные в ритме ралли? Да еще какого ралли!

ИДТИ ДО КОНЦА

Гонка, в которой нам предстояло участвовать, пусть и не напрямую, оказалась поистине уникальной. Речь идет о знаменитом ралли «Белые ночи», впервые проведенном в 1963 году и недавно отметившем свой пятидесятилетний юбилей! Этот раллийный марафон ежегодно является важной частью национального чемпионата. Не раз мы стартовали вместе с выдающимся пилотом, вице-чемпионом России и мастером спорта СССР Виктором Березовским, и всегда, вне зависимости от результата, получали огромное удовольствие. Виктор и на этот раз согласился занять место за рулем нашего автомобиля безопасности и выступить в качестве беспристрастного эксперта. Идея подобного испытания созрела у нас давно, оставалось лишь озвучить ее в российском представительстве Subaru. Мы были готовы и к отказу, но к нашему удивлению, принципиальное решение о реализации этого проекта было принято всего за несколько минут. Причем решение оказалось положительным. Там работают действительно смелые люди. Правда, детали этого решения оказались весьма необычными. По логике, для испытаний следовало бы предоставить версию Forester XT с 2‑литровым турбомотором мощностью 241 л. с. и внушительным крутящим моментом в 350 Нм. Спортивный характер модели подчеркивала возможность ручного переключения передач с помощью подрулевых лепестков. Но, вероятно, подобный выбор был бы слишком предсказуемым, и нам для теста предложили Subaru Forester в комплектации Elegance с 2,5‑литровым атмосферным двигателем. Проблему мы вместе с Виктором видели в том, что эта версия оснащалась только бесступенчатой трансмиссией. К работе самого «субаровского» вариатора Lineartronic вопросов не возникало — даже при активном вождении его работа заслуживает похвалы. К тому же, присутствует режим Sport, который адаптирует алгоритм работы CVT к стилю вождения. Однако в торможении двигателем вариатор не мог помочь, и на тормоза приходилась большая нагрузка. Но если уж браться за дело, то до конца, и чем более парадоксальна ситуация, тем она интереснее: абсолютно «гражданский» кроссовер (даже защита двигателя здесь весьма условная), автоматическая коробка передач… Испытание в условиях динамичной езды по раллийным трассам должно было дать нам ответ о том, сохранились ли спортивные гены во всех представителях «Созвездия Плеяд», или в некоторых из них произошла необратимая трансформация.

Изображение: img.freepik.com

ОН НАСТОЯЩИЙ

Успех на скоростном ралли, таком как «Белые ночи», во многом зависит от точности стенограммы. Для нашей команды этот аспект подготовки имел особое значение. Мы не планировали соперничать с сильнейшими гонщиками России в Карелии, но намеревались двигаться достаточно быстро, опираясь на условия теста. Быстро, но с ощутимым запасом прочности. Парадокс? Безусловно, в определенной степени. Но не менее важной задачей, чем проверка возможностей автомобиля в сложных условиях, было возвращение нашего Forester «на базу» без каких-либо повреждений. И еще. По сути, мы первыми стартовали на ралли, и хотя трассы спецучастков перед нашим прохождением уже были закрыты для постороннего движения, вероятность встречи с автомобилем недисциплинированного зрителя все же сохранялась (что, к слову, действительно произошло несколько раз). Кроме того, далеко не все зрители к моменту нашего прохождения располагались в безопасных зонах. Для Виктора это стало непростым испытанием: с одной стороны, он привык доверять указаниям штурмана, что позволяло полностью использовать скоростные возможности автомобиля, с другой стороны, необходим был стопроцентный контроль над ситуацией. Нет, даже не на 100, а на 200 %: повреждение автомобиля, предоставленного на тест-драйв, считается неприемлемым поступком. Даже если, как в нашем случае, предстояло жить в режиме ралли.

Изображение: img.freepik.com

Отключение системы динамической стабилизации могло бы добавить пикантности управлению автомобилем на гравийной трассе, однако на Forester эта функция предназначена для помощи в преодолении снежных заторов или, к примеру, глубокой грязи, после чего система VDC вновь активируется. В большинстве ситуаций решением проблемы является извлечение соответствующего предохранителя из блока, но в нашем случае эта манипуляция не дала ожидаемого результата: на приборной панели сразу же загорелся целый ряд индикаторов, включая «check engine», а селектор коробки передач перестал переводиться в режим парковки. Forester активно демонстрировал стремление к сохранению собственной надежности и безопасности пассажиров. Предохранитель был возвращен на место, ошибка была удалена путем обесточивания бортовой сети, и наш тест стал еще более захватывающим: теперь мы точно не будем вносить никаких изменений в «базовые» настройки автомобиля. Хочу подчеркнуть, что система VDC на Forester функционирует безупречно. Да, она не позволит пройти поворот в глубоком заносе, но предоставит возможность проехать его быстро, без жесткого ограничения, характерного для многих других систем стабилизации. А отображаемая на дисплее в верхней части центральной консоли графика наглядно показывает, какие колеса склонны к пробуксовке и как распределяется крутящий момент. И пусть наша езда на спецучастках не была зрелищной, но она точно была эффективной.

Изображение: img.freepik.com

Subaru всегда славились высоким уровнем безопасности, и это не случайно, ведь на ралли они обеспечивали защиту гонщиков.

Еще один значительный успех наш Forester одержал в номинации «подвеска». Это действительно важно, поскольку именно подвеска обеспечивает надежное сцепление колес с дорожным покрытием. Трасса «Белых ночей» проходит по известным и довольно сложным карельским дорогам с рельефом, где маршрут движения автомобиля необходимо просчитывать не на один шаг, а на два-три поворота. И как только скорость превышает допустимые значения, небольшие неровности становятся ощутимыми ухабами, способными сбросить автомобиль с трассы, а ямы представляют серьезную угрозу не только для обычных, но и для спортивных амортизаторов. Поэтому мы уделяли особое внимание ямам, камням и выступающим над поверхностью дороги дренажным трубам при создании стенограммы. Однако это не подразумевало, что при повторном проезде спецучастков (каждый из шести спецучастков ралли использовался дважды) состояние дороги не изменится и на ней не возникнут новые препятствия, например, выкорчеванные из земли камни. Поэтому необходимо сохранять бдительность и еще раз бдительность. В этих условиях подвеска Forester показала себя отлично, демонстрируя спортивные качества. Пару-тройку ям мы недооценили, но даже в этих случаях проблем не возникло.

Изображение: img.freepik.com

В «Белых ночах» даже незначительные ошибки могут дорого стоить, ведь трассы требуют предельной концентрации и скорости.

Три дня в Карелии позади, пройдены 1500 километров, из которых около 130 километров приходилось на «боевые» спецучастки ралли «Белые ночи — 2018». Наша задача в качестве автомобиля безопасности на этапе чемпионата России выполнена полностью, и Forester оказал значительную помощь в ее решении. Что касается непосредственно испытаний, то они были достаточно сложными, но не экстремальными: автомобиль наверняка не раскрыл около 30% своего потенциала. Тем не менее, ответ на вопрос о происхождении Forester мы получили. Нет необходимости снова говорить об универсальности этого автомобиля: он хорош как в городских условиях, так и готов к сложным экспедициям, и обеспечит комфортное семейное путешествие. Мы с Виктором убедились, что Forester отлично вписался и на трассах ралли. Ведь это Subaru. Настоящий Subaru.

Изображение: img.freepik.com

В Карелии находятся известные трехмерные дороги, которые позволяют в полной мере оценить возможности автомобиля, и Forester продемонстрировал свои лучшие качества на них.

Изображение: img.freepik.com

БЕЗ ПОБЛАЖЕК

С моделью Bridgestone Dueler A/T 001 я впервые ознакомился еще весной во время презентационного теста, проходившего в Сочи (см. 5К, № 5, 2018). В целом, первые впечатления от новинки были положительными, однако из-за спешки во время того теста оставалось ощущение незавершенности. Зато сейчас нам с Виктором Березовским выпала возможность проверить «дуэлянта» практически в полном объеме. Почему «практически»? На это чуть позже, а сейчас расскажу, почему для нашего нестандартного эксперимента мы выбрали именно эту модель. Разработчики Bridgestone, выводя на рынок Dueler A/T 001, заявляли о характеристиках, которые весьма органично вписывались в наш проект с Subaru Forester. Прежде всего, инженерам Bridgestone удалось добиться значительных улучшений по сравнению с предыдущей моделью — Dueler A/T 697, в области акустического комфорта, а нам предстояло проехать несколько сотен километров по асфальтированным дорогам до и после ралли. Кроме того, улучшилась износостойкость, важный для нас параметр, так как в режиме активной езды предстояло преодолеть более 120 км по гравийным дорогам. Не просто проехать (общая протяженность гравийных дорог Карелии, по которым мы двигались, составила почти 500 км), а проехать быстро. Модель Dueler A/T 697 в свое время хорошо зарекомендовала себя с точки зрения прочности, и модель-преемница ей в этой части ничем не уступает. Это для нас было важно, поскольку камни и ямы на трассах спецучастков ралли «Белые ночи» — обычное явление. А теперь я перечислю то, за что разработчики Bridgestone готовы были «отвечать», объединив в модели Dueler A/T 001 характеристики, которые нередко просто обязаны противоречить друг другу: акустический и динамический комфорт и достойные сцепные качества на бездорожье, износостойкость и управляемость как на сухом, так и на мокром асфальте (последний параметр, в сравнении с Dueler A/T 697, также улучшен). А оригинальный дизайн протектора, ориентированный в первую очередь на сцепление и управляемость на бездорожье, должен был не только не потерять в управляемости на асфальте, как сухом, так и мокром, но и обеспечить акустический комфорт. Круг замкнулся. И в рамках тех задач, которые мы перед собой ставили на этом ралли, могу отметить, что шины полностью оправдали наши надежды. Да, Bridgestone Dueler A/T 001 вряд ли подойдет для тяжелого бездорожья, но в том, что эта модель в высокой степени универсальна, сомнений нет. Чуть выше я писал, что наша проверка проходила по достаточно жесткой программе, и эту программу мы почти выполнили. Это «почти» связано с тем, что метеослужба обещала в эти дни в Карелии ливни, но, как это часто бывает, прогноз оказался неточным: небольшой ночной дождь избавил нас от пыли на трассе, но не позволил полноценно испытать шины на мокром грунте. Надеюсь, скоро появится возможность проверить и эти условия новинки Bridgestone.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

СЛАГАЕМЫЕ ПОБЕДЫ

Для команды Toyota GAZOO Racing в чемпионате мира по гонкам на выносливость (FIA WEC) оставалась лишь одна не взятая вершина — суточный марафон «24 часа Ле-Мана». Теперь финиш на первых двух позициях в этой легендарной гонке на трассе «Сарте» можно занести в актив и гоночной команды, выставившей на третий этап чемпионата мира два экипажа на спортпрототипах TS050 Hybrid, и ее спонсора и технического партнера — компании DENSO. На пути к победе в Ле-Мане спортпрототип TS050 Hybrid класса LMP 1 всегда был в авангарде развития технологии гибридных силовых установок. Результат впечатляет: расход топлива в победоносном «Ле-Мане» на 35 % снизился по сравнению с аналогичной гонкой в 2012 году. Достижение еще большей эффективности гибридной силовой установки во многом стало возможным благодаря автокомпонентам, поставляемым DENSO. На прототипах TS050 Hybrid использовались различные важные комплектующие, разработанные DENSO, в том числе электродвигатель гибридной системы, инвертор тока, блок управления гибридной системой, свечи зажигания, масляные и водяные радиаторы охлаждения. В автоспорте к выбору технических партнеров относятся с особой тщательностью, однако комплектующие DENSO прошли проверку временем и спортивными результатами. Ярким примером является сотрудничество с Subaru — Denso не только давно выступает техническим партнером спортивных команд, но и осуществляет поставку комплектующих на заводы компании. У автопроизводителя были все основания для такого выбора. К примеру, DENSO устанавливает стандарты в технологии производства свечей зажигания с 1959 года, а их производство осуществляется на собственных заводах, сертифицированных по QS 9000 и ISO 9000. В постоянно расширяющемся ассортименте представлены все необходимые позиции, включая никелевые, платиновые, иридиевые свечи, свечи зажигания TT и свечи суперзажигания (SIP). При этом главным принципом DENSO является «ноль дефектов». Говоря об инновациях, стоит упомянуть свечи зажигания Iridium TT со сверхтонким центральным электродом (диаметр всего 0,4 мм) и встречным заземляющим электродом диаметром 0,7 мм. Этот продукт позволяет использовать ОЕ-технологию свечей суперзажигания для более широкого спектра автомобилей. Срок службы свечей Iridium ТТ более чем в пять раз превышает срок службы стандартных никелевых свечей (до 120 000 км) и обеспечивает еще большую топливную экономичность и общую эффективность автомобиля. Все компоненты DENSO для рынка запасных частей производятся по оригинальным технологиям компании и по спецификациям оригинального оборудования, что гарантирует удобство в эксплуатации и быструю установку, высокую надежность и отличные технические характеристики.

Изображение: img.freepik.com