Самые громкие скандалы автомобильной промышленности

Автопром: от Dieselgate до скандала с подушками безопасности.

За последнее десятилетие XXI века наблюдается стремительный рост IT-технологий, глобальных конфликтов, стихийных бедствий, популярность фильмов о супергероях, массовая мобильность и электрификация автомобильной промышленности. В то же время этот период запомнился как едва ли не самые скандальные 10 лет для автомобильной промышленности.

Дело Volkswagen

В сентябре 2015 года скандал Dieselgate потряс автомобильное сообщество. Агентство по охране окружающей среды США обвинило Volkswagen Group в нарушении Закона о чистом воздухе. Экологи обнаружили, что производитель устанавливал незаконное программное обеспечение на дизельные моторы, которое занижало уровень выбросов CO2 при подключении к измерительному оборудованию во время тестов. При обычной эксплуатации уровень выбросов превышал норму в 40 раз. В дальнейшем список «зараженных» двигателей расширялся: сначала это касалось только 2,0-литровых TDI, затем — 3,0-литровых дизельных V6, а позже стало известно о махинациях концерна с бензиновыми моторами.

Изображение: img.freepik.com

Сенсационное событие «Дизельгейт», начавшееся в сентябре 2015 года, привело к катастрофическим последствиям для концерна VW Group: отстранение руководства, миллиардные штрафы, отзыв тысяч автомобилей, закрытие гоночных программ и существенный ущерб репутации Volkswagen.

Изображение: img.freepik.com

Скандал «Дизельгейт» вызвал нападки СМИ и общественности на электромобили VW, которые стали восприниматься как средство избежать ответственности. В результате роста общественного недоверия производство и продажи электрокаров и гибридов значительно пострадали.

Подушки безопасности Takata

Возникший скандал с бракованными подушками безопасности Takata охвачен огромным масштабом, однако его трагичность превосходит даже «Дизельгейт». Зафиксировано 20 смертельных случаев и около 180 аварий без летальных исходов из-за неисправных японских подушек безопасности. И в настоящее время миллионы водителей продолжают сталкиваться с риском получения тяжелых травм или смерти.

Изображение: img.freepik.com

Подушки безопасности функционируют по схожему принципу: при столкновении срабатывает пиропатрон, газ от взрыва разворачивает саму подушку. В бракованных подушках Takata пиропатрон мог детонировать раньше или с большей мощностью, что вызывало неконтролируемый выброс элементов конструкции, включая металлический корпус, в салон автомобиля. Вместо спасения жизни подушка превращалась в источник поражения водителя и пассажиров осколками.

Проблема огромная. Компания Takata поставляла около 20% подушек безопасности многим автопроизводителям. Первый крупный отзыв состоялся в 2008 году, под него попали 4000 автомобилей Honda. Самая масштабная кампания произошла в 2013 году, когда было отозвано более 3,6 миллионов автомобилей разных марок. Вплоть до декабря 2019 года выявлялись новые автомобили, попадающие под угрозу. Массовые дефекты и последующие действия привели к банкротству компании Takata. В апреле 2019 года производитель был продан китайско-американской компании Key Safety Systems.

Карлос Гон: от лидера бизнес-элиты до бегства от закона.

Карлос Гон, порой самый дискутируемый директор современного автомобилестроения. О нём писали книги, в Японии считали едва ли не героем за спасение концерна Nissan, а его решения изучали в бизнес-школах. Но всё переменилось.

Изображение: img.freepik.com

В ноябре 2018 года Карлоса Гон арестовали по обвинению в финансовых преступлениях. Главе альянса Renault-Nissan-Mitsubishi инкриминировали сокрытие реальных доходов от ценных бумаг на Токийской фондовой бирже, использование средств и активов компании для личных нужд, включая оплату семейного отдыха или ремонта особняка за счет денег Nissan. Новость об аресте Гона привела к падению акций Renault и Ниссана на 15% и 11% соответственно.

Изображение: img.freepik.com

Гон вновь поразил мир, сбежав во время новогодних праздников 2020 года из-под домашнего ареста из квартиры в Токио. Выбрав Ливан местом своего появления. Обсуждали не само бегство, а его исполнение. Руководитель компании добрался из Токио до Осаки, где его ожидал бизнес-джет и… большой ящик от музыкальной аппаратуры. Именно в нём спрятали Карлоса Гонa при прохождении зоны безопасности — в терминале бизнес-джетов Осаки нет рентгена для крупных грузов. Сейчас Гон скрывается в Ливане и делает заявления о своей невиновности, обвиняя руководство Nissan в заговоре.

GM против FCA

Этот инцидент меньше по размаху «Дизельгейта», но противостояние двух автомобильных корпораций нельзя игнорировать, особенно если оно происходит в судебном порядке.

Изображение: img.freepik.com

В ноябре 2019 года General Motors обратилась в суд к Fiat Chrysler Automobiles, утверждая, что FCA давала взятки руководству профсоюза работников автомобильной промышленности UAW и стремилась помешать заключению коллективных договоров.

В судебном иске на 95 страницах о преступной деятельности сообщается о конкретных способах, которыми FCA добился трудовых уступок от UAW, в которых General Motors было отказано. Основой иска является расследование прокуратуры Восточного округа штата Мичиган, проведенное два года назад в отношении ряда представителей FCA и UAW. В иске указано, что с 2009 по 2015 год представители руководства FCA в обмен на выгодные условия коллективных договоров давали крупные взятки лидерам UAW. General Motors обвиняет в организации коррупционной схемы бывшего главного управляющего FCA Серджо Маркьонне, который скончался в июле 2018 года.

Изображение: img.freepik.com

Часть обвиняемых из профсоюза UAW признала вину. FCA категорически не согласна с предъявленными обвинениями. Судебный процесс начался в непростой для FCA период — накануне слияния с французской группой PSA. Будет интересно посмотреть, к чему приведет этот скандал.