Самодельная амфибия «Ихтиандр» из СССР

СССР: собранный вручную подводно-водной транспорт «Ихтиандр».

В 1971 году у инженера И. Рикмана созрела идея создания универсального транспортного средства. С А. Ревякиным он начал работу над самодельной амфибией. Такая конструкция была выбрана неслучайно: путешественники знали, что асфальт рано или поздно заканчивается, и начинаются либо ухабистые дороги, либо водная гладь. Предпочтение было отдано водной стихии, где амфибия впоследствии зарекомендовала себя с лучшей стороны.

Изображение: img.freepik.com

Корпус Ихтиандра из алюминия стилистически напоминал кузов минивэна, но по обводам днища был ближе к катеру. Авторы отказались от дверей. Это затрудняло посадку-высадку, но повышало необходимую герметичность. Плавучесть в случае протечки усиливалась пенопластом, которым была оклеена внутренняя часть корпуса и заполнены специальные полости.

Изображение: img.freepik.com

Корпус состоял из трёх изолированных отсеков. Передний служил багажником, в нём размещались аккумулятор, главные цилиндры тормозной и сцепления систем, а также рулевое управление. Последнее взято было у «Запорожца» ЗАЗ-968 и дополнено двумя дополнительными тягами. Чтобы вода не попадала внутрь корпуса, все выступающие детали имели герметичные уплотнения.

Изображение: img.freepik.com

На крышке переднего отсека располагался массивный якорь.

В средней, самой вместительной части находилась рубка и кают-компания. В салон вход осуществлялся с помощью поручней сбоку, а часть крыши откидывалась назад.

В кормовом отсеке находилось «машинное отделение» с полуторалитровым 70-сильным двигателем ВАЗовского производства, состыкованным с коробкой передач от ЗАЗ-966. Система охлаждения двигателя включала три радиатора: два обдуваемых воздухом из воздухозаборников на задних боковинах и один, закрепленный на днище, который омывался водой во время плавания.

Подвеска у «Ихтиандра» была торсионной, полностью независимой. В её конструкции использовались узлы передней подвески ЗАЗ-968. При этом предусмотрено изменение дорожного просвета специальными муфтами, позволяющими на плаву колеса «поджать под себя» и уменьшить сопротивление движению.

Изображение: img.freepik.com

Герметичность обеспечивали плотные эластичные прокладки. Водомет служил водным движителем у «Ихтиандра». Вал водомета через эластичную муфту соединялся с передним концом коленвала двигателя. Для лучшей маневренности на воде поворот осуществлялся с помощью передних колес и выходного сопла водомета. Гидрореверс был предусмотрен для движения задним ходом.

«Ихтиандр» двигался по воде со скоростью до 20 километров в час. На дорогах с твердым покрытием его скорость достигала 120 километров в час. В 1979 году «Ихтиандр» впервые участвовал в пробеге самодельных автомобилей, затем ещё в нескольких, и даже снимался в кино.

Изображение: img.freepik.com

«Ихтиандр» проехал около 400 тысяч километров по земле и тысячи – по воде, чем полностью доказал свою состоятельность. Тем не менее, в начале 90-х И. Рикман предпринял вторую попытку. С учётом опыта эксплуатации предшественника «Ихтиандр-2» был задуман и построен как амфибия повышенной проходимости с полным приводом и блокируемыми дифференциалами. Кроме того, для «игр» с клиренсом на машину была установлена гидравлическая подвеска. По-прежнему каркасный, корпус теперь стал стеклопластиковым (с толщиной стенки порядка 8 мм) и обзавелся дверьми. Любопытным решением стала поднимающаяся крыша-гармошка, которая позволяла человеку встать в салоне автомобиля в полный рост.

Изображение: img.freepik.com

Для «Ихтиандра-2» использовался двигатель мощностью 80 л.с. с измененной системой охлаждения по «нивовскому» образцу. Радиатор разместили в корме слева от двигателя, крыльчатка вентилятора смонтирована на валу генератора, но имелся дополнительный электрический вентилятор. Забор воздуха осуществлялся через боковые воздухозаборники, а выброс — через кормовые. В трансмиссии и ходовой применялись многие узлы и детали от ЛуАЗа, хотя пришлось отказаться от «медленных» луазовских колесных редукторов. Тормозная система собрана на основе «нивовской», но задние тормоза сделаны дисковыми, они быстрее сохнут после выхода из воды.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

«Ихтиандр-2» преодолел существенно меньшее расстояние первого: около 112 тысяч километров по земле и несколько сотен километров по воде. В 2013 году его выставили на продажу, экзальтированные немцы купили его, и он нашел пристанище в Германии.

Изображение: img.freepik.com