Рынок российских автокредитов: прошлое и будущее
Изменение ставок, снижение доходов и предпочтение сберегательным стратегиям повлияли на уменьшение спроса на кредитные продукты в 2022 году. Особенно пострадал сегмент целевых займов. Эксперты портала Выберу.ру провели анализ динамики рынка автокредитов в России за год.
Автокредитование в первой половине 2022 года
В январе прошлого года большая часть аналитиков прогнозировала обновление в 2022 году рекорда выдачи автокредитов в России. Ожидалось замедление роста цен на автомобили и, как следствие, сохранение высокого спроса. В феврале прогнозы подтвердились: средняя сумма займа на покупку машины составила 1,35 млн руб. По сравнению с 2021 годом показатель увеличился на 37,5%. Последняя неделя февраля характеризовалась максимальным всплеском заявок на ссуды. На фоне произошедших событий граждане стремились успеть приобрести авто до ухода зарубежных компаний с российского рынка.
В марте наблюдалась обратная тенденция: высокие ставки, инфляция и дефицит машин привели к падению автокредитования на 80%. Несколько банков прекратили выдачу целевых займов. Остальные финансовые учреждения зафиксировали заградительные ставки на уровне 15–30%, а количество одобрений было минимальным из-за увеличения риска невыплат. Сокращение реальных доходов граждан негативно отразилось на выполнении долговых обязательств перед кредиторами. Для получения недостающей суммы гражданам приходилось оформлять… займы в МФО.
В первом полугодии 2022 года выдано автозаймов на 43,3% меньше, чем за первое полугодие 2021 года. Наибольший спад объемов автокредитования наблюдался в Свердловской, Самарской и Челябинской областях. Больше всего ссуд для приобретения автомобилей получили жители Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Краснодарского края. В целом по стране более 60% выданных кредитов были направлены на покупку подержанных автомобилей. Весной доля сегмента АСП достигала 80%.

Рост объемов кредитования автомобилей в третьем и четвертом кварталах 2022 года.
С апреля Центробанк РФ начал снижать ключевую ставку, к середине лета её показатель сократился вдвое. После ЦБ корректировкой ставок занимались все финансовые учреждения страны, что способствовало постепенному восстановлению автокредитования. В июле было выдано уже 47,9 тыс. займов, в августе – 55,9 тыс. Для сравнения суммарное количество автокредитов за март и апрель – 36,5 тыс. При этом уровень одобрения заявок вырос до 30%.
В третьем квартале объем выдачи автозаймов составил 184,9 млрд рублей. Это на 39% меньше, чем в третьем квартале 2021 года, но на 66,9% больше, чем во втором квартале 2022 года. Сокращение рыночной ставки и запуск льготной программы автокредитования стали основными факторами роста. К октябрю государство субсидировало покупку около 22 тысяч автомобилей. В течение десяти месяцев наблюдалось увеличение среднего срока ссуды. В октябре показатель достиг пяти лет. Заключение договора на длительный срок обусловлено желанием заемщиков уменьшить размер ежемесячных выплат.
В 2022 году российские банки выдали гражданам свыше 715 млрд рублей на покупку транспортных средств. По сравнению с предыдущим годом объем рынка автокредитов уменьшился на 37%. Оживление автокредитования во втором полугодии и возобновленная государственная программа поддержки не смогли компенсировать резкое падение в весенний период. Начало 2023 года характеризуется положительной динамикой: в январе объемы выдачи автокредитов превысили показатели декабря. Предполагается дальнейшее увеличение активности заемщиков на фоне адаптации автокредитования к новым условиям. Факторами роста считаются параллельный импорт, увеличение отечественного производства и расширение сегмента китайских марок.