Рынок автокредитов в России: что было и что будет
Колебание ставок, падение доходов и ориентация на сберегательную модель поведения способствовали снижению спроса на кредитные продукты в 2022 г. Больше всех просел сегмент выдачи целевых займов. Как в течение года менялся рынок автокредитов в России, рассказали эксперты портала Выберу.ру.
Автокредитование в первой половине 2022 года
В январе прошлого года большинство аналитиков сходились во мнении, что в 2022-ом обновится рекорд выдачи автокредитов в России. Ожидалось замедление роста цен на автомобили и, как следствие, сохранение высокого спроса. В феврале прогнозы подтвердились: средняя сумма займа на покупку машины составила 1,35 млн руб. По сравнению с 2021 годом показатель увеличился на 37,5%. Последняя неделя месяца характеризовалась максимальным всплеском заявок на ссуды. На фоне произошедших событий граждане стремились успеть приобрести авто до ухода зарубежных компаний с российского рынка.
В марте наблюдалась обратная тенденция. Высокие ставки, инфляция и дефицит машин привели к падению автокредитования на 80%. Несколько банков вообще прекратили выдачу целевых займов. А те финансовые учреждения, которые не убрали из линейки продуктов ссуды на покупку машины, зафиксировали заградительные ставки на уровне 15–30%. При этом количество одобрений было минимальным из-за увеличения риска невыплат. На выполнении долговых обязательств перед кредиторами негативно отразилось сокращение реальных доходов граждан. Для получения недостающей суммы физлицам приходилось оформлять займы в МФО.
По данным НБКИ, в январе-июне 2022 г. автозаймов было выдано на 43,3% меньше, чем за первое полугодие 2021 г. Лидерами по отрицательной динамике объемов автокредитования стали Свердловская, Самарская и Челябинская области. Наибольшее количество ссуд для приобретения авто получили жители Москвы, МО, Санкт-Петербурга и Краснодарского края. В целом по стране более 60% выданных кредитов пришлось на подержанные автомобили. Весной доля сегмента АСП повышалась до 80%.
Объемы выдачи автокредитов в 3 и 4 квартале 2022 года
С апреля ЦБ РФ начал снижать ключевую ставку, к середине лета ее показатель сократился вдвое. Вслед за ЦБ коррекцией ставок занимались все финансовые учреждения страны, что способствовало постепенному восстановлению автокредитования. В июле было выдано уже 47,9 тыс. займов, в августе – 55,9 тыс. Для сравнения суммарное количество автокредитов за март и апрель – 36,5 тыс. При этом уровень одобрения заявок вырос до 30%.
Объем выдачи автозаймов в 3 квартале составил 184,9 млрд руб. Это на 39% меньше, чем в 3 квартале 2021 г., но на 66,9% больше, чем во 2 квартале 2022 г. Главными драйверами развития выступили сокращение рыночной ставки и запуск льготной программы автокредитования. К октябрю государство субсидировало покупку около 22 тыс. автомобилей. В течение 10 месяцев наблюдалось увеличение среднего срока ссуды. В октябре показатель достиг отметки в 5 лет. Заключение договора на длительный период обусловлено желанием заемщиков сократить размер ежемесячных выплат.
Всего же за 2022 г. российские банки предоставили гражданам более 715 млрд руб. для приобретения транспортных средств. По сравнению с предыдущим годом объем рынка автокредитов сократился на 37%. Оживление автокредитования во втором полугодии и возобновленная программа господдержки не смогли нивелировать резкое весеннее падение. Начало 2023 г. характеризуется положительной динамикой: в январе объемы выдачи автокредитов превысили результаты декабря. Прогнозируется дальнейшее увеличение активности заемщиков на фоне адаптации автокредитования к новым условиям. Факторами роста считаются параллельный импорт, наращивание отечественного производства и расширение сегмента китайских марок.