Русский пилот в «Формуле 1»

Русский вклад в «Формулу-1».

Договор Виталия Петрова с командой Renault закончил историю российских гонщиков в Формуле-1. Перед дебютом россиянина в Бахрейне мы посетили финальные тесты команд в Барселоне, чтобы увидеть его за рулем болида F1 и вспомнить десятилетнюю историю его пути к этой победе.

Справедливо сказать, что российским пилотам на заре XXI века доставалось мало реальных шансов победить в крупных соревнованиях. Их можно перечислить по пальцам одной руки, и даже останутся…

В 2000-2001 годах у первого русского пилота «Формулы-3000» Виктора Маслова была реальная возможность установить российский флаг над стартовой прямой «Большого цирка». В отличие от Петрова, который в GP2 добился больших успехов, Маслов в международном чемпионате не демонстрировал блестящей игры. Лучший результат — пара десятых мест. Несмотря на это, уровень конкуренции в F3000 был выше, чем сейчас в GP2: в полусекунду от лидера квалифицировались не 3-4, а 10-15 пилотов. В конце 2000 года у Маслова появилась возможность подписать контракт с Minardi. Спонсорские средства были готовы, как и договоренность с Джанкарло Минарди, который для спасения команды сажал в кокпит рента-драйверов уровня малайца Алекса Йонга или самого Маслова. Маслову не хватало уверенности в собственных силах. В результате Виктор и его спортивный наставник Александр Требитш решили еще на год остаться в F3000. Это привело к инвестициям в бесполезную покупку у Кристиана Хорнера команды Arden и завершилось венцом карьеры первого русского пилота F3000. В итоге Хорнер, поднявшийся на российских деньги до поста тим-менеджера Red Bull Racing, проложил себе дорогу в F1 вместо Маслова.

Виталий Петров

© Фото: Renault F1 Team

Место российского фаворита при дворе Королевы автоспорта было не долго пустым. В отличие от Маслова, его преемнику Сергею Злобину самоуверенности было не занимать. Будучи ещё менее Виктора готовым к дебюту в Больших гонках и имея за плечами лишь несколько стартов во второсортных европейских сериях да финиш в конце 3-го десятка в «24 часах Дайтоны», заручившись поддержкой «Газпрома», москвич тем не менее, не постеснялся примерить комбинезон тест-пилота Minardi. Злобин стал первым россиянином, севшим за руль «Формулы-1» сначала на частных испытаниях в Италии, а затем и на официальных тестах FIA в Валенсии. Результаты были далеки от идеальных: 4,5 секунды отставания от партнеров по Minardi и 8,5 — от лидеров! Единственное, чем запомнился Злобин в Валенсии, так это стычкой с Хуаном-Пабло Монтоей, Williams которого россиянин упорно не замечал в зеркалах на протяжении доброго полукруга: тебе надо, ты и обгоняй. Откровенно говоря, с минимальным гоночным опытом и без знания английского языка шансы Злобина реально засветиться в F1 выглядели весьма призрачно. Не прошло и года, как служивший его «верительной грамотой» трехлетний контракт Minardi с «Газпромом» приказал долго жить. По признанию итальянских менеджеров, Джанкарло с трудом сумел «отжать» у россиян 3 из обещанных 9-12 миллионов долларов. До конца 2004 года Злобин, суля Минарди золотые горы, ещё числился в тестерах команды из Фаэнцы, но за руль F1 в том сезоне сел лишь однажды. Однако в общей сложности за три года по ходу пяти тестовых сессий Сергей накатал на разных трассах Европы 250 кругов и почти 1000 км. Лишь Виталию Петрову сегодня удалось побить этот своеобразный «рекорд России».

После неудачной попытки участия Злобина в Формуле 1 место российского представителя при «Большом цирке» незанятым осталось недолго. Через полгода появилась новая кандидатура из России, покровительствуемая Королевой автоспорта.

Это был, пожалуй, самый пафосный, но и самый реальный пророссийский проект в F1. Купив за небольшую сумму — около 10 млн долларов плюс долговые векселя Эдди Джордана — команду Jordan, канадский бизнесмен советского происхождения Алекс Шнайдер пытался привлечь российских спонсоров, использовав российского пилота как приманку. Выбор пал на Романа Русинова, уже имевшего победу в кольцевом международном чемпионате топ-уровня — серии «Ле-Ман» 2004 года. В отличие от Маслова и Злобина, Русинов был более или менее готов к дебюту в F1. Однако у москвича не было могущественных спонсоров. Надежды Шнайдера на то, что деньги российских олигархов потекут в «русскую команду» сами собой, не оправдались отчасти из-за слабого менеджмента российского гоночного отделения Midland.

Виталий Петров

© Фото: Renault F1 Team

В качестве единственного подношения с стола Шнайдера Русинов, просидевший два года тест-пилотом Jordan/MF1‑Racing, получил 28 круговую тестовую сессию в декабре 2005 года. Роман блестяще выступил: выполнив программу, аналогичную программе двукратному вице-чемпиону Euro F3000 Фабрицио дель Монте, россиянин привез в Хересе время на круге – 2,5 секунды! Но это не вызвало восторга в команде. Румынскому дантисту Колину Колесу, руководившему тогда «российской» конюшней и считавшему свои проценты от спонсорских миллионов немецкого тестера Маркуса Винкельхока, Русинов с его результатами был как кость в горле. Потому в Хересе Роман получил лишь половину тестового времени немца и больше за руль F1 не садился, хотя значился испытателем команды до ее продажи.

После Русинова ряд пилотов заявляли о своих желаниях дебютировать в F1. Но это были лишь пустые разговоры, пока на европейской арене не появился Виталий Петров. Его серия побед и вице-чемпионский титул в GP2, чего не удавалось ни одному российскому гонщику на таком уровне, сделали его настоящим претендентом на место в расширенном после реформ стартовом листе «Формулы-1».
Несмотря на то что контракт с Renault обошелся Петрову в 15 миллионов евро, эта сумма оправдана десятилетним ожиданием российских болельщиков. Сага о выступлении россиян в F1 подошла к концу. В истории отечественного автоспорта начинается новая страница, и хочется верить, что она будет весьма славной!


Госпрограмма «Формулы-1»

Прежде чем Виталий Петров дебютировал в «Формуле-1», ему удалось получить поддержку государственных структур. Половина его 15-миллионного бюджета была собрана благодаря частным инвестициям, в основном от отца гонщика Александра Петрова. Но после встречи Виталия Петрова, президента Renault-Nissan Карлоса Гона и нового владельца Renault F1 Жерара Лопеса с премьер-министром Владимиром Путиным внимание к первому российскому пилоту F1 проявили государственные структуры.
В тот же вечер государственная компания «Ростехнологии», куда входит ОАО «АвтоВАЗ», объявила о намерении стать новым партнером французской команды, а через три дня на понтонах «болидов» Renault появились логотипы Lada. Правда, непосредственно АвтоВАЗ, находящийся в тяжелой экономической ситуации, денег на оплату спонсорского контракта Петрова выделять не намерен. Все затраты лягут на плечи «Ростехнологий».