Русский дебют в «Формуле 1»

Русский вклад в «Формулу 1».

Соглашение Виталия Петрова с командой Renault завершило историю прорыва российских гонщиков в Гран-при. Перед дебютом россиянина в Бархейне команда отправилась на финальные тесты в Барселоне, чтобы увидеть пилота за рулём F1 и вспомнить десятилетний путь к этому моменту.

На заре XXI века у российских пилотов было не очень много шансов выиграть крупные призы. Их можно пересчитать по пальцам одной руки, и ещё останутся…

В 2000—2001 годах у первого российского пилота «Формулы-3000» Виктора Маслова была возможность выступить в «Большом цирке». В отличие от Петрова, привлекавшего внимание в серии GP2, Маслов не добился успеха в международном чемпионате. Лучший результат — две десятых строчки. Уровень конкуренции в F3000 был выше, чем сейчас в GP2: в полусекунде от лидера квалифицировались не 3—4 пилота, а 10—15. В конце 2000 года у Маслова появилась возможность подписать контракт с Minardi. Спонсорские средства были, договоренность с Джанкарло Минарди тоже имелась. Он соглашался сажать в кокпит «временных» гонщиков за пару миллионов евро. Маслову не хватало уверенности в себе. В итоге он и наставник Александр Требитш приняли решение еще год выступать в F3000. Это привело к инвестициям в бесполезную покупку у Кристиана Хорнера команды Arden и завершило карьеру первого российского пилота F3000. В результате вместо Маслова дорогу в F1 проложил Хорнер, благодаря российским деньгам став тим-менеджером Red Bull Racing.

Изображение: img.freepik.com

Виталий Петров

© Фото: Renault F1 Team

Российский фаворит при дворе Королевы автоспорта не задержался в вакантном месте. Наследнику Сергею Злобину было не занимать самоуверенностью. Будучи еще менее готовым к дебюту в Больших гонках, чем Маслов, и имея за плечами лишь несколько стартов во второсортных европейских сериях и финиш в конце 3‑го десятка в «24 часах Дайтоны», заручившись поддержкой «Газпрома», москвич не постеснялся примерить комбинезон тест-пилота Minardi. Злобин стал первым россиянином, севшим за руль «Формулы-1» сначала на частных испытаниях в Италии, а затем и на официальных тестах FIA в Валенсии. Результаты были далеки от идеальных: 4,5 с отставания от партнеров по Minardi и 8,5 с — от лидеров! Единственное, чем запомнился Злобин в Валенсии, так это стычкой с Хуаном-Пабло Монтоей, Williams которого россиянин упорно не замечал в зеркалах на протяжении доброго полукруга: тебе надо, ты и обгоняй! Откровенно говоря, с минимальным гоночным опытом и без знания английского языка шансы Злобина реально засветиться в F1 выглядели весьма призрачно. Не прошло и года, как служивший его «верительной грамотой» трехлетний контракт Minardi с «Газпромом» приказал долго жить. По признанию итальянских менеджеров, Джанкарло с трудом сумел «отжать» у россиян 3 из обещанных 9-12 млн долларов. До конца 2004 года Злобин, суля Минарди золотые горы, еще числился в тестерах команды из Фаэнцы, но за руль F1 в том сезоне сел лишь однажды. Однако в общей сложности за три года по ходу пяти тестовых сессий F1 Сергей накатал на разных трассах Европы 250 кругов и почти 1000 км. Лишь Виталию Петрову сегодня удалось побить этот своеобразный «рекорд России».

Как и с Масловым, после заката карьеры Злобина в F1 место российского делегата при «Большом цирке» быстро занял другой человек.

Канадский бизнесмен Алекс Шнайдер купил команду Jordan за 10 миллионов долларов и долговые векселя Эдди Джордана с целью использования российского пилота как приманки для спонсоров из России. Выбор пал на Романа Русинова, имевшего победу в «Ле-Мане» 2004 года. В отличие от Маслова и Злобина, Русинов был готов к дебюту в F1. Однако у него не было мощных спонсоров, а надежды Шнайдера на привлечение российских олигархов в «русский команду» не оправдались из-за слабого менеджмента российского гоночного отделения Midland.

Изображение: img.freepik.com

Виталий Петров

© Фото: Renault F1 Team

Шнайдер подарил Русинов двадцатидвух круговую тестовую сессию в декабре 2005 года.
Роман продемонстрировал себя блестяще: россиянин, работавший по аналогичной программе, как двукратный вице-чемпион Euro F3000 Фабрицио дель Монте, привез в Хересе время на круге 2,5 секунды меньше! Однако это не вызвало восторга в команде.
Румынский дантист Колин Колес, руководивший тогда «российской» конюшней и считавший свои проценты от спонсорских миллионов немецкого тестера Маркуса Винкельхока, воспринимал Русинова с его скороспелыми результатами как кость в горле. Поэтому в Хересе Роман получил лишь половину тестового времени немца и больше не садился за руль F1, хотя значился испытателем команды до её продажи.

После Русинова о дебюте в F1 заявили ещё несколько гонщиков, но это были лишь пустые слова. Пока на европейской эстраде не появился Виталий Петров, ситуация оставалась без изменений. Серия побед и вице-чемпионский титул в GP2, чего не удавалось достичь ни одному российскому автогонщику на таком уровне, сделали россиянина реальным претендентом на место в расширенном после реформ стартовом списке «Формулы-1».
Несмотря на то, что контракт с Renault обошёлся Петрову в 15 миллионов евро, эти деньги оправданы десятилетним ожиданием российских болельщиков. Сага о выступлении россиян в F1 завершилась. В истории отечественного автоспорта начинается новая страница, и хочется верить, что она будет весьма славной!


Госпрограмма «Формулы-1»

В преддверии официального дебюта Виталия Петрова в «Формуле-1» государственные структуры выделили ему поддержку. Половина его 15-миллионного бюджета была собрана частными инвестициями, преимущественно от отца гонщика Александра Петрова. После встречи Виталия Петрова, президента Renault-Nissan Карлоса Гона и нового владельца Renault F1 Жерара Лопеса с российским премьер-министром Владимиром Путиным внимание к первому российскому пилоту F1 проявили государственные структуры.
Тем же вечером компания «Ростехнологии», куда входит ОАО «АвтоВАЗ», объявила о намерении стать новым партнером французской команды, а через три дня на боллидах Renault появились логотипы Lada. Однако непосредственно АвтоВАЗ, находящийся в тяжелой экономической ситуации, выделять деньги на оплату спонсорского контракта Петрова не планирует. Все затраты лягут на плечи «Ростехнологий».