Рождение «Москвича-400»: история первого автомобиля для советского народа
В 1946 году на территории СССР началось производство новой легковой машины «Победа», грузовика ГАЗ-51 и автомобиля «Москвич-400» для широких масс.
Долгий путь к конвейеру
Руководство партии ещё в 1930-е годы, изучая опыт западных стран, решило, что стране нужен автомобиль для индивидуального пользования. Советский подход отличался от европейского и американского: если за рубежом машина считалась символом свободы, то в СССР «стальной конь» рассматривался как средство тренировки водителей. Эти навыки могли пригодиться как в мирное время, так и в военное.
Автомобиль КИМ-10-50
Завод Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), позднее ставший МЗМА, получил задание разработать «народную» машину. В 1940 году началось серийное производство её модели. КИМ-10Автомобиль был создан на базе Ford Prefect, но дальнейшее развитие заглохло. Одна версия гласит, что машина не понравилась Сталину из-за двухдверного кузова, а затем началась Великая Отечественная война, и о «народном автомобиле» забыли.
В 1945 году к этому вопросу обратились снова. Иосифу Виссарионовичу представили четырёхдверный седан КИМ-10-52 и немецкий… Opel Kadett K38Руководитель решил скопировать «немецкий» образец и выпустить его в июле 1946 года.
Четырёхдверный Opel Kadett
Задача оказалась невыполнимой из-за того, что после победы СССР имел права на использование немецкого промышленного оборудования в Германии. Например, находившегося на заводе в городе Рюссельсхайм — там как раз и собирали «Опели». Правда, толку от оборудования практически не было, поскольку в годы войны предприятие переквалифицировалось на выпуск авиационных деталей. Но главная проблема заключалась в том, что британцы разбомбили завод.
В ходе длительных поисков удалось отыскать тайники, содержавшие документацию о производстве шасси и кузова модели Kadett K38 в двухдверном исполнении (эта модель пользовалась наибольшей популярностью в довоенное время). Чертежи силовых агрегатов так и не удалось обнаружить.
Двухдверный Opel Kadett
Советским инженерам для создания первого массового автомобиля СССР досталась часть документации и несколько живых «Кадетов». С этим «богатством» им требовалось построить автомобиль. Обратиться за помощью к зарубежным коллегам из концерна General Motors, владевшего Opel с 1929 года, было нельзя – после войны отношения между бывшими союзниками ухудшились.
Советским специалистам не хватало собственных сил, поэтому к разработке автомобиля решили привлечь немцев. Как показала практика, этот шаг оказался удачным. Мастера из бюро в Шварценберге создали четырехдверный кузов, шаблоны для штампов и другие части «Опеля». Инженеры из берлинской конторы смогли воссоздать нижнеклапанный мотор с чугунным блоком и баббитовыми подшипниками.
На просторах Союза
По официальной версии, первый «Москвич-4004 декабря 1946 года состоялся показ автомобиля. Советские люди встретили его очень тепло. Значительная роль отводилась прогрессивным конструкторским решениям «Москвича»: независимой подвеске типа Дюбонне, несущему кузову, гидравлическим тормозам, алюминиевым поршням мотора и механическому стеклоочистителю, приводимому в движение распредвалом силового агрегата. Указателей поворотов не было, поскольку тогда они еще не считались обязательными.
Москвич-400-420
В 1947 году, во время празднования 800-летия Москвы, предприятие выпустило юбилейную партию легковых автомобилей. От стандартных моделей их отличал аккуратный геральдический щит, расположенный на капоте с левой стороны.
Отправка продукции МЗМА, 1951 год
«Москвич» совершенствовался постепенно: инженеры установили синхронизаторы на третьей и четвертой передачах, перенесли рычаг коробки передач на рулевую колонку, усовершенствовали подшипники заднего моста. В силовом агрегате произошли изменения — мощность выросла с 23 до 26 лошадиных сил. Модель с модернизированным двигателем стала называться «Москвич-401-420».
Москвич-401-420
Благодаря своей популярности «Москвич» послужил основой для разработки фургона «Москвич-400-422», медицинского автомобиля «Москвич-400М» и кабриолета «Москвич-400-420А». С момента старта серийного производства налажена была его поставка за границу: изначально машины отправляли в Финляндию, затем география поставок расширилась, охватив Албанию, Польшу и Китай.
Фургон Москвич-400-422
Автомобиль для народа
В конце 1940-х — начале 1950-х годов прошлого века автомобиль «Москвич» оценивался примерно в восемь тысяч рублей. Победу» просили ровно в два раза больше. А ГАЗ-12Цена модели составляла фантастические 40 тысяч рублей, что было вполне доступно для простого труженика: средняя зарплата в то время была приблизительно 550-600 рублей.
Москвич-400 в Тюменской области
«Москвич-400» прослужил на боевом посту девять лет. За это время выпустили 247 439 автомобилей разных модификаций, около 20 тысяч из них отправились за границу. Последний «Москвич» покинул конвейер 20 апреля 1956 года. История первого «народного автомобиля» завершилась. Пришло время другим героям.