Российское кольцо. Бой в упор.
Российское «кольцо». Стенка на стенку
Осенью придёт время подводить итоги и чествовать победителей, а затем составлять планы на новый сезон. Однако российские кольцевые гонки пока не входят в строгие планы: сначала необходимо разобраться с результатами прошлого сезона.

Вот вам задачка. Дано:
Российская автомобильная федерация существует для помощи реализации прав граждан России на занятие физической культурой, спортом и туризмом. Федерация также помогает развивать профессиональный спорт, подготовку и защиту интересов спортсменов — её членов. Она участвует в организации и проведении российских и международных спортивных соревнований. Согласно Уставу, Федерация участвует в финансировании спортивных и социальных программ.

Российское «кольцо»
© Фото: 5 колесо
Это гоночная трасса, которую организует компания «Русское кольцо». Важно понимать, что это единственная трасса такого рода в России.
Тридцать шесть по-настоящему способных машин, командами с хорошими финансовыми возможностями и гонщиками, жаждущими стать чемпионами страны.
Могут ли пилоты и команды рассчитывать на завоевание желанных титулов?
Говорят, задача для первого класса? Вовсе нет. Ее можно решить только при использовании всех заданных параметров. Что удивительно: над решением простой задачи особо не напрягались, предпочтя изучению законов факультативы. О том, как прошло время вне школы и причинах прогулов расскажут сами участники процесса.

Российское «кольцо»
© Фото: 5 колесо
В споре один из участников сказал, что ситуация напоминает лебедя, рака и щуку, которые тянут одеяло на себя. Действительно похожее положение дел. Но всё же позволю себе внести поправку: в басне представители животного мира пытались доставить воз с грузом до места назначения. Но даже без материальной выгоды не смогли, да и не стремились прийти к соглашению из-за неприемлемых для каждой особи условий.
Андрей Артюшин — человек, ответственный за проведение Кубка России.
«Honda Civic»

Российское «кольцо». Андрей Артюшин
© Фото: 5 колесо
В начале сезона возник конфликт между РАФ и некоторыми организаторами, которые считали, что успешная работа дает право управлять автоспортом.
Предложения состояли из ультиматумов: либо соревнования проходят под их руководством, либо гонок не будет. Ни одна сторона не предложила принять ту или другую позицию, поэтому было принято решение пойти своим путем. Решение также повлияло на то, что организаторы гонок в Мячково, с которыми РАФ сотрудничал в прошлом сезоне, включили серию RTCC в программу гонок без согласования. А перед началом сезона объявили, что мест для класса Honda Civic в совместных гонках не нашлось.
Ситуация ясна: владелец трассы Шота Абхазава курирует только класс «Формула 1600».
«Формулу Русь» представляет Юрий Ким. А вот в серии RTCC, возглавляемой Сергеем Крыловым, четыре класса. Поскольку участие оплачивает каждый класс, то Крылов как коммерческий партнер более выгоден организаторам, чем РАФ.
Мы не считаем себя проигравшими. Класс стал единственным в российских кольцевых гонках с официальным статусом, выполнив обещание, данное перед началом сезона спортсменам и спонсорам. Выступая на трассах Финляндии и Украины, мы расширили географию гонок и выиграли даже экономически: выступать в Финляндии в пять раз дешевле, чем гоняться в Мячково.
Евгений Малиновский — руководитель гоночной команды «Лукойл Рейсинг».

Российское «кольцо». Евгений Малиновский
© Фото: 5 колесо
Сегодняшняя ситуация в российском кольце имеет объективные причины. Отсутствие трасс и активности спонсоров, таких как АвтоВАЗ и другие автомобильные заводы, играет свою роль.
Руководство РАФ несет ответственность за отсутствие жесткой и прогнозируемой политики, за неготовность взять ситуацию под контроль. Как член Совета РАФ по спорту, признаю свою долю ответственности.
Ошибка состоит в отказе от проведения гонок национального чемпионата на зарубежных и не сертифицированных трассах. В Швеции, Финляндии гонки проходят на таких автодромах, поэтому вполне возможно провести 80% этапов чемпионата за рубежом. Это выход из положения, так как владелец единственной трассы, команды, выступающей в чемпионате, и организатор гонок — один человек. Организаторы других гоночных серий и конкуренты вынуждены принимать его условия. Им нужно любить этого организатора, иначе он не пустит их на трассу.
Хороший пример – Кубок Honda Civic, для организаторов которого условия господина Абхазавы оказались неприемлемыми, и эти гонки успешно проходят за рубежом.
В спортивной сфере весной вспыхнул конфликт. РАФ проявила мудрость, а Шота Абхазава поставил ультиматум: если правила гонок не удовлетворят их требованиям, то чемпионат России не состоится. Это перерастает в политику, где заинтересованные лица защищают коммерческие интересы. Любая спортивная федерация запретила бы подобные соревнования своим спортсменам. РАФ, зная о кризисе в кольцевых гонках, решила смягчить удар для спортсменов и не принимать запретительные меры.
Я считаю: Федерация должна либо провести альтернативное соревнование высокого уровня, либо договориться с организаторами о соблюдении правил РАФ. Кто хочет лоббировать интересы своей команды, должен обращаться к РАФ как представитель данной команды, а не как организатор гонок. Гонки станут независимыми только тогда, когда организатор будет перечислять средства на работу судейской коллегии в Федерацию.
Шота Абхазава — совладелец гоночной трассы в Мячково и куратор класса «Формула 1600».

Российское «кольцо». Шота Абхазава
© Фото: 5 колесо
В российском автоспорте кризис, который прежде всего является кризисом руководства. Исчезли разумные связи между Российской Автомобильной Федерацией (РАФ) и спортсменами, а также организаторами кольцевых гонок. Правила должны разрабатываться участниками и организаторами, а Федерация должна контролировать их выполнение. Организаторы, спортсмены и спонсоры — это инвесторы в этот недешевый спорт, и если что-то идет не так, страдают именно они. За последние два года автогонщиков отлучили от работы профильного комитета РАФ. В 2004 году новым президентом РАФ стал человек, который не только не имел отношения к автоспорту, но и не признавал законов экономики и логики работы общественной организации. Была забыта объединяющая функция РАФ, а сама Федерация превратилась в доходное предприятие. Если ранее расходы РАФ составляли не более 300 тыс. долларов в год, то в 2004-2005 гг. они составили 1,8 млн, а в 2007 году бюджет этой организации планируется более 3 млн! Не вмешиваясь в данный процесс, хотелось бы, чтобы тем, кто непосредственно занимается проведением гонок, не мешали. РАФ ломает систему формирования комитета кольцевых гонок, назначает его руководителя и определяет состав. О цели подобных поступков можно только догадываться, но результат налицо: ни одного документа, необходимого для проведения чемпионата России-2007, не было подготовлено в срок, а сам чемпионат был сорван. Организаторы и спортсмены успешно проводили гонки, на основании чего государство предоставило возможность называть эти соревнования национальным чемпионатом. И теперь РАФ распоряжается статусом как частной собственностью, не считаясь с теми, кто этот статус обеспечил собственными усилиями.
Автор и куратор проекта «Формула Русь» — Юрий Ким.

Российское «кольцо». Юрий Ким
© Фото: 5 колесо
Понимание происходящего в РАФ ушло из меня. Объединение? Созидание? Абсолютная бессмыслица. В пример – «круглый стол», организованный Федерацией в апреле. Из 53 кольцевых команд присутствовали лишь 5, представители только 3-х гоночных классов, а про нашу «Формулу» вообще забыли. В результате утвердили календарь и технические требования, не те, что отправлялись в РАФ в октябре прошлого года. Надеялся, что ситуация исправится после встречи организаторов соревнований с президентом РАФ Виктором Кирьяновым. Тем более что на ней признали нарушения со стороны Федерации: невыполнение сроков принятия нормативных и базовых документов, игнорирование и пропажу входящей документации, неправомерные отказы заинтересованным лицам участвовать в работе профильных комитетов. Обещание разобраться выполнено не было, а накануне первой гонки получил официальное уведомление о том, что соревнования «Формулы Русь» лишены статуса чемпионата России. В то же время меняются места и сроки проведения этапов чемпионата. Более того: на протяжении сезона эти параметры менялись еще пять раз! Гонку в Мячково пытаются запретить, для чего РАФ назначает комиссию по проверке безопасности трассы. Но в прошлом году здесь, под эгидой РАФ, прошло несколько гонок, и той же организацией в январе была выдана лицензия на трассу. Остается только поблагодарить Федерацию автоспорта Московской области и её президента Владимира Стрельченко, стараниями которых удалось в нынешнем сезоне провести Кубок губернатора.
Российское «кольцо»
© Фото: 5 колесо