Российский авторынок замер перед обвалом
По итогам трех кварталов общее падение российского авторынка не превысило 60 %, что сравнимо с результатами сентября — такие данные приводит Ассоциация Европейского Бизнеса (АЕБ). Но уже в октябре продажи новых автомобилей могут пробить очередное дно.
Всего за три квартала россияне купили 506,6 тыс. новых легковых и легких коммерческих машин, на 753,4 тыс. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Падение составило 59,8 %. При этом кроссоверы и внедорожники заняли почти половинку российского рынка (242 723 машин, 47,9 %). Чуть больше 10 % продаж пришлась на легкий комтранс (52 878 автомобиля), при этом пикапы заняли менее процента рынка (3903 шт.), а электромобили — не дотянули и до одной десятой процента (333 шт.).
Падение продаж за сентябрь схоже с результатами трех кварталов: минус 59,6 %, что лишь немного меньше чем в августе. Но в октябре и далее динамика может оказаться совершенно иной. Из-за начала частичной мобилизации наметившемся летом тренд на замедление стагнации продаж новых автомобилей сойдет на нет и российский авторынок может вновь уйти в крутое пике. Это в свою очередь сорвет планы АВТОВАЗа и китайских брендов по наращиванию объемов продаж, а также поставит под удар проекты «Москвича» и липецкого завода «Моторинвест», нацеленные на выпуск локализованных китайских моделей.
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ЗА 1–3 КВАРТАЛЫ (ЯНВАРЬ-СЕНТЯБРЬ) 2022/2021 ГГ.
Бренд | 2022 | 2021 | % |
Avtovaz (Lada) | 123 765 | 268 849 | -54 |
Kia | 56 791 | 159 729 | -64 |
Hyundai* | 49 951 | 132 183 | -62 |
Renault* | 32 958 | 98 501 | -67 |
ГАЗ ком. авт.* | 25 396 | 38 802 | -35 |
Chery | 21 082 | 24 688 | -15 |
Haval | 20 045 | 25 053 | -20 |
Toyota* | 19 237 | 71 450 | -73 |
Škoda | 16 563 | 72 647 | -77 |
УАЗ* | 16 525 | 22 147 | -25 |
VW | 16 288 | 72 438 | -78 |
Geely | 14 303 | 16 651 | -14 |
Nissan | 13 476 | 35 796 | -62 |
BMW | 9221 | 35 500 | -74 |
Mercedes-Benz | 9093 | 33 805 | -73 |
Cheryexeed | 8835 | 2322 | 280 |
Mitsubishi | 8363 | 18 554 | -55 |
Mazda | 8165 | 21 109 | -61 |
Ford ком. авт.* | 5394 | 14 011 | -62 |
Changan | 3791 | 3639 | 4 |
Audi | 3269 | 13 903 | -76 |
Peugeot* | 2218 | 6184 | -64 |
Lexus | 1831 | 15 940 | -89 |
Volvo | 1688 | 6908 | -76 |
FAW | 1672 | 2544 | -34 |
Suzuki | 1573 | 7449 | -79 |
Citroёn* | 1450 | 3455 | -58 |
Subaru | 1375 | 4870 | -72 |
Porsche | 1286 | 4611 | -72 |
DFM | 1255 | 261 | 381 |
Genesis | 1193 | 2 454 | -51 |
Land Rover | 1136 | 4 786 | -76 |
VW ком. авт.* | 1088 | 4084 | -73 |
Infiniti | 819 | 1528 | -46 |
Great Wall | 746 | — | — |
MINI | 719 | 2109 | -66 |
Jeep | 666 | 1302 | -49 |
Opel | 609 | 1462 | -58 |
Isuzu* | 531 | 575 | -8 |
Mercedes-Benz ком. авт* | 465 | 1321 | -65 |
Honda | 350 | 999 | -65 |
GAC | 346 | 525 | -34 |
Chevrolet | 266 | 464 | -43 |
Iveco* | 170 | 378 | -55 |
Cadillac | 162 | 2045 | -92 |
Hino | 143 | — | — |
Lifan | 142 | 569 | -75 |
Jaguar | 124 | 405 | -69 |
FIAT* | 111 | 922 | -88 |
Foton* | 9 | 34 | -74 |
Brilliance | 6 | 100 | -94 |
Zotye | 1 | 44 | -98 |
Ford* | 0 | 1 | — |
Chrysler | — | 2 | — |
Hyundai ком. авт.* | — | 2 | — |
smart | — | 1 | — |
Итого | 506 661 | 1 260 111 | -59,8 |
После перезапуска производства в начале лета АВТОВАЗ неплохо разогнал конвейер и по итогам сентября впервые с весны смог выйти в плюс, хотя общий результат за три квартала — минус 54 % . Рост продаж Lada в первый месяц осени составил впечатляющие 20 %, при том, что больше половины всех проданных автомобилей — это Granta. Высокий спрос на продукцию АВТОВАЗа объясняется относительно демократичной ценой выпускаемой линейки (сейчас завод производит только три модели — Granta, Niva Legend и Niva Travel в упрощенных комплектациях) и льготными кредитами от государства, которые позволяют купить новую машину отечественного производства со скидкой 20–25 %.
В госпрограмму льготного кредитования включился и Haval, но пока с одной моделью — кроссовером Jolion тульской сборки, рекомендованную розничную стоимость которого пришлось опустить ниже предельно допустимой (по условиям госпрограммы) планки в два миллионов рублей. Это также способствовало росту продаж китайского бренда и его выход на 4-ю строчку самых популярных автомобильных марок в России. Да и по количеству проданных автомобилей Haval в сентябре практически восстановился до уровня прошлого года. Также сократила отставание от конкурента Geely, а следом за ним устремилась марка Changan, показавшая рост продаж на 74 %. Как дела у Chery — не известно, компания перестала раскрывать месячную и статистику продаж. Но по итогам трех кварталов Chery — китайский бренд номер 1 в России, даже без учета «премиального» Exeed.
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ЗА СЕНТЯБРЬ 2022/2021 ГГ.
Бренд | 2022 | 2021 | % |
Avtovaz (Lada) | 20 641 | 17 189 | 20 |
Hyundai* | 3888 | 13 624 | -71 |
ГАЗ ком. авт.* | 3817 | 5199 | -27 |
Haval | 3430 | 3513 | -2 |
Kia | 3313 | 17 037 | -81 |
УАЗ* | 2526 | 3360 | -25 |
Geely | 2501 | 2613 | -4 |
Renault* | 1320 | 7511 | -82 |
Changan | 789 | 453 | 74 |
VW | 758 | 7752 | -90 |
Škoda | 639 | 6438 | -90 |
Mitsubishi | 522 | 2534 | -79 |
Mazda | 470 | 2048 | -77 |
Nissan | 271 | 4092 | -93 |
FAW | 259 | 442 | -41 |
Toyota* | 199 | 10 039 | -98 |
Great Wall | 191 | — | — |
Ford ком. авт.* | 162 | 2003 | -92 |
DFM | 159 | 107 | 49 |
Genesis | 115 | 383 | -70 |
Peugeot* | 111 | 737 | -85 |
Citroёn* | 109 | 394 | -72 |
Audi | 78 | 1655 | -95 |
GAC | 76 | 74 | 3 |
Suzuki | 56 | 820 | -93 |
Opel* | 54 | 230 | -77 |
Jeep | 54 | 145 | -63 |
Subaru | 51 | 616 | -92 |
Lifan | 24 | 32 | -25 |
Infiniti | 22 | 129 | -83 |
Isuzu* | 17 | 50 | -66 |
Lexus | 13 | 1947 | -99 |
Hino | 12 | — | — |
Volvo | 10 | 800 | -99 |
Porsche | 9 | 237 | -96 |
VW ком. авт.* | 9 | 130 | -93 |
Land Rover | 8 | 475 | -98 |
Iveco* | 7 | 53 | -87 |
Honda | 6 | 93 | -94 |
Jaguar | 1 | 28 | -96 |
FIAT* | 1 | 113 | -99 |
Ford* | 0 | 0 | — |
Foton* | 0 | 1 | — |
Brilliance | 0 | 4 | — |
Zotye | 0 | 1 | — |
Cadillac1 | н. д. | 329 | — |
Chevrolet1 | н. д. | 169 | — |
Итого | 46 698 | 115 599 | -59,6 |
*Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. КОМ. АВТ. < 3,5 т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6 т).
1 — Cadillac, Chevrolet — данные не предоставляются с апреля 2022 г.
По корейским, японским и европейским брендам динамика продаж в сентябре не особе изменилась: из-за прекращения поставок из-за рубежа и остановки российских заводов все они находятся в глубоком минусе. А с учетом того, что калининградский «Автотор» прекращает контрактную сборку автомобилей Hyundai и Kia, в последующие месяцы паление продаж у этих брендов будет еще более катастрофичным. Впрочем, как было сказано выше, с началом частичной мобилизации это в полной мере касается всех без исключения марок, даже таких социально значимых, как Lada.