Российский авторынок замер перед обвалом

По итогам трех кварталов общее падение российского авторынка не превысило 60 %, что сравнимо с результатами сентября — такие данные приводит Ассоциация Европейского Бизнеса (АЕБ). Но уже в октябре продажи новых автомобилей могут пробить очередное дно.

Всего за три квартала россияне купили 506,6 тыс. новых легковых и легких коммерческих машин, на 753,4 тыс. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Падение составило 59,8 %. При этом кроссоверы и внедорожники заняли почти половинку российского рынка (242 723 машин, 47,9 %). Чуть больше 10 % продаж пришлась на легкий комтранс (52 878 автомобиля), при этом пикапы заняли менее процента рынка (3903 шт.), а электромобили — не дотянули и до одной десятой процента (333 шт.).

Российский авторынок замер перед обвалом

Падение продаж за сентябрь схоже с результатами трех кварталов: минус 59,6 %, что лишь немного меньше чем в августе. Но в октябре и далее динамика может оказаться совершенно иной. Из-за начала частичной мобилизации наметившемся летом тренд на замедление стагнации продаж новых автомобилей сойдет на нет и российский авторынок может вновь уйти в крутое пике. Это в свою очередь сорвет планы АВТОВАЗа и китайских брендов по наращиванию объемов продаж,  а также поставит под удар проекты «Москвича» и липецкого завода «Моторинвест», нацеленные на выпуск локализованных китайских моделей.

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ЗА 1–3 КВАРТАЛЫ (ЯНВАРЬ-СЕНТЯБРЬ) 2022/2021 ГГ.

Бренд 2022 2021 % 
Avtovaz (Lada) 123 765 268 849 -54
Kia 56 791 159 729 -64
Hyundai* 49 951 132 183 -62
Renault* 32 958 98 501 -67
ГАЗ ком. авт.* 25 396 38 802 -35
Chery 21 082 24 688 -15
Haval 20 045 25 053 -20
Toyota* 19 237 71 450 -73
Škoda 16 563 72 647 -77
УАЗ* 16 525 22 147 -25
VW 16 288 72 438 -78
Geely 14 303 16 651 -14
Nissan 13 476 35 796 -62
BMW 9221 35 500 -74
Mercedes-Benz 9093 33 805 -73
Cheryexeed 8835 2322 280
Mitsubishi 8363 18 554 -55
Mazda 8165 21 109 -61
Ford ком. авт.* 5394 14 011 -62
Changan 3791 3639 4
Audi 3269 13 903 -76
Peugeot* 2218 6184 -64
Lexus 1831 15 940 -89
Volvo 1688 6908 -76
FAW 1672 2544 -34
Suzuki 1573 7449 -79
Citroёn* 1450 3455 -58
Subaru 1375 4870 -72
Porsche 1286 4611 -72
DFM 1255 261 381
Genesis 1193 2 454 -51
Land Rover 1136 4 786 -76
VW ком. авт.* 1088 4084 -73
Infiniti 819 1528 -46
Great Wall 746
MINI 719 2109 -66
Jeep 666 1302 -49
Opel 609 1462 -58
Isuzu* 531 575 -8
Mercedes-Benz ком. авт* 465 1321 -65
Honda 350 999 -65
GAC 346 525 -34
Chevrolet 266 464 -43
Iveco* 170 378 -55
Cadillac 162 2045 -92
Hino 143
Lifan 142 569 -75
Jaguar 124 405 -69
FIAT* 111 922 -88
Foton* 9 34 -74
Brilliance 6 100 -94
Zotye 1 44 -98
Ford* 0 1
Chrysler 2
Hyundai ком. авт.* 2
smart 1
Итого 506 661 1 260 111 -59,8

После перезапуска производства в начале лета АВТОВАЗ неплохо разогнал конвейер и по итогам сентября впервые с весны смог выйти в плюс, хотя общий результат за три квартала —  минус 54 % . Рост продаж Lada в первый месяц осени составил впечатляющие 20 %, при том, что больше половины всех проданных автомобилей — это Granta. Высокий спрос на продукцию АВТОВАЗа объясняется относительно демократичной ценой выпускаемой линейки (сейчас завод производит только три модели — Granta, Niva Legend и Niva Travel в упрощенных комплектациях) и льготными кредитами от государства, которые позволяют купить новую машину отечественного производства со скидкой 20–25 %.

Российский авторынок замер перед обвалом

В госпрограмму льготного кредитования включился и Haval, но пока  с одной моделью — кроссовером Jolion тульской сборки, рекомендованную розничную стоимость которого пришлось опустить ниже предельно допустимой (по условиям госпрограммы) планки в два миллионов рублей. Это также способствовало росту продаж китайского бренда и его выход на 4-ю строчку самых популярных автомобильных марок в России. Да и по количеству проданных автомобилей Haval в сентябре практически восстановился до уровня прошлого года. Также сократила отставание от конкурента Geely, а следом за ним устремилась марка Changan, показавшая рост продаж на 74 %. Как дела у Chery — не известно, компания перестала раскрывать месячную и статистику продаж. Но по итогам трех кварталов Chery — китайский бренд номер 1 в России, даже без учета «премиального» Exeed.

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ЗА СЕНТЯБРЬ 2022/2021 ГГ.

Бренд 2022 2021  %
Avtovaz (Lada) 20 641 17 189 20
Hyundai* 3888 13 624 -71
ГАЗ ком. авт.* 3817 5199 -27
Haval 3430 3513 -2
Kia 3313 17 037 -81
УАЗ* 2526 3360 -25
Geely 2501 2613 -4
Renault* 1320 7511 -82
Changan 789 453 74
VW 758 7752 -90
Škoda 639 6438 -90
Mitsubishi 522 2534 -79
Mazda 470 2048 -77
Nissan 271 4092 -93
FAW 259 442 -41
Toyota* 199 10 039 -98
Great Wall 191
Ford ком. авт.* 162 2003 -92
DFM 159 107 49
Genesis 115 383 -70
Peugeot* 111 737 -85
Citroёn* 109 394 -72
Audi 78 1655 -95
GAC 76 74 3
Suzuki 56 820 -93
Opel* 54 230 -77
Jeep 54 145 -63
Subaru 51 616 -92
Lifan 24 32 -25
Infiniti 22 129 -83
Isuzu* 17 50 -66
Lexus 13 1947 -99
Hino 12
Volvo 10 800 -99
Porsche 9 237 -96
VW ком. авт.* 9 130 -93
Land Rover 8 475 -98
Iveco* 7 53 -87
Honda 6 93 -94
Jaguar 1 28 -96
FIAT* 1 113 -99
Ford* 0 0
Foton* 0 1
Brilliance 0 4
Zotye 0 1
Cadillac1 н. д. 329
Chevrolet1 н. д. 169
Итого 46 698 115 599 -59,6

*Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. КОМ. АВТ. < 3,5 т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6 т).

1 — Cadillac, Chevrolet — данные не предоставляются с апреля 2022 г.

По корейским, японским и европейским брендам динамика продаж в сентябре не особе изменилась: из-за прекращения поставок из-за рубежа и остановки российских заводов все они находятся в глубоком минусе. А с учетом того, что калининградский «Автотор» прекращает контрактную сборку автомобилей Hyundai и Kia, в последующие месяцы паление продаж у этих брендов будет еще более катастрофичным. Впрочем, как было сказано выше, с началом частичной мобилизации это в полной мере касается всех без исключения марок, даже таких социально значимых, как Lada.

  • итоги продаж
  • российский авторынок

Источник