Российский авторынок в январе рухнул на 63%: что будет дальше?
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в январе, относительно результатов за первый месяц прошлого года, показывают безрадостную картину. Но свет в конце тоннеля уже виднеется
Всего в январе россияне купили 32,5 тыс. новых машин, против 88 тыс. годом ранее. То есть рынок сложился почти в три раза! Но удивляться тут нечему. Плюс-минус такая же картина была и в предыдущих отчетах Ассоциации европейского бизнеса, и будет в следующем, февральском. Но уже в марте и далее наш рынок должен показать рост.
Пока же мы видим передел рынка новых автомобилей в России, где в рейтинге продаж АЕБ остался неизменный лидер АВТОВАЗ: относительно января 2022 года его продажи снизились всего на 3%! Ну а все что находится ниже, претерпело кардинальные изменения – за счет активного наступления китайских марок и стагнации всех прочих. Так на вторую строчку, следом за Lada, ворвался Haval, нарастивший продажи на 43%. На пятки ему наступает Geely, сумевший увеличить объемы продаж на 88%. Где-то рядом по идее должны были оказаться марки Chery, Exeed и Omoda, но они публикуют только квартальную статистику, поэтому в данном рейтинге их нет.
Возможно, именно из-за отсутствия Chery и Ко в пятерку самых популярных автомобильных брендов в России все еще входит Kia, продолжающая распродавать огромный запас стоковых автомобилей. Но скоро они закончатся, а новых официальных поставок не будет, поэтому Kia ждет участь Hyundai, который в январе не вошел даже в Топ-10. А ведь не так давно эти марки конкурировали с Lada! Теперь же российский рынок для них потерян, вероятно – уже навсегда. Но даже если корейцы вернутся, подняться до былых высот у них вряд ли получится.
Европейские марки также находятся на последнем издыхании. О чем говорить, если автомобилей Skoda за месяц всеми российскими дилерами было продано всего 269 штук – даже меньше, чем пикапов Great Wall. У VW примерно такой же результат. Почти полторы сотни машин реализовала в январе Mazda. И это еще хороший результат: ведь все прочие некитайские бренды, некогда продававшие в России сотни и тысячи машин ежемесячно, теперь ведут счет на десятки и единицы.
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ЗА ЯНВАРЬ 2023/2022 ГГ.
БРЕНД | Январь 2023 | Январь 2022 | % |
Lada | 17 468 | 18 045 | -3% |
Haval | 4535 | 3169 | 43% |
Geely | 3 501 | 1863 | 88% |
ГАЗ | 1816 | 2660 | -32% |
Kia | 1415 | 12321 | -89% |
УАЗ | 1185 | 1325 | -11% |
Changan | 469 | 495 | -5% |
Great Wall | 278 | 59 | 371% |
Škoda | 269 | 3840 | -93% |
VW | 257 | 4317 | -94% |
Ford ком.авт. | 186 | 1005 | -81% |
Hyundai | 185 | 11 356 | -98% |
FAW | 165 | 159 | 4% |
DFM | 158 | 95 | 66% |
Sollers | 153 | — | — |
Mazda | 137 | 1906 | -93% |
Toyota | 60 | 6126 | -99% |
Peugeot | 42 | 408 | -90% |
Subaru | 40 | 332 | -88% |
Audi | 38 | 694 | -95% |
Citroёn | 37 | 237 | -84% |
GAC | 30 | 81 | -63% |
Suzuki | 18 | 331 | -95% |
Jeep | 15 | 99 | -85% |
Genesis | 15 | 152 | -90% |
Opel | 11 | 137 | -92% |
Isuzu | 7 | 48 | -85% |
Lexus | 5 | 563 | -99% |
Hino | 2 | 19 | -89% |
Honda | 1 | 87 | -99% |
VW ком.авт. | 1 | 398 | -100% |
Porsche | 0 | 398 | — |
Mitsubishi | 0 | 2054 | — |
Iveco | 0 | 21 | — |
Fiat | 0 | 52 | — |
Evolute | нет данных | — | — |
Brilliance | — | 1 | — |
Cadillac | — | 50 | — |
Chevrolet | — | 63 | — |
Foton | — | 1 | — |
Infiniti | — | 217 | — |
Jaguar | — | 37 | — |
Land Rover | — | 347 | — |
Lifan | — | 4 | — |
Nissan | — | 4254 | |
Renault | — | 7938 | — |
Volvo | — | 272 | — |
Zotye | — | 0 | — |
Итого | 32 499 | 88 036 | -63,1% |
Правда, к статистике АЕБ есть вопросы: в ней по-прежнему не отражен параллельный импорт, так как у представительств такой информации нет, а собирать ее с дилеров практически нереально. Здесь нужно вести отдельный учет, ориентируясь на данные Федеральной таможенной службы, чем комитет АЕБ заниматься вряд ли будет. Но даже по весьма приблизительным прикидкам «параллельно» в Россию завозится около 10% новых машин.
Также в январский отчет почему-то не попал «Москвич», хотя официальные продажи кроссоверов этой марки стартовал в декабре, а 10 января предприятие отрапортовало о выпуске двухтысячного автомобиля. Может быть Московский завод решил промолчать о результатах продаж так как похвастать особо нечем? Не предоставил данные по своим электромобилям и липецкий «Моторинвест». Из-за этого данные АЕБ могут быть занижены относительно фактического уровня продаж на 10-15%. Будем надеяться, что в февральском отчете эти пробелы будут устранены и падение будет уже не на 63%, а «всего» на 50%. Ну а в отчете за март, в который вернутся марки Chery, Exeed и Omoda (к ним также добавится новый китайский бред Kaiyi), мы должны увидеть еще более позитивную картину.