Российский авторынок просел, а дальше будет обвал
В феврале продажи новых автомобилей в России сократились на симоволические 4,8% — в преддверье глубочайшего погружения, которое произойдет в ближайшие месяцы
В последний месяц зимы россияне купили 114 349 новых автомобилей (не считая BMW и Mercedes-Benz, которые делают ежеквартальные отчеты). Это на 5732 штуки меньше, чем в феврале прошлого года. Причем в Ассоциации Европейского Автобизнеса, которая делает ежемесячные отчеты по российскому авторынку, на этот раз даже не дали традиционных комментариев и прогнозов. В свете последних событий – понятно почему.
Мы не будем подробно расписывать итоги февраля – картина здесь примерна та же, что и в январе, с внушительным ростом продаж «китайцев» и падением или вялыми попытками увеличения объемов продаж у остальных автопроизводителей из Топ-20 (исключение – Mitsubishi, Ford и Volvo, сумевшие показать рост на 47, 65 и 84% соответственно). Эта картина уже не актуальна, так как в марте нас ждет начало чудовищного обвала, который современный российский авторынок еще не видел.
Бренд | 2022 | 2021 | % |
Avtovaz (Lada) | 22 378 | 28 272 | -21% |
Kia | 15 001 | 16 516 | -9% |
Hyundai* | 13 761 | 13 841 | -1% |
Renault* | 10 382 | 10 171 | 2% |
Toyota* | 7 568 | 7 640 | -1% |
VW | 5 631 | 6 882 | -18% |
Škoda | 5 438 | 7 029 | -23% |
Nissan | 4 192 | 4 750 | -12% |
ГАЗ ком.авт.* | 3 791 | 3 250 | 17% |
Haval | 3 569 | 2 158 | 65% |
Chery | 2 907 | 1 998 | 45% |
Mitsubishi | 2 892 | 1 965 | 47% |
Geely | 2 188 | 1 203 | 82% |
Mazda | 1 867 | 3 210 | -42% |
Ford ком.авт.* | 1 763 | 1 070 | 65% |
УАЗ* | 1 684 | 1 577 | 7% |
Audi | 1 078 | 1 402 | -23% |
Volvo | 1 023 | 557 | 84% |
Cheryexeed | 1 001 | 130 | 670% |
Lexus | 884 | 1 227 | -28% |
Porsche | 545 | 515 | 6% |
Peugeot* | 541 | 497 | 9% |
Land Rover | 478 | 527 | -9% |
Changan | 471 | 395 | 19% |
Suzuki | 447 | 663 | -33% |
Citroёn* | 419 | 286 | 47% |
VW ком.авт.* | 418 | 458 | -9% |
Subaru | 349 | 523 | -33% |
Infiniti | 262 | 180 | 46% |
Genesis | 240 | 170 | 41% |
FAW | 180 | 187 | -4% |
Opel | 147 | 91 | 62% |
Honda | 139 | 108 | 29% |
Jeep | 122 | 132 | -8% |
Chevrolet | 121 | 26 | 365% |
DFM | 97 | 0 | — |
Isuzu* | 77 | 41 | 88% |
Cadillac | 75 | 176 | -57% |
GAC | 53 | 21 | 152% |
Jaguar | 43 | 24 | 79% |
Iveco* | 39 | 32 | 22% |
Great Wall | 39 | — | — |
Fiat* | 27 | 86 | -69% |
Hino | 15 | — | — |
Lifan | 4 | 64 | -94% |
Foton* | 2 | 7 | -71% |
Zotye | 1 | 4 | -75% |
Ford* | 0 | 0 | — |
Brilliance | 0 | 18 | — |
Chrysler1 | — | 1 | — |
Hyundai ком.авт.* | — | 1 | — |
Всего | 114 349 | 120 081 | -4,8% |
Демонстративный «отказ» от работы в России европейских, американских и японских марок (кроме Mitsubishi и Isuzu), заморозивших поставки из-за границы, а также остановивших свои российские заводы, обернется тотальным дефицитом автомобилей на рынке. Причем в марте это падение будет не таким критичным, так как на складах у дилеров есть еще резервы машин, а вот дальше российский авторынок ждут черные дни. Сколько они продлятся – пока не понятно. Но быстро нарастить нужные объемы не получится даже после запуска производств (будем надеется, что это все же произойдет).
Китайцы и корейцы, которые уходить с нашего рынка не намерены, смогут удовлетворить лишь часть спроса, но зато они получат уникальный шанс занять нишу конкурентов, которые рискуют потерять российский рынок навсегда. Да, еще остается Индия, Вьетнам и Иран – они с радостью пустят своих автопроизводителей в Россию. Хотя это не быстрый процесс, его запуск кардинально изменит картину нашего авторынка.