Российский авторынок пробил дно, но дилеры не хотят снижать цены
По итогам августа продажи новых автомобилей в России рухнули на 17% — это уже второй месяц подряд, когда российский авторынок падает стремительными темпами
Вслед за июльским провалом на 6,5%, в августе российский авторынок ускорил падение, «разогнавшись» к концу лета до минус 17%. По сравнению с августом прошлого года дилеры не досчитались свыше 114 тысяч проданных автомобилей. При этом спрос на машины есть, а вот самих машин, из-за проблем с поставками комплектующих, остро не хватает. Но, несмотря на падение продаж, дилеры продолжают удерживать высокие цены, накручивая допы на все востребованные модели. Закончится эта ценовая вакханалия по оптимистичным прогнозам лишь к январю-февралю, когда автопроизводители смогут восстановить прежние объемы производства. Ну а при плохом сценарии, россияне будут вынуждены покупать новые машины по завышенным ценам как минимум до лета следующего года. Впрочем, хочется верить в хорошее: сами автокомпании не зарабатывают столько, сколько дилеры-спекулянты и устали терпеть убытки от снижения объемов продаж. Решить вопрос с дефицитом машин – в их же интересах.
Лучше всех себя чувствуют на российском рынке китайцы. Видимо им удалось решить проблему с комплектующими, и, пока у остальных продажи падают, у них растут невиданными темпами. Причем впереди всех – компания Chery. Она не имеет локального производства в нашей стране, но это не помешало ей увеличить продажи в августе на 163% и впервые занять 9-ю строчку Топ-10 самых популярных автомобильных брендов в России, обогнав Nissan. И это еще без учета трех сотен кроссоверов бренда Cheryexeed (отныне просто Exeed), который считается отдельно. Марка Haval, хотя и имеет завод в Тульской области, отстает – у нее продажи выросли «всего» на 37%, а у идущей следом Geely со сборочной площадкой в Беларуси – на 25%. Правда, у остальных китайских брендов (FAW, Changan, DFM, GAC), имеющих слабую дилерскую сеть, дела в России идут не столь хорошо – им хвастаться нечем.
На фоне падения продаж легковушек, неплохо подросли продажи легкого коммерческого транспорта, ГАЗелей и Ford Transit – прирост 34 и 72% соответственно. Растут продажи и выпускаемой в Калуге коммерческой линейки Peugeot/Citroen/Opel, правда, по объемам продаж им далеко и до ГАЗа и Соллерс-Авто, собирающей «Транзиты» в Татарстане. Лидер отечественного авторынка, АВТОВАЗ, в нокауте – падение продаж в августе на 32%. Но мы уже говорили, по каким причинам заводу пришлось останавливать конвейеры в Тольятти и Ижевске. Из-за проблем с поставкой компонентов на российские заводы жестко просели объемы продаж Skoda и VW – на 41 и 39% соответственно. Продажи Nissan и Mitsubishi, также делавших ставку на локальное производство, упали на 28 и 39%. Те же компании, кто не производит автомобили в Росси, а ввозит их из-за рубежа, большей частью увеличили продажи в процентах, но в штуках рост их небольшой и не делает погоды на рынке.
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ЗА АВГУСТ 2021/2020 ГГ. И ЯНВАРЬ-АВГУСТ 2021/2020 ГГ.
БРЕНД | Август 2021 | Август 2020 | % | Январь-Август 2021 | Январь-Август 2020 | % |
Avtovaz (Lada) | 19 428 | 28 621 | -32% | 251 660 | 192 397 | 31% |
KIA* | 17 277 | 19 818 | -13% | 142 692 | 119 075 | 20% |
Hyundai* | 14 106 | 17 462 | -19% | 118 559 | 95 633 | 24% |
Renault* | 9 699 | 10 906 | -11% | 90 990 | 74 047 | 23% |
Toyota* | 6 848 | 7 132 | -4% | 61 411 | 57 675 | 6% |
VW | 6 754 | 11 400 | -41% | 64 686 | 60 196 | 7% |
Škoda | 5 497 | 9 001 | -39% | 66 209 | 55 547 | 19% |
ГАЗ ком.авт.* | 5 161 | 3 856 | 34% | 33 603 | 27 296 | 23% |
Chery | 2 956 | 1 124 | 163% | 21 200 | 4 875 | 335% |
Nissan | 2 770 | 3 852 | -28% | 31 704 | 34 912 | -9% |
УАЗ* | 2 720 | 2 910 | -7% | 18 787 | 17 813 | 5% |
Haval | 2 373 | 1 730 | 37% | 21 540 | 10 225 | 111% |
Geely | 2 165 | 1 726 | 25% | 14 038 | 7 563 | 86% |
Lexus | 1 957 | 1 929 | 1% | 13 993 | 12 889 | 9% |
Ford ком.авт.* | 1 914 | 1 112 | 72% | 12 008 | 7 247 | 66% |
Mazda | 1 913 | 2 098 | -9% | 19 061 | 16 441 | 16% |
Audi | 1 651 | 1 248 | 32% | 12 248 | 8 686 | 41% |
Mitsubishi | 1 598 | 2 624 | -39% | 16 020 | 16 524 | -3% |
Volvo | 986 | 822 | 20% | 6 108 | 4 112 | 49% |
Suzuki | 918 | 773 | 19% | 6 629 | 4 607 | 44% |
Peugeot* | 675 | 437 | 54% | 5 447 | 2 457 | 122% |
Subaru | 433 | 604 | -28% | 4 254 | 3 359 | 27% |
Land Rover | 428 | 394 | 9% | 4 311 | 3 563 | 21% |
Genesis | 418 | 108 | 287% | 2 071 | 867 | 139% |
Porsche | 359 | 780 | -54% | 4 374 | 3 739 | 17% |
Changan | 347 | 901 | -61% | 3 186 | 3 788 | -16% |
FAW | 347 | 406 | -15% | 2 102 | 1 505 | 40% |
Citroёn* | 341 | 306 | 11% | 3 061 | 1 892 | 62% |
Cadillac | 315 | 140 | 125% | 1 716 | 778 | 121% |
Cheryexeed | 304 | — | — | 1 924 | — | — |
VW ком.авт.* | 292 | 442 | -34% | 3 954 | 3 209 | 23% |
Opel* | 193 | 89 | 117% | 1 232 | 202 | 510% |
Jeep | 153 | 244 | -37% | 1 157 | 1 094 | 6% |
FIAT* | 113 | 126 | -10% | 809 | 749 | 8% |
Honda | 110 | 150 | -27% | 906 | 1 093 | -17% |
Infiniti | 107 | 210 | -49% | 1 399 | 1 027 | 36% |
Isuzu* | 104 | 76 | 37% | 525 | 617 | -15% |
DFM | 103 | 85 | 21% | 154 | 609 | -75% |
GAC | 72 | — | — | 451 | — | — |
Jaguar | 72 | 78 | -8% | 377 | 592 | -36% |
Chevrolet | 69 | 40 | 73% | 295 | 340 | -13% |
Lifan | 54 | 124 | -56% | 537 | 866 | -38% |
Iveco* | 20 | 29 | -31% | 325 | 205 | 59% |
Brilliance | 7 | 30 | -77% | 96 | 109 | -12% |
Zotye | 2 | 24 | -92% | 43 | 146 | -71% |
Foton* | 1 | 8 | -88% | 33 | 40 | -18% |
Ford* | 0 | 2 | — | 1 | 89 | -99% |
Chrysler | — | 6 | — | 2 | 22 | -91% |
Hyundai ком.авт.* | — | 16 | — | 2 | 130 | -98% |
Vaz (Niva) | — | 215 | — | — | 8 771 | — |
Datsun | — | 1 303 | — | — | 10 580 | — |
ИТОГО | 114 130 | 137 517 | -17,0% | 1 067 890 | 880 198 | 21,3% |
Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и автомобили местной сборки. Примечание: рейтинг марок основан на результатах продаж за месяц.