Российский авторынок пробил дно, а дальше будет еще хуже
По итогам марта российский авторынок достиг исторического минимума, но это еще не дно
Все оказалось еще хуже, чем мы говорили, основываясь на данных регистрации новых машин – в ту статистику могли попасть автомобили, которые россияне покупали еще в феврале. Плюс там не учитывались легкие коммерческие автомобили полной массой до 3,5 тонн. Теперь же мы получили свежие данные от Ассоциации Европейского Автобизнеса, которые дают полную картину падения российского авторынка в пропасть.
Так по итогам первого месяца весны в России было продано 55 129 новых машин, что на 62,9% хуже результатов марта 2021 года. Все лидеры рынка показали двузначный минус. В Топ-5 самых популярных марок, куда входят Lada, Kia, Hyundai, Renault и Toyota, падение приближается к 70%. Что не удивительно: российские автозаводы этих брендов либо работали с перебоями, либо вообще стояли – главным образом из-за проблем с поставками компонентов из Европы. И даже китайский Haval, у которого с логистикой комплектующих должно быть все хорошо, впервые за много месяцев не смог выйти в плюс, потеряв внушительные 44%. Также существенно просели продажи у Geely и Chery. Но здесь вопрос не столько в дефиците машин, сколько в росте цен на них.
В итоге плюс смогли показать всего три марки: Exeed, Isuzu и Chevrolet. Причем на фоне низкой базы прошлого года, Isuzu, благодаря старту российских продаж внедорожника Mu-X, показала рост на рекордные 467%. Подробные результаты по всем маркам представлены ниже.
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ЗА МАРТ 2022/2021 ГГ.
БРЕНД | 2022 | 2021 | % |
Avtovaz (Lada) | 12 289 | 33 779 | -64% |
Kia | 6 336 | 20 057 | -68% |
Hyundai* | 4 909 | 15 332 | -68% |
Renault* | 4 072 | 11 659 | -65% |
Toyota* | 3 231 | 10 278 | -69% |
ГАЗ ком.авт.* | 2 886 | 4 521 | -36% |
Škoda | 2 803 | 9 737 | -71% |
Nissan | 2 699 | 5 705 | -53% |
VW | 2 435 | 9 442 | -74% |
УАЗ* | 2 206 | 2 733 | -19% |
Mazda | 1 621 | 2 689 | -40% |
Haval | 1 573 | 2 833 | -44% |
Geely | 1 492 | 1 732 | -14% |
Ford ком.авт.* | 874 | 1 409 | -38% |
Mitsubishi | 801 | 2 230 | -64% |
Audi | 585 | 1 625 | -64% |
Exeed | 505 | 309 | 63% |
Chery | 498 | 2 398 | -79% |
Peugeot* | 323 | 736 | -56% |
Changan | 311 | 485 | -36% |
Suzuki | 305 | 931 | -67% |
Lexus | 229 | 2 491 | -91% |
Volvo | 224 | 798 | -72% |
Subaru | 206 | 674 | -69% |
Porsche | 192 | 703 | -73% |
Land Rover | 155 | 633 | -76% |
Citroёn* | 155 | 371 | -58% |
FAW | 154 | 240 | -36% |
Isuzu* | 153 | 27 | 467% |
VW ком.авт.* | 142 | 555 | -74% |
Infiniti | 110 | 234 | -53% |
Genesis | 102 | 245 | -58% |
Jeep | 98 | 121 | -19% |
Chevrolet | 82 | 43 | 91% |
DFM | 80 | 0 | — |
Opel | 70 | 124 | -44% |
Honda | 42 | 139 | -70% |
Cadillac | 37 | 302 | -88% |
Great Wall | 33 | 0 | — |
Hino | 27 | 0 | — |
Iveco* | 27 | 40 | -33% |
GAC | 22 | 68 | -68% |
Fiat* | 19 | 113 | -83% |
Jaguar | 15 | 19 | -21% |
Foton* | 1 | 11 | -91% |
Ford* | 0 | 0 | — |
Brilliance | 0 | 22 | — |
Lifan | 0 | 76 | — |
Zotye | 0 | 6 | — |
Chrysler1 | — | 0 | — |
Hyundai ком.авт.* | — | 1 | — |
Итого | 55 129 | 148 676 | -62,9% |
Но, самое печальное, что это еще не дно. В марте дилеры продавали машины, которые, пусть и с перебоями, но еще отгружались импортерами и заводами. Сейчас же большинство российских автозаводов стоит, а новые поставки автомобилей из-за границы (не считая Китая) заморожены. Так что по итогам апреля российский авторынок просто укатают в пол, и когда ситуация нормализуется – не понятно.
Хотя позитивные сигналы все же есть. Так в конце апреля должен быть запущен конвейер АВТОВАЗа: пока сотрудники находятся в коллективном отпуске предприятие копит комплектующие на складе, занимается импортозамещением и ищет новых поставщиков. По неподтвержденной пока информации в июне-июле должны заработать российские заводы, где собирают VW и Skoda – сейчас для них разрабатывают новые пути поставки компонентов из Европы.
Так что, возможно, к середине лета – началу осени российский авторынок начнет постепенно оживать. Хотя в текущих условиях загадывать что бы то ни было на такой срок просто бессмысленно.