Российский авторынок пробил дно
По итогам первого месяца 2022 года продажи новых автомобилей в России снизились на 3,7%
Продажи новых машин в России продолжают стремительно падать. Причем, если на фоне января прошлого года наш авторынок упал только на 3,7%, то по сравнению с минувшим декабрем падение продаж составило 31,3% (91 662 машин против 133 470). И это, похоже, еще не дно. Начало года для автодилеров традиционно «мертвый сезон»: люди основательно потратились перед новогодним праздниками и сейчас идти в автосалоны не спешат. Тем более, что, несмотря на падение продаж, дилеры все еще надеются заработать «на ковриках» и снижать цены на дефицитные модели по-прежнему не хотят.
На этом фоне продолжают делать кассу китайские автопроизводители – у них проблем с машинами в наличии нет и наценки не такие заоблачные, как у корейских, японских и европейских конкурентов. Среди зарубежных грандов рост продаж в начале года показал только Hyundai, Toyota и Nissan – на 4, 15 и 30% соответственно. Остальные лидеры рынка (Lada, Kia, Renault, VW, Skoda) сидят в минусах, готовясь уступить место китайцам. Так Haval (+102%) по итогам января занял 9-е место в рейтинге продаж, а Chery – 10-е. Причем, если к продажам кроссоверов Chery (+47%) добавить дочернюю марку Exeed (+895%), то концерн Chery Automobile оказывается китайским брендом номер 1 в России.
Многие зарубежные бренды не выдерживают конкуренции и в отсутствии спроса уходят из России. Первые потери этого года – марки Chrysler и Smart, официально покинувшие наш рынок. Это не касается BMW и Mercedes-Benz – их отсутствие в таблице объясняется поквартальной отчетностью немецких премиум-марок.
Также в этом году ждем падения спроса на электромобили, так как с 1 января вернули 15-процентную таможенную пошлину на их ввоз. Примерно на эту же сумму вырастут и цены. Хотя, учитывая появление на нашем рынке целой кучи новых батарейных моделей (Hyundai Ioniq, Kia EV6, Mercredes-Benz EQC, BMW iX и др.), совместными усилиями удастся нарастить общие объемы продаж «электричек».
Что касается продажи легкого коммерческого транспорта, то здесь ситуация еще печальнее, чем с легковушками: за январь их продажи упали на 15%. Хотя в Ассоциации Европейского Бизнеса связывают такое падение с длинными январскими каникулами, из-за которых компании-перевозчики не заключали новые контракты.
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ЗА ЯНВАРЬ 2022/2021 ГГ
Бренд | 2022 г | 2021 г | Изменение |
Avtovaz (Lada) | 18 045 | 21 857 | -17% |
Kia | 12 321 | 15 051 | -18% |
Hyundai* | 11 356 | 10 949 | 4% |
Renault* | 7 938 | 8 534 | -7% |
Toyota* | 6 126 | 5 333 | 15% |
VW | 4 317 | 5 653 | -24% |
Nissan | 4 254 | 3 272 | 30% |
Škoda | 3 840 | 6 036 | -36% |
Haval | 3 169 | 1 567 | 102% |
Chery | 2 820 | 1 914 | 47% |
ГАЗ ком.авт.* | 2 660 | 2 102 | 27% |
Mitsubishi | 2 054 | 937 | 119% |
Mazda | 1 906 | 2 153 | -11% |
Geely | 1 863 | 555 | 236% |
УАЗ* | 1 325 | 1 305 | 2% |
Ford ком.авт.* | 1 005 | 909 | 11% |
Cheryexeed | 806 | 81 | 895% |
Audi | 694 | 1 085 | -36% |
Lexus | 563 | 1 428 | -61% |
Changan | 495 | 263 | 88% |
Peugeot* | 408 | 392 | 4% |
Porsche | 398 | 412 | -3% |
VW ком.авт.* | 398 | 513 | -22% |
Land Rover | 347 | 448 | -23% |
Subaru | 332 | 404 | -18% |
Suzuki | 331 | 410 | -19% |
Volvo | 272 | 444 | -39% |
Citroёn* | 237 | 213 | 11% |
Infiniti | 217 | 104 | 109% |
FAW | 159 | 96 | 66% |
Genesis | 152 | 57 | 167% |
Opel | 137 | 56 | 145% |
Jeep | 99 | 107 | -7% |
DFM | 95 | 0 | — |
Honda | 87 | 82 | 6% |
GAC | 81 | 27 | 200% |
Chevrolet | 63 | 17 | 271% |
Great Wall | 59 | — | — |
Fiat* | 52 | 76 | -32% |
Cadillac | 50 | 131 | -62% |
Isuzu* | 48 | 43 | 12% |
Jaguar | 37 | 43 | -14% |
Iveco* | 21 | 40 | -48% |
Hino | 19 | — | — |
Lifan | 4 | 83 | -95% |
Brilliance | 1 | 13 | -92% |
Foton* | 1 | 8 | -88% |
Ford* | 0 | 1 | — |
Zotye | 0 | 9 | — |
Chrysler1 | — | 0 | — |
Hyundai ком.авт.* | — | 0 | — |
Итого | 91 662 | 95 213 | -3,7% |
*Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. КОМ.АВТ.<3,5т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6т).
- В связи с прекращением поставок и продаж а/м брендов Chrysler и smart на российский рынок, последние а/м этих брендов были проданы в 2021 году.