Российский автопром: текущие владельцы и их доли


Ответ на вопрос о принадлежности российского автопрома остается неопределенным. Устоявшееся представление о собственнике как бенефициаре бизнеса здесь неприменимо. Реальные владельцы часто остаются скрытыми, и вместо них выдвигаются номинальные представители. Полноправные менеджеры (руководители) не всегда занимают соответствующие должности формально.


Российский автопром можно охарактеризовать как структуру, состоящую из нескольких кланов. Вне процесса производства эта клановость может остаться незаметной, но все внутренние процессы выявляют наличие таких групп, у которых даже имеются свои «погоняла». Границы между кланами размыты и не весь автопром подчинен им.

КАМАЗ

Главный клан – «камазовские», или «татарские». Помимо КАМАЗа и его партнеров, контроль распространяется на «Аурус», НАМИ и большую часть «Москвича». Недавно «камазовские» приобрёл питерский завод «Тойоты» для совместного проекта с «Газпромом». Упоминаются лишь крупные автосборочные активы. В действительности, учитывая компонентные и сырьевые заводы, «камазовские» образуют гигантский холдинг с максимальным влиянием на Минпромторг.

Москвич

Интересы «камазовских» и «московских» пересекаются на «Москвиче». С одной стороны, «камазовские» обеспечивают поставки китайских машинокомплектов на «Москвич» и электробусов на СВАРЗ. С другой — от этого сотрудничества «московские» не в восторге и делают шаги по обособлению: выкупили некоторых компонентщиков (например, ААТ) и инвестируют в разработку собственного электромобиля «Молния» как стратегическую альтернативу моделям JAC. Вместе с тем на «Москвиче» идёт подготовка «камазовского» проекта «Атом».

АвтоВАЗ

«ВАЗовские» противостоят «камазовским» в борьбе за власть и являются прямым противником. Несмотря на то, что собственно ВАЗ принадлежит «камазовскому» НАМИ, а Когогин входит в совет директоров ВАЗа, всё это выглядит странно.

Группа ГАЗ

Третьим по важности кланом являются «газовские», то есть олигарх Д. В его активы включают не только ГАЗ и Урал, но также все значимые автобусные заводы (кроме НефАЗа), множество производителей спецтехники и чисто «силовые» производства. На бывшем заводе «Вольво» в Калуге выпускают «Уралы». Этот клан хотел заполучить себе и другие заводы калужского кластера, но по неясным причинам проиграл.

Соллерс

История «Соллерса» указывает на то, что это отдельный клан, сформировавшийся после отчленения компании «Северсталь-Авто» от бизнеса М. Олигарх М., вероятно, собирается вернуться в большой автобизнес; он уже приобрел некоторые шинные активы. Обратите внимание, как «Соллерс» постепенно отодвигает «Камазов». Идея использования платформы «Ауруса» в продукции «Соллерса» ушла в прошлое, а оставшиеся полпроцента акций «Ауруса» проданы «Камазовским» год назад.

Автотор

Меньше по размерам клан — «щербаковские». В его состав входят заводы, расположенные где-то на Балтике, а также очень активное использование МАМИ.

АГР

Новое объединение, пусть его наречем буквой А, владеет заводами в Калуге и Санкт-Петербурге, шинными и компонентными активами (включая Bosch и Continental). Долгое время к А не проявляли серьёзного внимания. Возможно, зря. В отрасли преобладает мнение о том, что все эти активы выращиваются для продажи.