Российский автопром: почему так высока зависимость от импорта?
Министерство промышленности и торговли предлагает инвестировать 2,7 триллиона рублей в исследования, разработки, опытно-конструкторские работы и производство компонентов для автомобильной промышленности.
Дружелюбные соседи по планете единогласно начали хлопать дверями, нарушая все договоренности прошлого дня в качестве наказания России за непослушание. те, кто еще вчера с энтузиазмом поддерживал отечественное машиностроение, сегодня демонстрируют желание «воскресить, возродить» его и так далее. Минпромторг разработал… проект стратегии автопромаСледует из этого документа, что производство российских автомобильных комплектующих в стране должно быть запущено до 2035 года. За это время должно произойти импортозамещение, которое обеспечит автозаводы деталями, которых сейчас недостаточно. Нам не хватает очень многих компонентов – от двигателей до электронных блоков управления, АБС, систем кондиционирования и так далее.

В документе Минпромторга говорится о необходимости инвестировать 2,7 трлн рублей в НИОКР и производство компонентов для автопрома. Понятно лишь одно: нужны огромные деньги. А вот насколько адекватно их потратят – неизвестно. Сейчас для нужд автопрома мы реально умеем производить на должном уровне разве что нормальное топливо, которое до последнего времени поставляли за рубеж. В каком-то количестве можем производить современные масла и прочие технические жидкости. Еще можем делать генераторы, стартеры и другие электрические машины. Плюс мелочевку типа воздушных и масляных фильтров, предохранителей и т.п. Но даже с аккумуляторами есть серьезные проблемы: большинству отечественных производителей не хватает сепараторов, втулок и т.п.
Производство автомобильных стекол освоено. Остекление крыш и люков не возможно. Кузовные работы выполняются с трудом: сталь для лицевых поверхностей недостаточно качественная. Освещение реализуем, но простые системы без матричных и лазерных функций. Датчики различного типа можем изготавливать. Подшипники тоже производим, но качество оставляет желать лучшего.

Существуют разработки практически во всех областях: подушки безопасности разрабатывались ещё в СССР. Производство ограниченного количества изделий возможно почти везде, но это непригодно для массового производства. Стоимость при этом будет очень высокой. Произвести миллион коробок-автоматов с одинаково высоким качеством сегодня невозможно. Требуются отработанные технологии, на что уйдут годы. В таких ситуациях мы в последнее время чаще склоняемся к тому, чтобы купить готовый товар за рубежом, вместо того, чтобы тратить время на его создание здесь. Любой брендовый товар и его производитель должны выдерживать конкуренцию, чтобы реально доказать своё право на существование.

Заявляющие о конкурентоспособности компании говорят о сравнительно простых узлах: от датчиков давления до глушителей и радиаторов системы охлаждения. Даже такие элементы, как электромагнитные реле, собираются из китайских компонентов. В обычных условиях это было бы нормой, но сегодня нужно быть готовым к тому, что стабильный поток поставок может неожиданно прекратиться.
Впрочем, хочется быть оптимистами.