Российские производители бензина столкнулись с неожиданной проблемой
Российские нефтепереработчики бьют тревогу: у них заканчиваются резервуары для хранения мазута
Санкции ЕС осложнили продажу российского мазута за границу. В результате на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) образовался его избыток, который постоянно растет. Главная проблема в том, что мазут — это остаточный продукт переработки нефти. Поэтому снизить его производство не так просто, так как тогда заводам придется одновременно выпускать меньше остальных нефтепродуктов. В добавок для хранения мазута подходят только специальные емкости, оборудованные подогревателями и дополнительной теплоизоляцией.
Раньше около 80% российского мазута продавали за рубеж. Аудиторская компания KPMG подтвердила, что сейчас вывоз мазута из России осложнен. В марте его экспорт упал в 1,5 раза по сравнению с февралем – невостребованными остались около 1,5 млн тонн. Если ничего не изменится, то российским НПЗ мазут уже скоро будет некуда девать из-за чего придется сокращать или полностью останавливать производство бензина, дизтоплива и других нефтепродуктов.
Нефтяники ищут выход из ситуации. Так, «Лукойл» предложил отправлять лишний мазут на ТЭЦ, где его могут использовать как топливо. Но это не очень красивое решение. По-хорошему ТЭЦ должны использовать наиболее дешевый вид топлива из доступного – а это, как правило, газ. На мазут же энергетики переходят только вынужденно. Например, в 2020 году от общего потребления ТЭЦ на мазут приходилось только 2%. Известны и прошлогодние цены: средняя цена угля на Хабаровской ТЭЦ-3 (основное топливо) в 2021 году составила около 4 тыс. руб. за тонну, а мазута — 28,5 тыс. руб. за тонну. Мало того, если ТЭЦ будут использовать больше мазута, то они сильнее станут вредить окружающей среде, а за это им придется платить штрафы. «Лукойл» предложил временно отменить высокие штрафы, но вряд ли это будет принято.
Генеральный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора, Тамара Сафонова, сказала, что использования тяжелого топлива на тепловых электростанциях нас не спасет. Она указала, что «по итогам 2021 года доля российского экспорта нефти составила 43 % от объема добычи, доля экспорта нефтепродуктов – около 50 % от объемов нефтепереработки в России. Таким образом, проблема перераспределения мазута на ТЭЦ может лишь частично решить проблему затоваривания».
Полностью решить проблему переизбытка мазута в хранилищах можно, если найти желающих приобрести его. По мнению г-жи Сафоновой, такое решение есть. В сложившейся ситуации виновата Европа с ее санкциями, однако кто мешает России развернуться на Восток? Так, Индийская нефтеперерабатывающая компания Bharat Petroleum уже купила два миллиона баррелей российской нефти Urals с погрузкой в мае 2022 года, что соответствует трем танкерным партиям. Другой путь – увеличение поставки нефти в Китай с учетом имеющихся технических возможностей загрузки Восточного нефтепровода ВСТО. Он проходит от г. Тайшет (Иркутская область) до нефтеналивного порта Козьмино в заливе Находка. ВСТО соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с рынками Азии и США.
Еще один способ пристроить мазут – модернизировать наши НПЗ в сторону более глубокой переработки нефти. В том числе переработке мазута в битум, который востребован в строительной отрасли и производстве асфальта. Но быстро это не произойдет.