Российские новинки вездеходов 2022 года

Новинки в сфере разработки вездеходной техники, таких как болотоходы, снегоходы и амфибии, выпускаемых российскими компаниями, представлены в данном обзоре.

Несмотря на активное строительство новых платных автобанов Несмотря на реконструкцию старых федеральных трасс, большая часть России по-прежнему не имеет дорог с твердым покрытием. В связи с этим тема вездеходов в стране сохраняет свою актуальность. Ежегодно в этом сегменте появляются новые игроки, а компании, уже зарекомендовавшие себя на рынке, представляют новые и обновленные модели. Об этих моделях мы расскажем в нашем обзоре.

БЕСШУМНЫЙ РАЗВЕДЧИК

В прошлом году Технополис «Эра» показал опытный электромобиль для разведки и снабжения армейских подразделений. В 2022 году предстал модернизированный опытный внедорожник (4х4) с двумя местами для военнослужащих, где учтены замечания заказчиков.

Разработчики Технополиса «Эра» в 2022 году представили опытный электромобиль с полным приводом, предназначенный для разведки и пополнения запасов передовых военных позиций.

Дизайн внешнего вида переработан, функциональность увеличена. Мощность бортовой системы ВИЭ-генерации возросла в три раза, что улучшило проходимость бесшумного разведчика и его автономность. В кормовой части кузова появились вместительные багажные отсеки. Возможность перевозить боеприпасы, амуницию, пайки и другие легкие грузы увеличилась за счёт отказа от второго члена экипажа.

Новинка обладает рядом преимуществ: тихая работа, зарядка от солнца, маскировка от тепловизоров и высокая проходимость.

«ПИКАП-МАКС» ОТ «SEVER TRUCKS»

В 2013 году в городе Саянске Иркутской области заядлый рыбак и охотник Андрей Якуба основал компанию «Sever Trucks». В том же году был создан первый снегоболотоход, в 2014-м — второй. В 2015 году построили 13 единиц техники, а в 2016 году производство переместилось в Красноярск.

В производственной линейке представлены двухосные модели 4х4: «Егерь» (от 4,7 млн руб.), «Профи» (от 5,95 млн руб.), «Турист» (от 6,3 млн руб.), а также трехосные 6х6: «Профи-Макс» (от 8,35 млн руб.) и «Пикап-Макс» (от 8,55 млн руб.). Новинкой является вездеход «Север-3360 Пикап-Макс» размером 6750х2500х2805 мм, весом 4600 кг, в выставочном варианте стоимостью 10 млн 663 тыс. 750 руб. У него закрытая 5‑местная кабина, открытая бортовая платформа грузоподъемностью до 2000 кг, дизельный двигатель Cummins ISF 3.8 мощностью 152 л. с. и механическая коробка передач. В конструкции используются мосты ЗИЛ-131 и ГАЗ-66, 120‑литровый топливный бак.

Новинка сезона – вездеход «Север-3360 Пикап-Макс» выставлен по цене 10 миллионов 663 тысячи 750 рублей.

ФЛАГМАНСКИЙ «ТРЭКОЛ ХАСКИ»

В 1988 году была образована научно-производственная фирма «ТРЭКОЛ», которая ежегодно выпускает 350 внедорожных транспортных средств. Всего за время работы предприятия было выпущено 5212 единиц техники. Как нижегородская «ГАЗель» дала название классу малотоннажных грузовиков, так и слово «Трэкол» стало обозначением для снегоболотоходов на шинах сверхнизкого давления (0,15…0,65 кг/см²) . 2).

В 2022 году представлена флагманская восьмиместная модель «Трэкол Хаски» размером 6880х2550х3110 мм с массой 4000 кг. Установлен закрытый утепленный трехдверный кузов из алюминиевого сплава, шины размером 1600х700‑635 мм, топливный бак объемом 210 литров. Модель способна перевозить грузы массой до 2000 кг на плотных грунтах и 1500 кг на слабонесущих грунтах и в плавучем состоянии.

Модель предназначена для использования в течение всего года, может преодолевать водные препятствия за счет водоизмещения колес, а при дорожном просвете 550 мм обладает высокой проходимостью. У «Хаски» короткая колесная база (2770+1760 мм), что положительно сказывается на передвижении по бездорожью. Высокой проходимости способствуют короткий передний и задний свесы длиной 1120 и 1230 мм соответственно.

Наддувный дизельный двигатель Hyundai D4BH объемом 2476 кубических сантиметров предоставляет эксплуатационные возможности. 3Мощность составляет 100 л. с. при 3800 об/мин, а максимальный крутящий момент — 225 Нм при 2000 об/мин. Трансмиссия включает в себя механическую коробку передач на 5 ступеней, двухступенчатую раздаточной коробку и межосевой дифференциал с принудительной блокировкой. Для управления вездеходом необходимо удостоверение тракториста-машиниста категории «All». Стоимость новинки начинается от 8 млн руб.

Снегоболотоход «Хаски» (6х6) от НПФ «Трэкол» доступен покупателям по цене от восьми миллионов рублей.

НОВЫЙ БРЕНД: «АРХАНТ»

В числе новинок 2022 года компактный поисково-спасательный снегоболотоход Arkhant N (4х4) занимает достойное место. Его представили на стенде МЧС РФ как новый бренд «Архант», заменивший «Шерп». Это следствие отделения российской компании ООО «Шерп» от бизнеса украинских владельцев Владимира Школьника и Сергея Самохвалова (до июля 2021 года). После этого владелицей компании стала гражданка РФ Екатерина Гаврилина, а с 18 марта 2022 года — гендиректор Эдуард Павлов.

Полноприводный «Архант N» (4х4) разработки Алексея Гарагашьяна при скромных габаритах способен поднимать до 1000 кг. Его отличает кузов с брезентовым тентом, возможность передвигаться со скоростью 40 км/ч по суше и 6 км/ч по воде. В розничную продажу новинка массой в базовой комплектации 1600 кг поступит как с бензиновым, так и с дизельным двигателем. Первый производят в Санкт-Петербурге, второй импортируют из Китая — это мотор Kubota мощностью 85 л. с. Ранее на питерские вездеходы ставили японский дизель и механическую трансмиссию. Теперь будет однолитровый китайский мотор, агрегатированный с бесступенчатым вариатором.

Новый бренд «Архант» будет выпускать как ранее известные модели снегоболотоходов, так и новые, предназначенные для охоты, рыбалки, поисково-спасательных работ, патрулирования труднодоступных мест в заповедниках, заказниках и охраняемых зонах.
Преимущества нового «Арханта» с пластиковым кузовом по сравнению с моделью «Шерп» с алюминиевым кунгом — цена: 5 млн руб. против 10 млн руб. Эксперты прогнозируют потенциальный спрос на упрощенную версию вездехода в несколько десятков единиц в год, так как для личных целей он недостаточно комфортабелен, а для спасателей имеет малую вместимость и невысокую грузоподъемность.

В 2022 году дебютировал компактный вездеход Архангельский Н (4х4) для поиска и спасения в снежной и болотистой местности.

«ЛЕШИЙ» ИЗ САРАТОВА

НПП «Солитон» из Саратова представляет полноприводную колесную плавающую машину-амфибию «Леший» как универсальное транспортное средство. Его можно использовать, например, как патрульный транспорт для лесных хозяйств, спасательный транспорт для зон затопления, для экспедиционно-туристического обслуживания и технологического сервиса промышленных объектов. В 2023 году выйдет модификация для борьбы с пожарами в лесах.

Модель «Леший» весит 5500 кг и имеет идеальную развесовку по осям: 50% на каждую ось. Полезная нагрузка достигает 2500 кг, что вполне достаточно для транспортных задач.
Амфибия с водоизмещающим стальным корпусом и шинами КИ-126 или «Арктиктранс» размерностью 1300х700 R20 перемещается по воде с помощью водомета и обладает большим автономным ходом. При длине 5700 мм, ширине 2350 мм и высоте 2800 мм он предоставляет полезный объем в 15 м3. Рассчитан на экипаж из 9 человек, может передвигаться по дорогам общего пользования без специального разрешения. Допустимый крен при движении и угол въезда составляют по 30 градусов.
На воде с осадкой 1,2 м модель развивает скорость 12 км/ч, а на шоссе – в восемь раз быстрее (100 км/ч). На скорости 80 км/ч двигатель мощностью 150 л. с. расходует 14 л/100 км. Два бака вместимостью по 75 литров обеспечивают запас хода в внушительные 900 км.

«Леший» (4х4) — это универсальное транспортное средство, полноприводная амфибия от НПП «Солитон» из города Саратова.

ГУСЕНИЧНЫЙ «ПЛАСТУН»

В павильоне на стенде «Промсвязьбанка» была представлена универсальная транспортная платформа «Пластун». Эта новинка окрашена в оранжевый цвет и имеет гусеничный ход. Ее создала 19 марта 2021 года компания ООО «Русские вездеходы Пластун» из Новосибирска.
Новая компания возникла благодаря работе группы специалистов завода «Азия Авто» из Казахстана. За период с 2002 по 2020 год завод произвел 190 тысяч легковых автомобилей. Партнерами завода были «АВТОВАЗ», УАЗ, General Motors, KIA Motors, Skoda Auto.

Спасательный вездеход «Пластун» имеет высокую проходимость, что подтверждено испытаниями. Его конструкция позволяет легко преодолевать препятствия высотой до 0,6 м и ямы шириной до 1 м. Ему не составит труда проехать по рвам с уклоном стенки до 30 градусов и боковым креном такой же величины. Вездеход способен подниматься в горки крутизной 40 градусов и спускаться по поверхности под углом 45 градусов к линии горизонта. В случаях недостаточной мощности двигателя или сцепления с грунтом для подъема в гору можно использовать электрическую лебедку.

В «Пластуне» используются узлы и агрегаты от техники Renault-Nissan-Mitsubishi, выпускавшейся в России. Резиновая гусеница из прочного и износостойкого материала — уникальная деталь конструкции. Вездеход имеет полностью независимую энергоемкую длинноходную подвеску, позволяющую с комфортом преодолевать бездорожье. Кабина оборудована автомобильным типом управления для упрощения эксплуатации. Удобство сервисного обслуживания и ремонтопригодность заслуживают положительных отзывов. Для подготовки к сезонному использованию и плановому ТО необходимо заранее сообщить дилерской станции за полтора-два месяца.

В Новосибирске компания ООО «Русские вездеходы Пластун» разработала универсальную платформу на гусеничном ходу, представленную 19 марта 2021 года.

АПГРЕЙД «ЛАБОРАТОРИИ ВЕЗДЕХОДОВ»

Его стихия — топкое болото, жирная грязь, рыхлый песок, скользкая глина, скалистый грунт, открытая вода, природный лед. Покоритель разных сред — новый комфортабельный вездеход-амфибия BigBo с пятиместным кузовом из стали, алюминия, пластика и нержавеющей стали. Его комплексный апгрейд состоялся в 2021 году, а широкой публике новинка представлена в 2022 году.

Размеры авто составляют 3650х2520х2520 мм, полная масса не превышает 2000 кг. Кузов с съемной крышей и сдвижным люком может быть реализован в двух вариантах. Первый — лодка из стали с цинковым покрытием Cerberus, верхней частью каркаса остекления из алюминия, окрашенной краской «Бастион». Второй — аналогичен первому, но основа кузова выполнена из нержавеющей стали, а товарный вид придан краской Raptor. В любом варианте дорожный просвет составляет 560 мм.

В конструкции использованы новые решения: другая, более информативная приборная панель с световой индикацией датчиков о неисправностях. Кнопки снабжены понятными пиктограммами для ускорения реакции. К приборной панели можно подключить планшет, на который выводится важная информация, включая цифровые карты для спутниковой навигации.

Переднее боковое окно выполнено из сталинита, а раньше использовался не открывающийся вклеенный блок из поликарбоната. В открытом положении новые окна удерживают два газонаполненных амортизатора, позволяющие в таком положении перемещаться по ухабам и кочкам. Фронтальное ветровое стекло из двух половинок теперь изготовлено из толстого триплекса, который не так царапается, как применявшийся ранее поликарбонат.

Салон отделано тепло- и шумоизоляционными материалами, обшит морским кожзаменителем, устойчивым к УФ-излучению и воздействию морской воды. Нижняя часть салона герметично прорезинена и служит герметичной ванной. Все элементы управления и электрооборудование имеют влагозащитное покрытие. Внутри размещены пять мест с ремнями безопасности. Предусмотрена регулировка руля и передних кресел с высокой спинкой. В базовой комплектации есть кондиционер, отопитель Webasto, аудиосистема JBL. Помимо пассажирской зоны имеется багажный отсек с проемом заднего борта шириной 1120 мм.

Новая модель оснащена четырехцилиндровым дизельным двигателем Hyundai объемом 1600 куб. см. 3 Мощность составляет 128 л. с., а трансмиссия — автоматическая, шестиступенчатая. Для водителя и пассажиров предусмотрена пневматическая подвеска колес, оснащенных бескамерными шинами сверхнизкого давления размером 1580х540 R24. Благодаря этому BigBo 2022 года выпуска способен разгоняться до 56 км/ч и перевозить груз массой до 1000 кг. Амфибия комплектуется топливным баком объемом 120 литров. При расходе топлива 7 л/100 км запас хода должен составлять до 1700 км.

«АВРОРА» КУРГАНМАШЗАВОДА

Широкая модернизация – это термин, применяемый к новинке 2022 года ТМ-140А «Аврора». Это усовершенствованный вариант транспортной машины ТМ-140 — универсальной грузовой платформы «Курганмашзавода» на гусеничном ходу. В дни проведения форума «Армия-2022» ее экспонировали на открытом стенде «Высокоточных комплексов».

В ходе модернизации «Аврора» получила дополнительную тепловую защиту, противошумную изоляцию, мощный кондиционер, автономный воздушный и зависимый жидкостный отопители. Улучшено оформление комфортабельной кабины из композитных материалов. Ходовая часть гусеничной машины претерпит существенную переработку. Самым объемным станет третий этап, предусматривающий замену силового агрегата.
Вместо ЯМЗ-236 мощностью 195 л. с. под капот установится ЯМЗ-536 мощностью 312 л. с., более современный, экономичный и производительный двигатель. Планируется имплантировать 6‑ступенчатую гидромеханическую трансмиссию с полуавтоматическим переключением передач и гидрообъемный механизм поворота для снижения потребления топлива и увеличения средней скорости движения. Модернизированная гусеничная «Аврора» способна развивать максимальную скорость 45 км/ч по шоссе и 4 км/ч на плаву.

Кабина модернизированной «Авроры» вмещает шесть пассажиров (+ водитель) и МТО из высокотехнологичных полимеров. В ней можно обустроить три спальных места. Обновлённая модель способна перевозить до 4000 кг груза в условиях бездорожья. Расширить возможности машины позволяют опции: ремонтный и пассажирский модули, кран-манипулятор и сварочный генератор. Централизованная система смазки блоков подвески упрощает обслуживание, а автоматизированная система пожаротушения повышает безопасность. По заказу устанавливается электрическая лебедка, суперконденсатор и система мониторинга ГЛОНАСС/GPS.

Бронеавтомобиль ТМ-140А «Аврора» является модернизированной версией транспортной машины ТМ-140, являющейся многоцелевой грузовой платформой «Курганмашзавода».

ЗАВОЛЖСКИЙ «АЛЕУТ»

Заволжский завод гусеничных тягачей, являющийся частью «Группы ГАЗ», начал выпуск многоцелевого снегоболотохода ГАЗ-3344 десять лет назад. Затем начался проект «Коробочка», направленный на создание вездехода для местностей с сложным рельефом и экстремальным климатом. Улучшенный вариант двухзвенного гусеничного, снегоболотоходного, плавающего транспортера-тягача ЗЗГТ 3344‑20 получил название «Алеут». Конструкцию и оснащение пересмотрели с учётом потребностей частей Министерства обороны и приняли на вооружение Вооружённых Сил. Первые серийные машины отправились в береговую охрану войск Северного флота, а теперь «Алеут» также ориентирован на экспорт.

ЗЗГТ 3344‑20 предназначен для транспортировки личного состава, небольшого количества боеприпасов и лёгких военных грузов.
Транспортное средство может использоваться в качестве командного пункта, санитарного транспорта, передвижной радиостанции и так далее. Его снаряженная масса равна 11 000 кг, а полная масса достигает 14 000 кг. В первом звене можно перевозить 750 кг груза или пятерых человек, во втором — 2250 кг или до 15 человек. Конструкция допускает буксировку прицепа общей массой до 4000 кг.
Компактные габариты (9890х2430х2755 мм) обеспечивают «Алеуту» уверенное маневрирование на местности. Его внешний радиус поворота по наружному концу переднего бампера составляет 10 метров, а дорожный просвет в 350 мм (при полной нагрузке) гарантирует хорошую проходимость. В базовой комплектации предусмотрена электрическая лебедка с тяговым усилием 8 тонн.

Экспозиционный образец получил дизельный двигатель мощностью 240 лошадиных сил и пиковым крутящим моментом 784 Нм, ранее применялся двигатель ЯМЗ-53402‑10 мощностью 190 л.с. К нему присоединен автоматический КП с пятью передачами вперед и одной назад. Запас хода по шоссе может быть до 450 километров. «Алеут» рассматривается как замена армейским грузовикам в труднодоступных районах.

Транспортно-тяговое средство «Алеут» производства Заволжского завода гусеничных тягачей, являющееся двухзвенным гусеничным снегоболотоходным плавающим транспортером и усовершенствованной версией модели ГАЗ-3344.

ГИБРИД И ДРУГИЕ РАЗРАБОТКИ

Нижегородский завод транспортно-технологических машин и ООО «Специальные проекты машиностроения» представили многоцелевое гусеничное шасси СПМ-5906ЭТ на базе снегоболотохода ТТМ-5906 размером 6930х3150х2800 мм. Снаряжённая масса составляет 13 000 кг, грузоподъёмность — 5000 кг. Грузовая платформа имеет длину 3050 мм и ширину 2700 мм. Машина может развернуться на месте, развивать скорость 50 км/ч по суше и 5 км/ч по воде. Главное отличие новинки — гибридная энергоустановка, включающая дизельный двигатель КАМАЗ-740.60‑360 мощностью 265 кВт (360 л. с.) и тяговый генератор мощностью 210 кВт. Электромеханическая трансмиссия состоит из двух тяговых электродвигателей по 110 кВт каждый и согласующего редуктора.

Многоцелевое гусеничное шасси СПМ-5906ЭТ, созданное на базе гусеничного снегоболотохода ТТМ-5906, имеет габариты 6930х3150х2800 мм.

Всего с полдюжины вездеходов-амфибий, но не все из них новинки 2022 года. Например, «Русак» К-8/39941 (8х8/4) Завода механических трансмиссий Группы компаний КОМ появился в новой окраске кузова и слегка измененном интерьере. В конструкции изменений не добавлено. Год назад эта модель экспонировалась в апельсиновом цвете, теперь — в камуфляже.

Для многих покупателей важность новизны вездеходной техники меньше, чем её потребительские свойства, надёжность конструкции, долговечность, ремонтопригодность и, конечно же, цена.

Бронетанковое изделие «Русак» К-8/39941 (8х8/4), произведенное заводом механических трансмиссий группы компаний КОМ, имеет камуфлированную раскраску корпуса.
Четырехколесный снегоболотоход-амфибия Fenix (4х4) производства компании «Мобидик», габаритами 3100x2500x2200 мм, часто используется с полуприцепом или двухосным прицепом для разных задач.
Омский завод транспортного машиностроения изготовил специальную гусеничную бронированную пожарную машину модели 575А массой 60 тонн по заказу Минобороны РФ. Машина оборудована запасом воды и огнетушащих средств объемом 25 м³. 3 и дальность подачи 100 метров.
Среди вездеходов семейства «Бурлак» 6х6 особенное место занимают модели с буровой установкой УБГМ-1М и с краном-манипулятором.