Российские чопперы – результат преимущественно российских разработок
Исключением являются тяжелые Уралы с колясками, производство которых ведется в Ирбите. Но даже у них окончательную сборку проводят несколько лет в Казахстане из-за антироссийских санкций.

Когда-то ряд отечественных брендов стремился выпускать мотоциклы, способные соперничать с зарубежными. Двадцать-двадцать пять лет назад самыми желаемыми были чопперы. Тысячи энтузиастов переделывали свои мотоциклы, копируя американскую классику.
Сегодня редакция autotry.ru расскажет о российских вертолётах. Будут представлены серийные модели. Главное преимущество — российское происхождение разработки, узлов и агрегатов.
«Юнкер» из Ижевска
Мотоциклы марки Иж выпускались продолжительное время после распада СССР. Последние партии Иж Юпитер 5 и Планета 5 выпустили в 2007 и 2008 годах соответственно. С 1993 года объёмы производства сократились сначала в десятки, а затем и в сотни раз.
В 1999 году в Ижевске выпустили новую модель для того, чтобы сохранить позицию на рынке. Удивительно, но это был полноценный чоппер. Вероятно, руководство предприятия было вдохновлено достижениями Ирбитского мотозавода в данном сегменте.
В наличии у инженеров Иж были лишь модели Планета 5 и Юпитер 5, а тяжёлые модели с оппозитными двигателями требовались там. В связи с этим выбрали в качестве базы последний – Юпитер 5. К 1999 году для него уже разработали новую жидкостную систему охлаждения.
Мотоцикл получился красивым, это ясно даже сейчас. Создатели не экономили на хромированных деталях и других элементах, характерных для чопперов, таких как каплевидный двухсекционный бак, двухуровневое сиденье и длинная передняя вилка.
К сожалению, двигатель от Юпитера 5 оказался слишком устаревшим. Объём в 350 см3 ещё можно принять, но двухтактность и смешивание масла с бензином к концу 90-х годов уже выглядело архаизмом.
К недостаткам относится и отсутствие электростартера. Выходная мощность мотора аналогична модели Иж Юпитер 5 – 24 лошадиные силы. Колесо вращается при помощи цепного привода.
Назвали новый байк Иж ЮнкерПоклонники мотоциклов ИЖ отнеслись к нему положительно, однако продажи шли плохо из-за цены, которая оказалась высокой для потенциальных покупателей. Другие же отдавали предпочтение б/у японским моделям.
В Ирбите создан первый российский мотоцикл-чоппер под названием «Кобра».
В 1997 году ирбитские инженеры предоставили рынку долгожданное изделие — опытную партию первых российских мотоциклов chopper. Урал Кобра.
Внешний вид мотоциклов получился довольно грубым, как будто создан гаражными мастерами. Производство планировалось ограничить всего шестнадцатью единицами, чтобы показать, существует ли спрос на чопперы.
Новая модель отличается жесткой задней подвеской и дизайном, позаимствованным у американской фирмы Titan Motorcycle. В связи с этим дорожный просвет у «Кобры» небольшой — оптимальный для американских дорог.
Мотоцикл, созданный быстро, в России не пришелся по вкусу. Универсальностью ему не обладал. Поэтому опытная серия продавалась долгое время. В конце концов, большую часть экземпляров собрали коллекционеры.
Первый мотоцикл получил экспериментальный двигатель объемом 750 см3. Другие «Кобры» комплектовались серийными двигателями производства УМЗ, объем которых составлял 650 см3.
«Вояж»
В России интерес к первому ирбитскому чопперу был высоким. Коммерческий провал отнесли на счет неверного направления в класс шоу. Модель должна была обладать и универсальностью, как у японских аналогов. Поэтому новая модель, названная… Урал ВояжНовая модель сочетала черты вертолета и мотоцикла. Появилась она незадолго до конца 1997 года или в начале 1998 года, сразу после «Кобры».
Новый мотоцикл красивый и гармоничный. Вилка для чоппера короткая, но ездить на нём легко и даже по сельским дорогам.
Что касается двигателя, то преимущественно встречаются объёмы на 720 и 750 см3. Были небольшие партии с моторами на 650 см3. Планировалось запустить в серию новый силовой агрегат на 820 см3, но не сложилось.
На заводе ИМЗ популярны силовые агрегаты – четырёхтактные оппозитные двигатели с воздушным охлаждением. Мощность моделей с объёмом двигателя 720 и 750 см3 составляет 40 л. с.
Урал Вояж – самый популярный мотоцикл среди чопперов из Ирбита. Его выпуск был наибольшим по сравнению с другими моделями. После старых мотоциклов с колясками от ИМЗ он кажется настоящей ракетой. Дисковые тормоза на все колеса и электростартер в своё время удивили многих.
«Волк»
Примерно в 1999 году Ирбитский мотозавод выпустил мотоцикл, превосходящий все предыдущие модели. Урал ВолкСоздан совместно с клубом «Ночные Волки», типичный мотоцикл chopper с классическими элементами.
Финансирование было ограниченным, поэтому пришлось использовать противопоставленный двигатель. Вследствие этого мотоцикл сразу окрестили «Русским чоппером», и такой аппарат должен иметь отечественный силовой агрегат с историей. Впрочем, ДВС доработали, повысив мощность с 40 до 45 л. с.
Цена новой модели была больше, чем у «Вояжа», на солидные 50 процентов. В дватысячном году за такую сумму можно было приобрести японский мотоцикл с гораздо более мощным двигателем.
Мотоцикл Урал Волк производился ограниченными партиями несколько лет. Продажи оказались неудовлетворительными, поэтому производство прекратилось. В настоящее время такие мотоциклы можно найти на вторичном рынке.
В России уже давно не выпускаются настоящие отечественные чопперы. Модели Irbis, Baltmotors и подобных марок, собранные из китайских комплектов, таковыми считать нельзя.
В гаражах мастеров по всей стране создаются кастомные автомобили. Среди изготавливаемых моделей встречаются действительно уникальные экземпляры, которые превосходят фабричные по внешнему виду.
Справка
Ирби́тский мотоцикле́тный заво́д (ИМЗ) — российский завод по производству мотоциклов тяжёлого класса.
Ранее мы рассказывали О всех современных российских мотоциклах, находящихся в массовом производстве.
Фото: YouTube