Российская оборона: стенка на стенку.

Российское «кольцо». Стенка на стенку
Осень. Приближается время подведения итогов и чествования чемпионов, а потом уже нужно будет разрабатывать планы на будущий сезон. Только российские кольцевые гонки в эти стройные планы не вписываются: нам бы в прошлом сезоне разобраться.

Вот вам задачка. Дано:
Российская автомобильная федерация направлена на помощь в реализации прав граждан РФ заниматься физической культурой, спортом и туризмом. Также федерация способствует развитию профессионального спорта, подготовке и защите интересов спортсменов — членов Федерации. Федерация участвует в организации и проведении российских и международных спортивных соревнований. Согласно Уставу, в разделе о целях и задачах предусмотрено участие в финансировании спортивных и социальных программ.

Российское «кольцо»
© Фото: 5 колесо
Гоночную трассу организует компания ООО «Русское кольцо». В России это единственная гоночная трасса.
Тридцать шесть автомобилей, разделяемых на шесть классов с примерно равной мощью, сформированы в командах, большинство из которых располагают приличными бюджетами. К тому же, пилоты настроены на борьбу за звание чемпиона страны.
Смогут ли пилоты и команды претендовать на долгожданные титулы?
Предположите, это задача для первоклассников? На самом деле нет. Его решение возможно лишь при использовании всех заданных параметров. И удивительно: над решением простой задачи не сильно напрягались, предпочитая изучению законов факультативы. Как прошло время «вне школы» и причины «прогулов» расскажут сами участники этого процесса.

Российское «кольцо»
© Фото: 5 колесо
В споре собеседник упомянул лебедя, рака и щуку, тянущих одеяло на себя, подобно сложившейся ситуации. Мне хочется уточнить: баснописец описывал представителей фауны, которые пытались доставить воз с поклажей к месту назначения. Даже без материальной заинтересованности они не смогли и не попытались договориться из-за неприемлемых для каждой особи условий.
Андрей Артюшин – руководитель Кубка России.
«Honda Civic»

Российское «кольцо». Андрей Артюшин
© Фото: 5 колесо
Перед началом сезона возникло противостояние между РАФ и некоторыми организаторами, считавшими, что хорошее выполнение работы дает право на управление автомобильным спортом. Все это выглядело как ультиматум: соревнования пройдут только под их руководством или вовсе не будут. Ни одна из сторон не предложила принять ту или другую позицию, поэтому мы решили пойти своим путем.
Организаторы гонок в Мячково, с которыми мы сотрудничали в прошлом сезоне, за моей спиной включили в программу гонок серию RTCC и перед началом сезона объявили, что мест для класса Honda Civic в совместных гонках не нашлось.
Владелец трассы Шота Абхазава курирует только класс «Формула 1600», а «Формулу Русь» представляет Юрий Ким. В серии RTCC, возглавляемой Сергеем Крыловым, четыре класса, и поскольку участие оплачивает каждый класс, то Крылов как коммерческий партнер организаторам более выгоден, чем я.
Не считаем себя проигравшими. Класс стал единственным в российских кольцевых гонках с официальным статусом. Организаторы выполнили обещание, данное спортсменам и спонсорам перед началом сезона. Не испытываем ущерба от отсутствия соревнований в Мячково: выступая на трассах Финляндии и Украины, расширили географию гонок. Выступать в Финляндии в пять раз дешевле, чем гоняться в одиночку в Мячково.
Руководитель гоночной команды «Лукойл Рейсинг» Евгений Малиновский.

Российское «кольцо». Евгений Малиновский
© Фото: 5 колесо
Сегодняшнее положение в российском кольце сложилось из-за объективных причин: отсутствия трасс и спонсорской активности компаний, таких как АвтоВАЗ. Недостатки политики РАФ, отсутствие готовности взять ситуацию под контроль также ведут к этой ситуации. Как член Совета РАФ по спорту, я несу свою долю ответственности.
Ошибкой считаю отказ проводить гонки национального чемпионата на зарубежных и несертифицированных трассах. В Швеции, Финляндии подобные автодромы используются для соревнований. Возможно проведение 80% этапов чемпионата за рубежом – это выход из положения. У нас один владелец трассы, команды и организатор гонок – человек с большим влиянием, вынуждающий других принять его условия. Организаторы других серий и команды-конкуренты зависят от него, так как он может запретить им доступ к трассе. Пример – Кубок Honda Civic, который из-за неприемлемых условий господина Абхазавы успешно проходит за рубежом.
В спортивном сообществе, где конфликт вспыхнул ещё весной, РАФ проявила больше мудрости, чем Шота Абхазава, предъявивший ультиматум: если соревнования не пройдут по нашим правилам, чемпионат России не состоится. Это уже не спорт, а политика, где заинтересованные лица защищают свои коммерческие интересы. Любая спортивная федерация запретила бы своим спортсменам участвовать в подобных соревнованиях. Но РАФ, прекрасно понимая кризис в нашем виде спорта, решила, что спортсменам от этой ситуации должно достаться меньше всего, а запреты окончательно уничтожат кольцевые гонки. Я считаю: Федерация должна либо провести отличные альтернативные соревнования, либо договориться с организаторами о соблюдении правил РАФ. Если кто-то хочет продвигать интересы своей команды, то должен общаться с РАФ как представитель данной команды, а не как организатор гонок. Гонки станут независимыми только тогда, когда организатор перечислять средства на оплату работы судейского аппарата в Федерацию, а та будет формировать судейскую коллегию.
Шота Абхазава, владелец гоночной трассы в Мячково, руководит классом «Формула 1600».

Российское «кольцо». Шота Абхазава
© Фото: 5 колесо
В российском автоспорте кризис, главным образом, вызван проблемой руководства: отсутствуют разумные связи между Российской Автомобильной Федерацией (РАФ) и спортсменами, а также организаторами кольцевых гонок.
Правилами должны руководить участники и организаторы, а РАФ следить за их исполнением. Именно организаторы, спортсмены и спонсоры являются инвесторами в этот дорогой вид спорта, и если что-то идет не так, страдают именно они.
Последние два года автогоночные команды лишены возможности работы с профильным комитетом РАФ. В 2004 году новым президентом возглавила РАФ, и все ключевые решения стали принимать люди, которые не только не имели отношения к автоспорту, но и не признавали законов экономики и логики работы общественной организации. Была забыта объединяющая функция РАФ, а сама Федерация превратилась в доходное предприятие.
Если ранее расходы РАФ составляли не более 300 тыс. долларов в год, то в 2004-2005 гг. они составили 1,8 млн, а в 2007 году бюджет этой организации планируется более 3 млн. Мы не вмешиваемся в данный процесс, но хотелось бы, чтобы тем, кто непосредственно занимается проведением гонок, не мешали.
РАФ ломает систему формирования комитета кольцевых гонок, назначает его руководителя и определяет состав. О цели подобных поступков можно только догадываться, но результат налицо: ни одного документа, необходимого для проведения чемпионата России-2007, не было подготовлено в срок, а сам чемпионат был сорван.
Организаторы и спортсмены успешно проводили гонки, на основании чего государство в лице Росспорта предоставило возможность называть эти соревнования национальным чемпионатом. И теперь РАФ распоряжается статусом как частной собственностью, не считаясь с теми, кто этот статус обеспечил собственными усилиями.
Автор и куратор проекта «Формула Русь» — Юрий Ким.

Российское «кольцо». Юрий Ким
© Фото: 5 колесо
Я больше не понимаю происходящего в РАФ. Объединение? Созидание? Абсолютная бессмыслица. Примером служит «круглый стол», организованный Федерацией в апреле. Из 53 кольцевых команд присутствовали лишь пять, представители только трёх гоночных классов, а о нашей «Формуле» вообще забыли. В итоге утвердили календарь и приняли технические требования, но не те, что были отправлены в РАФ в октябре прошлого года. Я надеялся, что после встречи организаторов соревнований с президентом РАФ Виктором Кирьяновым ситуация изменится. Тем более что на ней признали нарушения со стороны Федерации: невыполнение сроков принятия нормативных и базовых документов, игнорирование и пропажу входящей документации, неправомерные отказы заинтересованным лицам в работе профильных комитетов. Обещание разобраться не выполнено, а накануне первой гонки я получаю официальное уведомление о том, что соревнования «Формулы Русь» лишены статуса чемпионата России. В то же время меняются места и сроки проведения этапов чемпионата. Более того: на протяжении сезона эти параметры менялись ещё пять раз! Гонку в Мячково пытаются запретить, для чего РАФ назначает комиссию по проверке безопасности трассы. Но в прошлом году здесь, под эгидой РАФ, прошли несколько гонок, и той же организацией в январе была выдана лицензия на трассу. Остаётся только поблагодарить Федерацию автоспорта Московской области и её президента Владимира Стрельченко, стараниями которых удалось провести в нынешнем сезоне Кубок губернатора.
Российское «кольцо»
© Фото: 5 колесо