Резюме сезона Формулы-1 после первой четверти года

«Формула 1». Оценки за четверть

Прогнозы всегда важны в любом виде спорта, и гонки «Формулы 1» — не исключение. Перед началом сезона-2001 разговоры чаще всего касались «чемпионата одной команды», а то и максимум двух. Чтобы оценить справедливость этих прогнозов, достаточно посмотреть четыре прошедших Гран-при.

«Формула 1»

© Фото:

Гран-при Сан-Марино, прошедший в середине апреля, положил конец первой четверти сезона Формулы 1 и обозначил завершение определенного этапа: на следующем этапе к участию после семилетнего запрета вернется система трэкшн-контроля.

Четыре гонки позволили сделать два главных вывода: конкуренция Michelin и Bridgestone сделала машины быстрее. Неожиданно в текущем чемпионате, по всей видимости, будет борьба не двух лидеров, а сразу трёх претендентов на победу.

В Мельбурне уже стало ясно: машины ездят заметно быстрее по сравнению с прошлым годом. Лучшее время первых свободных тренировок сезона, принадлежащее Рубенсу Баррикелло (1.29,056), оказалось на 3,682 секунды лучше аналогичного результата 2000 года, показанного Микой Хаккиненом. Тенденция продолжилась на следующий день, когда Баррикелло на свободных заездах установил время 1.28,695, что на 3,165 секунды лучше прошлогоднего результата Михаэля Шумахера.

В Сепанг разница была меньше, потому что эта Гран-при сместился в календаре с последнего места на второе, и две малайзийские гонки разделили всего несколько месяцев, а не год, как с австралийским этапом.

Увеличение скорости продемонстрировалось на Гран-при Бразилии и Сан-Марино, но в меньшей степени. В Сан-Паулу время поул-позиции Михаэля Шумахера было лишь на 0,331 секунды лучше прошлогоднего, а в Имоле разница между результатом Дэвида Култхарда и временем Мики Хаккинена 2000 года составила 1,66 секунды.

Стремление к лучшему сцеплению на любой дороге заставило производителей шин разрабатывать новые модели, что в свою очередь способствовало росту скоростей.
Шины являются ключевым компонентом автомобиля. Через их контактную площадку передаётся мощность двигателя.

Михаэль Шумахер после австралийского Гран-при отметил, что в этом году ощутима прибавка перегрузок во время гонок.

В текущем сезоне автомобили обгоняют машины 2000 года на 1,5 секунды за круг. FIA внесла изменения в правила: увеличила высоту переднего антикрыла и уменьшила количество элементов заднего. Это должно было замедлить машины на 2 секунды за круг. Значит, из-за «шинной войны» появилась резина, позволяющая машинам ехать быстрее на 3,5 секунды.

FIA не достигла поставленных целей. Макс Мосли признал это первым: «Мы предполагали, что соперничество шинников приведет к увеличению скорости, поэтому пытались разработать требования к аэродинамике, замедлив машины. Похоже, наши расчеты оказались ошибочными. Если в Малайзии и Бразилии результаты Мельбурна подтвердятся (чего я опасаюсь), FIA должна будет быстро принять меры».

На третьей и четвертой гонках прирост скорости был не столь выраженным, а заявлений о принимаемых мерах не поступало. Вероятно, FIA желает выяснить влияние введения трэкшн-контроля и других электронных систем на скорость до принятия каких-либо решений.

Второй вывод из первых гонок сезона гласит, что привычное лидерство Ferrari и McLaren осталось позади, поскольку к ним присоединился ещё один претендент на победу — BMW WilliamsF1.

Сначала этого утверждать было нельзя. После первых двух этапов все говорили о превосходстве Ferrari и Михаэля Шумахера над McLaren. Действительно, трехкратный чемпион мира так легко выиграл два Гран-при, что тут же отписали шансы «серебристым» отыграться. В Мельбурне Шумахер занял поул-позицию, проехав на 0,37 с быстрее своего партнера Рубенса Баррикелло и более чем на полсекунды опередив Мику Хаккинена. Михаэль выиграл гонку, тогда как Мика вынужден был сойти с дистанции.

В Малайзии Михаэль Шумахер вновь выиграл гонку, начав её с поула. Две гонки — две поул-позиции — две победы. В обоих случаях в первой тройке финишировал Дэвид Култхард, но это, казалось, не привлекло внимания никого.

В Бразилии шотландец не только занял место на пьедестале, но и поднялся на его вершину, а Михаэль Шумахер стал вторым. Такой результат Ferrari назвали поражением. Преувеличение? Но, видимо, такую реакцию вызвали происшествия во время гонки.

Михаэля Шумахера обгоном дважды обошли без видимых технических проблем. Первый раз это сделал новичок «Формулы 1», для которого был лишь третий Гран-при в карьере, Хуан-Пабло Монтойя. Монтойя прошел Шумахера на торможении по внутренней траектории поворота. Колеса машин соприкоснулись, но колумбиец тут же оторвался и ушел вперед, а первый пилот Ferrari не смог развить такой же темп.

Впоследствии сходное происшествие случилось вновь, но теперь Михаэля опередил Дэвид Култхард.

Бразильское Гран-при показало, что команда BMW WilliamsF1 стала соперником Scuderia Ferrari Marlboro и West McLaren Mercedes в борьбе за победы. Чемпионат обрел третью сильную команду.

«Формула 1»

© Фото:

Три первые этапа сезона прошли для BMW WilliamsF1 неудачно, но команда продемонстрировала свой потенциал. В Мельбурне Ральф Шумахер сошел из-за аварии с Жаком Вильневом, налетевшим на машину немецкого пилота сзади при его четвертом месте в гонке. Монтойя не смог финишировать из-за поломки болида. В Сепанге Баррикелло вытолкнул Ральфа с траектории, а колумбийца развернуло на мокрой трассе. В Бразилии Ферстаппен вытолкнул Мон Toyю, когда Хуан-Пабло уверенно лидировал.

На четвёртом этапе команде улыбнулась удача: Ральф Шумахер одержал победу. Отрыв BMW WilliamsF1, занявшей третье место в командном зачёте, от лидера Scuderia Ferrari Marlboro составил 28 очков, а от West McLaren Mercedes — 18 очков.

Это осложнило жизнь другим командам, которым придется ждать поломки у лидеров. Шанс набрать очки появится только тогда, когда кто-нибудь из первой тройки выйдет из строя.

Начальная часть второго этапа чемпионата полна неопределенности. Три команды соперничают на равных в борьбе за первенство, не имея явного лидера.

В BMW WilliamsF1 Ральф Шумахер одержал победу в своем первом Гран-при, а Монтойя продемонстрировал свои возможности. В Ferrari безоговорочным лидером является Михаэль Шумахер, а в West McLaren Mercedes впечатляет выступление Дэвида Култхарда. Будет ли он поддерживать такой темп на протяжении всего сезона, сказать трудно, хотя сам гонщик уверен, что его время настало.

Мику Хаккинен тоже нельзя списывать со счетов в борьбе за чемпионский титул.

Победу одержит водитель одной из представленных команд. Исключение составляют случайные перемены в раскладе сил вследствие восстановления электронных помощников, что маловероятно.

В WilliamsF1 утверждают, что противобуксовочная система пока не готова. Нельзя не вспомнить о мастерстве команды в этой области семь лет назад – превосходство Williams тогда стало одним из мотивов запрета электроники.