Реформа общественного транспорта: хотели как лучше?
Общественный транспорт в России хвалить не хочется. Однако не будем заниматься критиканством: просто выскажем личные соображения на это счет на примере обеих наших столиц
Москву просто сотрясает от активности транспортников всех мастей. Чего стоит одно только строительство метро: даже коренные москвичи уже не помнят названий всех станций. Но московское метро реально развивается – и это главный плюс в поднятой затронутой теме. К сожалению, похоже, что он – единственный.
Впрочем, есть еще плюсик: электробусы стали в Москве привычным явлением. Можно грустить по троллейбусам, которым оставили один-единственный «экскурсионный» маршрут, никому, в общем-то, не нужный. Но паутина проводов исчезла – любители фотографий облегченно вздохнули. А эксплуатация электромобилей общественного назначения – это развитие новых технологий, поиск оптимума. Пусть пока и затратный – иначе не бывает.
Все остальное – ни о чем. Какие реформы, где они? Или речь идет об очередных изменениях всех городских маршрутов? Вчера электробус шел к Лужникам, а сегодня почему-то направился в Серебряный бор – это как? Это зачем?
Выделенные полосы – это случай так называемого вранья, согласно булгаковскому персонажу в треснутом пенсне. Полосы где-то есть, но что от них толку-то? Где реальные выделенные полосы по пути от Китай-города, скажем, до Сретенки? Что толку от этих полос на перекрестках с тем же Садовым кольцом? Все стоят – и мы будем стоять. В самом современном электробусе с подзарядками для смартфонов. Неудивительно, что изначальные рекламные посылы властей касательно поминутно выдержанного графика курсирования транспорта по этим полосам как-то стыдливо затихли. Может прийти через 3 минуты, а может и через 10. Причем два подряд.
Табло на остановках общественного транспорта живут своей жизнью. Впрочем, на большей части остановок их просто нет. Проще вглядываться вдаль – что и делают старушки, лишенные смартфонов и айфонов.
В Петербурге до московской активности ой как далеко. Хотя бы потому, что зимой здесь так и не хотят убирать снег. На трамваи в центре города страшно смотреть: вы еще живы, бедолаги? Питерская фишка, удивляющая москвичей – кондукторы! – грозит уйти в прошлое. Хотя приезжим было удобно. Но по плану Смольного общественный транспорт должен полностью перейти на безналичный способ оплаты, а кондукторов заменить контролеры. Однако недостаточная информационная поддержка изменений уже привела к тому, что зачастую люди оказываются в ситуации, когда им совершенно непонятно, как же рассчитаться за проезд. Впрочем, ответ известен: заплатить штраф! Штрафы за безбилетный проезд вырастут в пять раз – с 500 до 2,5 тыс. рублей. При этом пассажиры смогут входить в любые двери. Контролеры выгоднее кондукторов?
Забавно, что питерская реформа городского транспорта стартовала 1 апреля – достойная дата. Отменяются покилометровые пригородные тарифы. Должны исчезнуть маршрутки. Петербургский автобусный парк пополнится новым транспортом – современным, низкопольным, с системами климат-контроля, обеспечения безопасности и информирования пассажиров. Но, как и в Москве, важно не только запустить на линию новые автобусы, но и создать для них необходимую инфраструктуру. В противном случае – все те же пробки. Выделенных полос пока что откровенно мало, но и нарисованная разметка сама по себе не обеспечит свободного проезда по графику – как и в Москве.
При этом Питер начинает, по примеру Москвы, активно обрастать платными парковками: мол, хватить ездить на личном – садись на общественный. Идея абсолютно верная, но в обеих столицах пока что работает только в одну сторону: портит жизнь владельцам автомобилей. Они бы и рады пересесть в трамваи и электробусы – да хоть на речные трамвайчики, если это поможет им добираться без хлопот хотя бы до работы и с работы.
Но вот этого-то пока у городничих и не получается.