Рециркуляция отработавших газов: что это и нужно ли отключать систему EGR
Система рециркуляции отработавших газов (EGR) предназначена для возвращения их в камеру сгорания, что позволяет понизить температуру в цилиндре.
Существуют две модификации системы EGR.
– с внутренней рециркуляцией, достигаемой выбором и настройкой фаз газораспределения (в некоторых режимах часть отработанных газов сохраняется в цилиндре).
– с внешней циркуляцией воздуха, регулируемой клапанами.
Первый вариант предполагает существенные изменения конструкции и настройки мотора, поэтому основное обсуждение ведется о внешней рециркуляции. Много разговоров о том, что нужно её отключать. Но стоит ли это делать?
Система внешней рециркуляции – труба, берущая часть отработавших газов из выхлопной системы и направляющая их на впуск двигателя. Поток газов может открываться, закрываться, а в современных системах – регулироваться клапаном EGR.
Зачем понижать температуру? Высокая температура во время работы двигателя полезна, так как повышает его КПД. Но высокие температуры современных моторов могут повредить выпускные клапаны и каталитический нейтрализатор. Большие температуры в камере сгорания могут вызвать раннюю и сильную детонацию у бензиновых двигателей. Также при высокой температуре происходит реакция азота с кислородом, приводящая к выбросам соединений NO. xВещества крайне вредны для человека. Надежным способом понижения температуры стало разбавление свежего заряда в цилиндре отработавшими газами. Почему подача горячих отработавших газов снижает температуру? Потому что это газ, неспособный реагировать с кислородом, и замещающий собой часть свежего заряда.
В дизелях EGR функционирует при малых нагрузках с избытком кислорода. При максимальных режимах рециркуляция отключается. С системой EGR можно установить меньший угол опережения впрыска топлива, что делает работу тише и с меньшей вибрацией. Экология улучшается. Для точного регулирования используется клапан обратной связи для контроля расхода газов. Кроме того, горячие отработавшие газы направляются в теплообменник, где нагревают охлаждающую жидкость двигателя. Это снижает температуру газов и заметно улучшает прогрев дизеля после холодного пуска и при работе на малых оборотах холостого хода, например, в пробках.
В бензиновых моторах выпуск отработавших газов увеличивает КПД, сокращает расход топлива и облегчает работу деталей двигателя. Кроме того, подача отработавших газов устраняет детонацию.
Многие считают, что рециркуляция газов засоряет трубку подачи, клапан и впускной тракт двигателя нагаром. Публикуются фотографии с забитыми черным маслянистым нагаром клапанами EGR. Однако отработавшие газы не содержат частиц масла. Можно осмотреть выпускной коллектор исправного мотора – на нем лишь тончайший слой сажи. Толстенные маслянистые отложения на стенках впускного трубопровода и на самом клапане образуются от попадания масла. Источников масла два: большое количество картерных газов с плохой работой маслоотделителей и утечки сквозь уплотнения турбокомпрессора. Здесь нужно не отключать EGR, а ремонтировать системы двигателя.
На новых двигателях система EGR функционирует исправно. При пробеге около 80 тысяч километров ее обслуживание предусматривает демонтаж и тщательную промывку. При условии использования качественного топлива и масла система может безотказно работать до 150-180 тысяч километров. Важно помнить, что систему можно промывать многократно, но ресурс клапана ограничен указанными пробегами.
С клапаном можно поступить по-разному: заменить его новым оригинальным узлом (это дорого), или установить китайский аналог. Можно удалить систему EGR и одновременно отключить её программным способом. Каналы перекрываются надежными заглушками, но требования к программному обеспечению высокие. Если существует мотор с таким же агрегатом, как у вас, но рассчитанный на развивающиеся страны, можно попробовать использовать прошивку такого «не совсем зеленого» двигателя.
Сразу глушить систему нельзя, даже если экология вам безразлична.
Заглушив рециркуляцию, вы нарушите работу всей системы. Современные системы управления двигателем не прощают такого вмешательства: будет гореть сигнальзатор неисправности, двигатель может уйти «в защиту», не развивая мощности и перерасходуя топливо. Простые способы сброса ошибок по EGR в программе управления тоже не дадут правильного результата. Для современного дизельного двигателя система EGR полезна и необходима. Настройка мотора на работу без этой системы сложна и дорогостояща.