Развитие электротранспорта в России: успех или разорение казны?

Будет ли программа развития электротранспорта в России настоящим прорывом или очередным расхищением бюджетных средств?

Конечно, реальность такова, что в отличие от других стран мы можем дольше сжигать нефть и газ, ведь их у нас ещё достаточно. Вместе с тем соседи по планете всё серьёзнее смотрят на массовый переход на… электромобили В ближайшие десятилетия придется многое изменить. Было проигнорировано многого – например, Евро-6 и гибриды. Сейчас настала пора просыпаться, чтобы оставаться в курсе событий. Президент намекал на необходимость активно влиять на энергетический рынок, а не наблюдать за происходящим.

Концепция ориентирована на два глобальных сегмента: электромобили и инфраструктура для их функционирования. Возникают сомнения в компетентности авторов документа. Например, говорится о том, что в марте 2021 года общество с ограниченной ответственностью «РЭНЕРА»… Компания получила 49 процентов акций корейской компании Enertech International, производящей литий-ионные батареи. Соглашение предусматривает создание российского производства литий-ионных элементов и аккумуляторов. Всё вроде хорошо, но вот появляются цифры: первая очередь завода должна заработать к 2025 году, а к 2030 году его мощность составит не менее 2 ГВт/ч в год. Простите, а что это за единица измерения? Гигаватт – это мощность, но что получится, если разделить ее на час? Такая же странная величина, как, скажем, мощность автомобиля 100 л.с. в сутки.

Изображение: img.freepik.com

Еще один интересный момент касается зарядных станций. В тексте про медленные станции говорится: «за 1 час получаемая энергия равна дистанции от 6 до 90 км (44 кВт/ч)». Авторы документа разделили мощность на время… Написать такое мог только эффективный менеджер, а не инженер. Что же построят те, кто получит деньги на реализацию программы, читая подобную информацию? И кто будет принимать построенное?

Хорошо, попробуем не фиксироваться на числах. Давайте перейдем к следующему.

Через шесть-восемь лет стоимость электромобилей может снизиться до приемлемого уровня благодаря прогрессу в области аккумуляторов.

Через 6-8 лет во вселенной появятся новые батареи – емкие и дешевые. А какие батареи будет производить новый завод? Текущего уровня? Но такие батареи не годятся, ведь это главная проблема всех современных электромобилей! Россияне от них ворочают нос не из-за цены: нас ценами удивить сложно. Беда в другом: низкая энергоемкость, плохая работа на морозе и – самое главное! – очень долгое время зарядки. Малую емкость можно было бы простить, как с первыми «Москвичами», которые проезжали на одном баке 300 километров. Зато заправка была мгновенной – если не стоять в очереди. А вот электромобиль невозможно зарядить за несколько минут. И не факт, что такая возможность появится даже в Китае в ближайшие годы. Но о каких 72 тысячах зарядных станциях можно говорить, если непонятно, чем их заряжать?

Изображение: img.freepik.com

О заводе, снова его упомянем. Каким будет этот завод? Страшно предположить, что всё закончится обычной сборкой деталей из-за границы. Как известно, китайские компании контролируют большую часть рынка тяговых аккумуляторов. Поэтому развитие отечественного электротранспорта может привести к зависимости от политики Китая. Неизвестно, какой она будет. Европейцы, стремительно переходя на электромобили, уже попали в китайскую ловушку. Нам же не нужно этого повторять. Не хочется вспоминать «суперсовременный» завод «Лиотех», совместный проект с Китаем, признанный банкротом. Начало там было масштабное и многообещающее, а где деньги, Зин?

Скверно поставленная постановка с электрозаправками началась давно. В некоторых местах установили очевидные пустышки – парковку только для электромобилей. Электричества там изначально не подводилось, но на неосведомлённый взгляд всё равно действовало: работаем в ногу со временем! Кстати, вот очередной пример из «концепции»:

В больших городах рекомендуется устанавливать станции для зарядки электротранспорта не дальше, чем через 4 квадратных километра.

Мера расстояния в квадратных километрах — тоже лишь понятие. Можно писать всё что угодно, но всё получится иначе.

В реальности государство, скорее всего, примет популистские меры, например, субсидии на покупку электромобилей. Результат предсказуем: в страну поступит китайский дешевый одноразовый товар, возможно, даже собранный нашими же руками. В подобной программе важно уделить внимание не частному, а общественному транспорту – ведь он у нас работает плохо. электробусыУвеличим дальность хода, сократим время зарядки, научим работать без дизельной печи – в общем, отработаем на славу! Раздавать государственные деньги по неясным обещаниям всё же не стоит.

Наша статья заинтересовала компанию. «РЭНЕРА»Предприятие, входящее в состав Росатома, предоставило официальный ответ, раскрывающий подробности о масштабном российском проекте по производству литий-ионных аккумуляторов.

Интегратор Росатома по системам накопления энергии ООО «РЭНЕРА» строит завод по производству литий-ионных аккумуляторов в Калининградской области. Запуск первой очереди намечен на 2025 год. В проекте использовано современное оборудование, которое позволяет выпускать продукцию мирового уровня.

Предполагаемая мощность первой очереди завода — 3,75 ГВт*ч. Это означает возможность выпуска ежегодно аккумуляторов общей энергоемкостью 3,75 ГВт*ч. Средняя энергоемкость одной литий-ионной батареи для легкового электротранспорта составляет 60-80 кВт*ч. Следовательно, при мощности завода в 3,75 ГВт*ч (3 750 000 кВт*ч) объем производства позволит обеспечить до 50 тысяч легковых автомобилей аккумуляторными батареями.

Основным рынком сбыта продукции будущего завода является Россия. Прогноз спроса на отечественном рынке за последнее время существенно увеличился. Литий-ионные батареи российского предприятия будут использоваться в электробусах, электромобилях, спецтехнике и стационарных системах электросетевого комплекса — системах бесперебойного энергоснабжения и покрытия пиковых нагрузок энергопотребления.