Разнообразие синтетических масел для двигателя: как сделать правильный выбор?

Мнение о том, что обозначение «синтетическое» гарантирует полную защиту двигателя автомобиля, если масло одобрено производителем, устоялось. Впрочем, не все синтетические масла одинаковы из-за различий в технологии производства их базы.

ГИДРОКРЕКИНГ. «СИНТЕТИКА», ИЛИ «МИНЕРАЛКА»?

Базовые масла, получаемые из нефти по технологии HC (Hydro Cracking Synthase-Technology), относят к синтетическим. У них с минеральными базовыми маслами совпадает лишь начальная стадия производства — и те, и другие изготавливают из недорогих сортов нефти путем её очистки, удаления тяжелых фракций и примесей типа серы или ароматических соединений. Затем начинается процесс HC-синтеза — «доработка» масла, расщепление молекул углеводородов в присутствии водорода. Это упрощённое объяснение, так как при гидрокрекинге можно придавать базовым маслам необходимые свойства, которые определят сорт конечного продукта. Продукты, полученные по технологии HC-синтеза, считаются «Синтетическими» и согласно международной классификации API относятся к III группе базовых масел.

ПО НОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

К полностью синтетическим моторным маслам относятся продукты с полиальфаолефиновым маслом (ПАО) IV группы в качестве основы, созданное методом синтеза нефтяных газов. Такие масла из-за отсутствия ненасыщенных и полициклических ароматических углеводородов, соединений серы и подобных примесей обладают высокой термоокислительной стабильностью при высоких термических нагрузках, имеют низкий расход на угар, хорошую смазывающую способность. Правда, после выключения двигателя масляная пленка плохо удерживается на деталях. Этот недостаток устраняется введением специальных компонентов в состав масла. Еще один минус – в базовых маслах на основе ПАО плохо растворяются присадки.

Базовые масла, изготовленные по технологии GTL (Gas-To-Liquid), с каждым днем все чаще применяются в различных сферах. В качестве исходного сырья для них используется природный газ. По сравнению с маслями, произведенными по технологии HC-синтетики, это масло более «чистое», свободное от примесей. Характеристики GTL-масла ближе к маслу ПАО, чем к маслу, полученному методом гидрокрекинга. Кроме того, в GTL-масле отсутствуют некоторые недостатки, присущие маслу ПАО. Технология производства масла из природного газа известна давно, но раньше ее высокая стоимость негативно сказывалась на цене конечного продукта. Современные возможности производства позволили сделать этот процесс более доступным.

РЕШЕНИЕ — В СИНЕРГИИ

Отсутствие идеального базового масла по всем параметрам заставляет разработчиков добавлять компоненты в формулу для устранения недостатков. Масло на базе GTL превосходит обычные синтетические масла по некоторым показателям, но эти не лишены своих достоинств. Создание продукта из объединения GTL и PAO стало логичным шагом, ведь соединение баз может значительно улучшить общие характеристики. Практика подтвердила теорию: всесторонние испытания моторного масла на основе GTL&РАО показали хорошие результаты. Например, масло Rolf Ultra, произведенное по этой технологии в России, имеет температуру застывания минус 61 °C, что позволяет использовать его даже в суровых условиях.

Важнее всего показатели прокачиваемости при отрицательных температурах (MRV) и проворачиваемости (CCS). Чем меньше MRV, тем легче масляному насосу прокачать масло по системе смазки, а это важно для быстрого достижения рабочей температуры при холодном пуске. Низкий CCS позволяет стартеру провернуть коленчатый вал с меньшим усилием, обеспечивая легкий запуск. Масло Rolf Ultra имеет MRV на уровне 19 100 единиц, что делает его рекордсменом по низкотемпературной защите двигателя. Показатель MRV у масла на GTL-основе от известного производителя составляет 19 600. Чтобы оценить эти характеристики, стоит отметить, что качественные моторные масла классов вязкости от 0W до 25W при температурах от -40 до -15 °C соответственно не должны иметь показатель MRV ниже 60 000. Не менее важно, что масло на основе GTL&РАО превосходит конкурентов по характеристикам окислительной стабильности, гарантируя защиту двигателя в тяжелых условиях работы. Низкая испаряемость обеспечивает стойкость масла к расходу на угар, а значит, частых доливок не потребуется.