Растущая популярность электромобилей: жадность превзошла неудобства.
Рост продаж электрокаров ускоряется по всему миру. Рассмотрим причины этого явления и его возможные последствия.
Вчера казалось, что это невозможно. Ведь кардинальных изменений в конструкции электромобилей не произошло. Глобальные недостатки так и не исправились: малый пробег и долгая зарядка батареи. Продажи автомобилей с ДВС на основных рынках снижаются, а электромобили и подзаряжаемые гибриды начинают расти. Мировые продажи «электричек» за первое полугодие 2022 года выросли на 81% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это при том, что отдельные страны отказались от программ стимулирования таких покупок. Как возможно такое развитие?

Во всем виноват Китай?
В качестве первого объяснения приводится пример Китая, обладающего собственными нормами и правилами. Китайская Народная Республика занимает лидирующую позицию в представленной статистике: за последние полгода там было реализовано несколько миллионов единиц «чистого» продукта. электромобилей Без ДВС. Гибриды тоже пользуются спросом – продажи выросли на 170% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Что самое удивительное, европейцы и американцы также проявляют интерес к электрическим автомобилям. Увидев это, Илон Маск намекнул, что Тесла увеличит производство электромобилей до 20 миллионов в год вместо нынешних одного миллиона.
Интерес к миру всегда имел свою цену – деньги. Сейчас расчет таков, что поездки на «электрических» автомобилях оказываются дешевле «бензиновых». В Китае поездка на электромобиле выходит в разы выгоднее, чем на машине с ДВС. У европейцев ситуация примерно такая же. И даже в Америке, где консерватизм традиционно сильнее, стоимость пробега одного километра на бензине составляет около 0,1$, а на электричестве – чуть более 0,01$: разница опять-таки десятикратная. Поскольку большинство местных автомобилистов проживает не в небоскребах, а на первом этаже, там нет серьезных проблем с домашней «зарядкой». А, поскольку стоимость того же электромобиля Volkswagen ID.4 находится на уровне аналогов с ДВС, то за такими машинами уже выстраивается очередь.
Простота обслуживания также играет роль. Потребитель не будет сталкиваться с особыми сложностями в уходе за таким транспортом. В чём ломаться-то? Если, конечно, не рассматривать саму батарею… Электромобиль проще автомобиля по своей сути, а проблемы с подвеской или рулевым решаются на любом автосервисе. Льготы, субсидии и прочие преференции привлекают покупателей электрокаров. Автоконцерны и государство умело используют главный человеческий порок — жадность. Однако рано или поздно сладкая жизнь для владельцев электромобилей может закончиться.
Все может измениться…
Прогноз развития электромобилей удивительно связан с ценами на топливо, из которого добывается большая часть электроэнергии. А цены на топливо оказываются под влиянием политических событий. Китай действует самостоятельно, а европейцы уже давно высказывают недовольство «неправильной» российской политической системой и ее ценообразованием в сфере трубопроводов. К тому же государство теряет доходы от продажи углеводородного топлива, которые оно вынуждено компенсировать другими способами. С газом это уже наблюдалось – экономия на нем определяется только рыночной ценой. То же произойдет и с электричеством: его цена может вырасти в два или три раза. Примерам далеко ходить не нужно – в Европе стоимость электроэнергии уже значительно возросла. За океаном пока нет энергокризиса, но никто не гарантирует, что он не наступит и там. В этом случае американцам придется полагаться на солнечные батареи на крышах своих загородных домов и молиться на хорошую погоду круглый год.
Государство всё равно своё не оставит.