Расшифровка маркировок японских двигателей
Двигатели Toyota
Названия тойотовских двигателей достаточно информативны, уступая в этом разве что двигателям Nissan. Итак, в начале названия двигателей Toyota (до тире), первой стоит цифра предназначенная для определения порядкового номера двигателя в серии. Пример: серия двигателей S, двигатели 3S-FE и 4S-FE конструктивно одинаковы (не надо понимать это буквально), но отличаются рабочим объёмом. Тоже самое у 2JZ и 1JZ, 2С и 1С, 4A и 5A и т. д. Причём, необязательно, что чем меньше цифра — тем больше объём двигателя и наоборот, скорее меньшая цифра означает более ранний год разработки.
После цифры идёт буква (тоже идёт до тире), которая обозначает серию двигателей и по сути является главной в названии. Все двигатели серии схожи конструктивно и могут различаться рабочими объёмами, способом наполнения рабочей смесью, годом разработки. Как правило, вся серия обладает какими-то общими достоинствами и недостатками. Пример обозначения серий вы можете увидеть выше. Однако и здесь можно найти кое-какую информацию. Все серии двигателей разработанные с 1990 года и после имеют две буквы в названии. Но не надо путать год начала выпуска конкретной модели двигателя и год начала выпуска новой серии. Пример: двигатели 4A-FSE, 5S-FE, 3C-T (и некоторые другие) были разработаны после 1990 года, но так как они принадлежат к старым сериям A, S и С, то имеют одну букву до тире. А вот представителей серий JZ, NZ, ZZ и других с буквой Z в названии, до 1990 года нет ни одного. Несколько необычно название 3-х литрового дизеля 1KZ-TE (1993 года разработки), ведь его последователь 1KD-FTV (тоже трехлитровый дизель, но 1996 года разработки) имеет букву D в названии. Скорее всего, фирма Toyota с 1996 года решила применять для названий дизелей букву D, а для бензиновых двигателей букву Z.
Буквы, идущие после тире обозначают конструктивные особенности двигателя. Первая буква после тире обозначает конструктивные особенности головки блока и «степень форсировки» двигателя. Если это буква F — то это двигатель стандартного мощностного ряда с 4 клапанами на цилиндр, так называемый High Efficiency Twincam Engine. У таких двигателей привод от ремня или цепи ГРМ имеет только один распределительный вал, второй же распредвал приводится от первого через шестерню (двигатели с так называемой «узкой» головкой блока цилиндров). Примеры: 5A-F, 1G-FE, 5E-FE и т. д.
Если же первой после тире стоит буква G, то это двигатель повышенной степени форсировки, каждый из распределительных валов которого имеет собственный привод от ремня (цепи) ГРМ. Toyota называет эти двигатели — High Performance Engine, и распределительные валы у них приводятся через собственные зубчатые колёса (двигатели с «широкой» головкой блока цилиндров). Все двигатели с буквой G — бензиновые, с электронным впрыском топлива, зачастую с турбонаддувом (механическим нагнетателем). Примеры: 4A-GE (максимальная частота вращения 8000 об/мин), 3S-GE (максимальная частота вращения 7000 об/мин), 1G-GTE (турбонаддув).
Если вы заметили, то двигатели с буквами F и G могут принадлежать к одной серии (например 4A-FE и 4A-GE), это значит, что они разработаны на одной основе (диаметр цилиндров, ход поршня и многое другое — одинаковы), но различаются конструкцией головки блока цилиндров и другими элементами двигателя.
Отсутствие букв F или G после тире означает, что двигатель имеет 2 клапана на цилиндр. Примеры: 1G-EU, 2C, 3A-L, 2L-TE.
Второй после тире (или первой, если двигатель с двумя клапанами на цилиндр) идёт буква несущая различную вспомогательную информацию:
- T — есть у всех двигателей с турбонаддувом. Примеры: 1G-GTE, 2L-TE.
- S — двигатель с непосредственным впрыском топлива (в основном это самые современные двигатели, разработки после 1996 года). Примеры: 4A-FSE, 1JZ-FSE.
- Х — двигатель, предназначенный для работы на гибридном топливе либо используемый в автомобилях гибридными силовыми установками типа ДВС — электродвигатель. Примеры: 1NZ-FXE, 1AZ-FXE.
- P — двигатель, предназначенный для работы на сжиженном газе. Пример: 3Y-PE.
- H — особая система впрыска топлива (фирменное обозначение: EFI-D).
Третьей после тире (или первой — второй, если двигатель с двумя клапанами на цилиндр и (или) не относится к категории двигателей, имеющих в названии после тире буквы T, S, X, P, H) идёт буква несущая информацию о способе создания рабочей смеси:
- E — двигатель с многоточечным электронным впрыском (EFI); для дизельных двигателей это значит, что они с электронно — управляемым топливным насосом высокого давления (ТНВД). Примеры: 5A-FE (бензиновый), 2JZ-FSE (бензиновый), 2L-TE (дизель).
- i — двигатель с одноточечным (центральным) электронным впрыском (Ci — Central injector). Toyota производила только два таких двигателя: 1S-Fi и его преемник 4S-Fi.
- V — есть только у вышеупомянутого двигателя 1KD-FTV, что обозначает — пока неизвестно.
Если после тире отсутствуют буквы E, i, V — то это либо карбюраторный бензиновый двигатель (то есть не с электронным впрыском), либо дизель с обычным (механическим) ТНВД. Примеры: 4A-F (карбюраторный); 3С-T (дизель).
Достаточно старые бензиновые двигатели Toyota (разработки до 1988 года) после тире могут иметь буквы U или L, что они означают сказать сложно. Примеры: 1G-EU, 1S-U, 2E-L.
Примеры названий двигателей фирмы Toyota:
- 5A-FE — бензиновый двигатель с 4 клапанами на цилиндр и «узкой» головкой блока цилиндров, стандартного мощностного ряда, с многоточечным электронным впрыском топлива.
- 2C-T — дизель с 2 клапанами на цилиндр, турбонаддувом и обычным (механически управляемым) ТНВД.
- 2JZ-GTE — бензиновый двигатель с 4 клапанами на цилиндр, «широкой» головкой блока цилиндров, турбонаддувом и многоточечным электронным впрыском топлива.
Двигатели Nissan
По названию двигателей Nissan можно сказать гораздо больше, чем по названиям двигателей других фирм. Первые две буквы в названии (у старых бензиновых двигателей, до 1983 года разработки была одна буква) обозначают серию двигателя. Также как и у тойотовских двигателей, двигатели одной серии конструктивно схожи, но могут отличаться системой впрыска топлива, количеством клапанов на цилиндр и т. п. Например CD17 и СD20 идентичны по конструкции, но отличаются рабочим объёмом. Причём, если первой идёт буква V, то это обязательно V-образный двигатель. Если же второй стоит буква D, то это обязательно дизельный двигатель. Далее идёт число, поделив которое на 10 можно получить рабочий объём в литрах. Примеры: CA18DE (бензиновый, рядный, объёмом 1,8 литра), E15S (бензиновый, рядный, объёмом 1,5 литра), RD28 (дизель, рядный, объёмом 2,8 литра), CD20T (дизель, рядный, объёмом 2,0 литра), VG30E (бензиновый, V-образный, объёмом 3,0 литра).
Первая буква после цифр указывает на конструктивные особенности головки блока цилиндров:
- D — двигатель с 4 клапанами на цилиндр (Twin Cam или DOHC — это просто разные названия одного и того — же, причём разделения как у Toyota на «узкую» и «широкую» головки нет, так как у всех двигателей Nissan распределительные валы имеют самостоятельный привод от ремня или цепи ГРМ). Примеры: SR20Di, RB25DET, GA13DS.
- V — двигатель с изменяемыми фазами газораспределения и 4 клапанами на цилиндр (аналог систем VTEC Honda или VVTi Toyota). Примеры: SR16VE, SR20VET.
Если после цифр, в названии двигателя Nissan отсутствует буква D или V, то это значит, что двигатель имеет 2 клапана на цилиндр (ОНС). Примеры: RB20E, CD20, VG33E.
Вторая буква после цифр (или первая, если двигатель с 2 клапанами на цилиндр) указывает на способ образования рабочей смеси:
- E — многоточечный (распределённый) электронный впрыск толива у бензиновых двигателей (фирменное обозначение системы — EGI); в названиях дизельных двигателей Nissan этой буквы нет. Примеры: SR16VE, CA18E, RB25DE.
- i — одноточечный (центральный) электронный впрыск топлива у бензиновых двигателей (Ci — Central injector); у дизелей эта буква обозначает электронно — управляемый ТНВД и стоит последней (а не второй) в названии двигателя. Примеры: SR18Di (бензиновый), ZD30DDTi (дизель).
- D — непосредственный электронный впрыск топлива в цилиндр — у бензиновых двигателей (система DI — Direct Input); у дизелей эта буква обозначает что двигатель с неразделёнными камерами сгорания. Как бензиновые, так и дизельные двигатели, с буквой D в названии, были разработаны после 1995 года. Примеры: VQ25DD (бензиновый); ZD30DDTi (дизель).
- S — карбюраторный двигатель. Примеры: GA15DS, CA18S, E15ST.
В названии двигателя Nissan отсутствуют вышеперечисленные буквы, если это дизельный двигатель с обычным (механическим) ТНВД. Причём все такие двигатели у Nissan были с двумя клапанами на цилиндр и разделёнными камерами сгорания, то есть буквы D после цифр, в любом случае, в названиях этих двигателей нет. Примеры: CD17, TD42T, RD28.
Третья буква после цифр (или первая-вторая) указывает на наличие турбонаддува. Если буква T после цифр есть, то это значит, что такой двигатель с турбонаддувом (именно с газотурбинным наддувом, так как концерн Nissan, двигателей с приводом компрессора наддува от коленчатого вала, в отличие от Toyota, не выпускал). Если же после цифр есть две буквы T, то это двигатель с двумя турбокомпрессорами (Twin Turbo). Примеры: TD42T, RB26DETT, SR20DET, CA18ET.
Четвёртая буква после цифр может быть только у двигателей с двумя турбокомпрессорами (это буква T, пример смотрите выше) или у дизелей с электронно-управляемым ТНВД (буква i, есть на двигателях YD25DDTi и ZD30DDTi).
Примеры названий двигателей фирмы Nissan:
- CA16S — бензиновый рядный двигатель, рабочим объёмом 1,6 литра, с 2 клапанами на цилиндр (ОНС), карбюратором, без турбонаддува.
- CD20 — дизельный рядный двигатель, рабочим объёмом 2,0 литра, с 2 клапанами на цилиндр (ОНС), механическим ТНВД, без турбонаддува.
- VQ30DET — бензиновый V-образный двигатель, рабочим объёмом 3,0 литра, с 4 клапанами на цилиндр (DOHC), многоточечным (распределённым) электронным впрыском топлива и турбонаддувом.
- YD25DDTi — дизельный рядный двигатель, рабочим объёмом 2,5 литра, с 4 клапанами на цилиндр (DOHC) неразделёнными камерами сгорания, турбонаддувом и электронно — управляемым ТНВД.
- SR20Di — бензиновый рядный двигатель, рабочим объёмом 2,0 литра, с 4 клапанами на цилиндр (DOHC), центральным (одноточечным) электронным впрыском топлива, без турбонаддува.
Двигатели Mitsubishi
По названиям двигателей Mitsubishi много не скажешь, как и названиям двигателей остальных фирм (естественно, кроме Toyota и Nissan).
Первая цифра в названии двигателя Mitsubishi говорит о количестве цилиндров. Примеры: 4D56; 6G72; 3G83; 8A80.
Следующая буква даёт некоторую информацию о типе двигателя:
- A или G — бензиновые двигатели (в чём отличие не яcно). Примеры: 4G15, 8A80, 6G72.
- D — дизель с механически управляемым топливным насосом высокого давления (ТНВД). Примеры: 4D56; 4D55.
- M — дизель с электронно-управляемым ТНВД. Примеры: 4M40; 4M41.
Последние две цифры указывают на принадлежность двигателя к серии двигателей. Двигатели, имеющие одинаковое название (и соответственно, принадлежащие к одной серии), имеют схожую конструкцию, но могут отличаться по степени форсировки, рабочему объёму, способу наполнения рабочей смесью. Однако, у двигателей 4G13 и 4G15 есть соответствие названия рабочему объёму: у первого он 1,3 литра, а у второго он равен 1,5 литра.
Старые двигатели Mitsubishi (разработки до 1989 года) могли не иметь первой цифры в названии, показывающей количество цилиндров, но зато имели букву в конце (что она означает — не известно), причём названия становились похожими на названия двигателей Suzuki. Пример: G13B (карбюраторный, четырехцилиндровый двигатель с 3 клапанами на цилиндр).
Двигатели Honda
Первая буква в названии хондовских двигателей указывает на принадлежность двигателя к определённой серии. Также как и у остальных японских двигателей, у «Хонды» двигателя одной серии конструктивно схожи, но могут отличаться по степени форсировки, рабочему объёму и другим характеристикам. Примеры: F20B, F18B, D17A, J35A.
Следующие две цифры показывают рабочий объём двигателя, поделив число, состоящее из этих цифр, на 10 получим рабочий объём в литрах. Примеры: D17A (объём двигателя 1,7 литра), D15B (объём двигателя 1,5 литра), E07Z (объём двигателя — 0,66 литра).
Последняя буква (бывают буквы A, B, С, Z) обозначает модификацию двигателя в серии, двигатели с буквой А являются первыми модификациями, затем появляются двигатели с В, последней модификацией становится С. Буква Z применяется только для двигателя E07Z. Примеры: L13A, F22B, B18C.
Старые двигатели Honda имеют название из двух букв, из которого узнать какую — либо информацию невозможно. Пример: ZC (устанавливался на модель Integra вплоть до 2001 года, был как в карбюраторном, так и в инжекторном вариантах).
Двигатели Subaru
Первые одна или две (в большинстве случаев) буквы указывают на принадлежность двигателя к серии двигателей. Все двигатели серии конструктивно схожи, но могут различаться рабочими объёмами, наличием или отсутствием турбонаддува (так, EJ20 может быть как с турбиной, так и без неё) и прочими элементами.
Следующие две цифры показывают рабочий объём двигателя, поделив число, состоящее из этих цифр, на 10 получим рабочий объём в литрах. Примеры: EJ20 (рабочий объём 2,0 литрп), EJ18 (рабочий объём 1,8 литрп), FF12 (рабочий объём 1,2 литрп), EN07 (рабочий объём 0,66 литра), Z22 (рабочий объём 2,2 литра).
Старые двигатели Subaru имели в своём названии две цифры, не имеющие ничего общего с рабочим объёмом. Пример: EA82 (рабочий объём 1,8 литра).
Двигатели Mazda
Система присвоения названий двигателям Mazda весьма запутана.
Двигатели старой разработки имели в своём названии всего две буквы, в новых же двигателях добавились дополнительные буквы, стоящие после тире, кроме того, вместо двух букв в начале, могут стоять буква и цифра или три буквы. Первая буква в названии (как новых, так и старых двигателей) указывает на принадлежность двигателя к определённой серии, двигатели которой могут отличаться рабочим объёмом. Вторая буква указывает на модификацию в серии (например, двигатель с другим рабочим объёмом). Примеры: FP (рабочий объём 1,8 литра), FS (рабочий объём 2,3 литра), RF, ZL, KL-ZE.
Дополнительные буквы после тире (для двигателей последних годов разработки) служат для обозначения конструкции головки цилиндров и способа наполнения цилиндров рабочей смесью.
Первая буква после тире показывает конструктивные особенности головки блока цилиндров:
- Z или D — два распределительных вала, 4 клапана на цилиндр (DOHC). Примеры: JE-ZE, Z5-DE, KL-ZE.
- M — 4 клапана на цилиндр с приводом от одного распредвала. Примеры: B3-MI, B5-ME.
- R — у роторно-поршневого двигателя 13B-REW.
Если после тире отсутствуют буквы Z, D или M, то этот двигатель имеет 2 клапана на цилиндр (это касается только достаточно новых двигателей!). Примеры: FE-E, JE-E, WL-T.
Вторая буква после тире (или первая, если двигатель с 2 клапанами на цилиндр) показывает способ создания рабочей смеси в цилиндрах:
- E — многоточечный (распределённый) электронный впрыск топлива. Примеры: FE-E, B3-ME
- I — одноточечный (центральный) электронный впрыск топлива. Пример: B3-MI.
Если после тире отсутствуют буквы E или I, то это дизель с механически управляемым ТНВД. Пример: TWL-T. Буква T после тире говорит о наличии турбонаддува. Примеры: TWL-T, WL-T.
Двигатели Suzuki
Первая буква говорит о серии, к которой принадлежит двигатель. Как и у других японских марок, все двигатели серии схожи конструктивно, но могут иметь разный рабочий объём, систему впрыска, и т. п.
Следующие две цифры показывают рабочий объём двигателя, поделив число, состоящее из этих цифр, на 10 получим рабочий объём в литрах.
Последняя буква в маркировке всех двигателей Suzuki всегда А (смысл её наличия не совсем понятен).
Примеры: K6A (рабочий объём 0,66 литра), K10A (рабочий объём 1,0 литр), J20A (рабочий объём 2,0 литра), H25A (рабочий объём 2,5 литра).
Двигатели Daihatsu
Первые две буквы говорят о серии, к которой принадлежит двигатель. Как и других японских марок, все двигатели серии схожи конструктивно, но могут иметь различную систему впрыска, конструкцию головки цилиндров. Примеры: EF-DET (с турбонаддувом), EF-VE (без турбонаддува).
Следующие после тире буквы говорят о конструктивных особенностях двигателя, но назначение некоторых букв непонятно (например, двигатели HE-EG и HD-EP отличаются только рабочим объёмом). Определённо можно сказать только что буква E означает наличие многоточечного электронного впрыска топлива, а буква T — наличие турбонаддува.
Примеры: K3-VET, K3-VE, HE-EG, HC-E.
Двигатели Isuzu
Первая цифра в маркировке двигателя Isuzu говорит о числе цилиндров двигателя.
Следующие две буквы говорят о принадлежности двигателя к серии. Но при этом, если из этих двух букв, первой стоит V, то значит двигатель V-образный.
Последняя цифра говорит о номере модификации двигателя в серии.
Примеры:
- 6VE1 — шестицилиндровый V-образный бензиновый двигатель объёмом 3,5 литра
- 6VD1 — шестицилиндровый V-образный бензиновый двигатель объёмом 3,2 литра
- 4JX1 — четырехцилиндровый рядный дизельный двигатель объёмом 3,0 литра
http://japancar.pp.ru/info/087.shtml