Супер 1600: Раллийщики вышли на тренировочный круг

Ралли. Super 1600. Установочный круг

Новый класс «Супер-1600» в раллийном чемпионате мира вызвал большой интерес: автомобили четырех марок уже готовы к участию, и количество потенциальных участников быстро растет. Сегодня производители представляют текущую и будущую модели.

Изображение: img.freepik.com

Citroen C2 Super 1600

© Фото:

Предложение о создании класса «Супер-1600» в раллийном чемпионате мира вызвало большой интерес: автомобили четырех марок уже заявлены для участия, и число потенциальных участников быстро растет. Сегодня производители демонстрируют текущую и перспективную модели.

Ford Puma Super 1600

Ford Puma в версии Kit Car впервые появился на публике в 1998 году на ралли в Бельгии. Недостаток двухлитрового двигателя в линейке силовых установок повлиял на подход инженеров при создании спортивной модификации. В итоге автомобиль, оснащенный 1600-кубовым двигателем и соответствующий требованиям международной группы А, показал отличные результаты, а версия с 1400-кубовым мотором даже стала победителем британского чемпионата в своем классе.

Благодаря концепции «Супер-1600» проект раллийного Ford Puma получил новое развитие. Об этом сообщает инженер Филипп Дунабин, ранее работавший в раллийной команде Ford WRC.

— Что послужило причиной участия спортивного отделения вашей компании в серии «Супер-1600»?

— Благодаря реализации этого проекта, мы смогли значительно улучшить существующие разработки. На данный момент подготовлены два спортивных автомобиля: модель с двигателем объемом 1400 см3, предназначенная для начинающих гонщиков, и 1600 см3 – для более опытных. Разработка «Супер-1600» ознаменовала собой возрождение спортивного Ford Puma.

Безусловно, была разработана и новая концепция взаимодействия с клиентами.

Изначально стало очевидно, что Puma не сможет стать полноценным кит-каром, поэтому мы решили использовать возможности машины иначе. Сейчас, когда двухлитровые автомобили постепенно исчезают с рынка, наша стратегия оказалась верной.

— Какие особенности конструкции Puma делают ее подходящей для соответствия требованиям «Супер-1600»?

— Раньше о такой базовой модели можно было только пофантазировать! Во-первых, ее габариты — длина, ширина и колесная база — впечатляют. Во-вторых, Puma оснащена эффективной схемой задней подвески, что критически важно для соревнований на сложных трассах. И в-третьих, автомобиль обладает привлекательным дизайном!

Размеры клапанов подобраны таким образом, чтобы обеспечить оптимальный поток топливно-воздушной смеси, учитывая конструкцию простой дроссельной заслонки. При разработке мы руководствовались требованиями FIA для сезона 2002 года. Полученные параметры прекрасно соответствуют характеристикам головки блока цилиндров и клапанам, которые у нас были в наличии.

— Какие модификации были необходимы для Puma Kit Car, чтобы подготовить ее к участию в классе «Супер-1600»?

— Наиболее существенные модификации коснулись трансмиссии. Изначально в кит-каре коробка передач вызывала вопросы, поскольку использовалась стандартная КП с заменой некоторых деталей на спортивные компоненты. Впоследствии компания Hewland предложила коробку, предназначенную для работы с двигателями с умеренной мощностью. Также была создана подвеска, обладающая универсальными характеристиками, подходящими как для дорожного покрытия, так и для бездорожья.

С мотором тоже пришлось немало поработать. Двигатель нашей последней версии 1600 Kit Car демонстрировал обороты до 9750 об/мин, в то время как у силовых агрегатов автомобилей «Супер-1600» частота вращения не превышает 9000 об/мин. Внедрение новой системы впуска привело к снижению мощности на 5%.

— Каково ваше мнение о лимитах цен в «Супер-1600»?

— Я думаю, что эти действия продиктованы благими намерениями, однако реализовывать эту идею следует с осторожностью. В случае, если новая серия станет успешным и популярным продуктом, автопроизводители, вероятно, будут увеличивать инвестиции в нее, что может привести к «гонке вооружений». В основном, сформулированные принципы выглядят вполне логичными.

— Существуют ли какие-либо отличительные особенности у моделей в данной серии?

— Многое определяется перспективой. Например, я рассматриваю торсионную подвеску Citroen и Peugeot как весьма успешное решение. К тому же, у Citroen накоплен значительный опыт разработки кит-каров с двигателем объемом 1600 см3, а Peugeot может избежать тех недостатков, которые возникли у них на 106-й модели, при создании 206-й.

Fiat Punto оснащен достойным базовым двигателем, который является модификацией мотора объемом 1800 см3. Кроме того, у автомобиля довольно массивный, но надежный кузов, что обеспечивает повышенную безопасность водителя и пассажиров.

Если бы мне предоставилась возможность стать гонщиком, мой выбор пал бы на Puma.

— Каким образом Ford намерен оказывать поддержку участникам зачета «Супер-1600»?

— Автопроизводителям не разрешено давать прямые указания командам или отдельным гонщикам. Наша поддержка будет заключаться в предоставлении спортсменам полным комплексом необходимых запасных частей. На каждом этапе будет находиться грузовик Ford, который предоставит гонщикам возможность приобрести практически все необходимое – это своего рода передвижной магазин. Кроме того, мы предоставим инженеров для тех, кто будет участвовать в соревнованиях на Ford Puma. Экипажам, которым потребуется более масштабная поддержка, будут предоставлены один или два механика.

Аналогичный подход планируют внедрить и другие производители автомобилей.

— Как это соотносится с нормами, регламентирующими численность технических специалистов»?

— У нас не будет штатного технического специалиста, прикрепленного к определенному экипажу. Однако мы планируем оказывать непосредственную поддержку в процессе улучшения и испытаний автомобилей Ford.

— Ford также примет участие в британском чемпионате, организованном по собственной регламентации?

— Основой для регламента британской серии остаются правила FIA. Предусмотрены определенные отступления, упрощающие участие производителей, которые еще не готовы к старту в чемпионате Международной федерации автоспорта. Например, в Британии Ford использует шины Pirelli, в то время как правила FIA предписывают использование только покрышек Michelin в мировом чемпионате.

— Каково ваше мнение о «юниорском» уровне в «Супер-1600», учитывая отсутствие возрастных ограничений для участников?

— Не обязательно, чтобы эти соревнования стали молодежным чемпионатом мира. Командам важно найти равновесие между пилотами, демонстрирующими высокие результаты сейчас, и теми, кто сможет добиться успеха в будущем. Естественно, более молодые гонщики со временем начнут занимать лидирующие позиции, что может создать определенные трудности для опытных пилотов.

Suzuki Ignis Super 1600

В азиатский сегмент класса «Супер-1600» пополнился новым участником: на Canberra Rally, первом этапе Азиатско-Тихоокеанской серии 2001 года, состоялся дебют японского Suzuki Ignis. Представить новинку выпала честь Набухиро Таджимы, президента Suzuki Sport, который известен не только как руководитель, но и как гонщик.

— В чем заключается идеология проекта Ignis Super 1600?

— Ignis Kit Car разрабатывалась прежде всего для участия в Азиатско-Тихоокеанской серии гонок, однако я надеюсь увидеть эти машины и в соревнованиях мирового чемпионата. (К сожалению, здесь я уже не сяду за руль.) Проект имеет не только спорческую, но и коммерческую направленность. Мы видим потенциал для Suzuki на мировом рынке, и наши дистрибьюторы заинтересованы в спортивных достижениях бренда.

— Какова причина выбора модели Ignis?

— Прежде всего, она компактнее уже представленного кит-кара Baleno. Кроме того, Ignis выпускается в кузовах седан и хэтчбек. Автомобиль отличается уменьшенными передними и задними свесами. Также это более современная модель, что является преимуществом с точки зрения маркетинга.

— А почему класс «Супер-1600»?

— В ходе многочисленных исследований, посвященных разработке World Rally Car, было установлено, что класс «Супер-1600» представляет собой наиболее перспективный вариант для выступления в мировых раллийных соревнованиях.

Suzuki приняла решение присоединиться к этому проекту осенью 2000 года, и вскоре к работе подключили наше подразделение.

Концепция «Супер-1600» хорошо соответствует потребностям небольших компаний, подобных нашей. Японские производители имеют все шансы добиться значительного успеха в мировом чемпионате по автомобилям с передним приводом. Мы обладаем значительным опытом работы с переднеприводными автомобилями, однако чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула 2» практически прекратил свое существование…

— Какие трудности возникли у вас в процессе подготовки спортивной версии?

— Ignis в целом соответствует требованиям нового класса. Наибольшие трудности возникли при выборе коробки передач. На Bаleno мы уже использовали 6-ступенчатую секвентальную коробку, однако она оказалась слишком дорогой. Аналогичную коробку применяли при первичных испытаниях спортивного Ignis, но в настоящее время разработана более доступная версия, которая и будет омологирована.

Возникли трудности с поставщиками амортизаторов. Для автомобилей Suzuki предусмотрены два производителя — KYB и Showa. Компания KYB выразила заинтересованность в сотрудничестве, однако стоимость их продукции оказалась высокой, что потребовало проведения переговоров.

У нас не хватает опыта работы с шинами Michelin. В ралли Азиатско-Тихоокеанской серии мы будем использовать шины Yokohama.

Значительная часть автомобилей класса «Супер-1600» представляет собой модифицированные кит-кары. В проекте Ignis мы разработали автомобиль с нуля, подобно тому, как это сделала компания Peugeot с 206-й моделью, однако использовали знания, полученные при создании Bаleno Kit Car.

— Как глубоко обсуждался вопрос о финальной цене автомобиля?

— При подготовке к омологации этот вопрос являлся приоритетным. При рассмотрении альтернативных вариантов компонентов или агрегатов мы стремились к выбору более экономичных решений. Однако я по-прежнему считаю принятый уровень цен неудовлетворительным. Стоимость в 100 тысяч долларов слишком высока для начинающих гонщиков. Омологация автомобиля при таких ценах не означает, что мы не будем работать над уменьшением его стоимости. Мы продолжаем сотрудничество с поставщиками, и возможно, сможем предложить Ignis по цене 60 тысяч долларов.

— Какова ваша оценка текущей готовности Suzuki Ignis Super 1600?

— Автомобиль находится в стадии готовности примерно на 70%. Ожидается, что все необходимые работы будут завершены к концу года, и в 2002-м мы сможем продемонстрировать его в полной комплектации. Помимо доработки оригинальной системы выпуска, необходимо обеспечить оптимальную передачу мощности двигателя. Поскольку электронные системы контроля тягового усилия, применяемые в кит-карах, здесь запрещены, настройка дифференциала потребует значительных затрат времени и усилий.

— Как вы думаете, как долго Suzuki останется единственным японским производителем в классе «Супер-1600»?

— Сложно дать однозначный ответ. В Японии пользуются большим спросом полноприводные автомобили с турбированными двигателями, такие как Subaru и Mitsubishi, и они вполне конкурентоспособны в этом сегменте. Honda имеет серьезные спортивные традиции среди переднеприводных автомобилей, однако в ралли компания не проявляет активности, а ее машины слишком громоздки для класса «Супер-1600». Что касается Daihatsu, то перспективы ее участия представляются не самыми радужными. Toyota не заинтересована в этой категории, вероятно, из-за того, что двигатель Yaris не подходит для адаптации под требования «Супер-1600». Тем не менее, я не могу точно сказать, что является истинной причиной. Возможно, это связано с планами Toyota в «Формуле 1».

— Возникли ли трудности при разработке спортивного двигателя у Suzuki?

— Достигнутая мощность, приблизительно 200 л.с., представляется достаточной. Однако известно, что европейские автомобили оснащаются более мощными двигателями. Это связано с различиями в подходах к проектированию силовых агрегатов: японские двигатели разрабатывались с акцентом на экономичность, тогда как европейские, по всей видимости, изначально создавались для спортивных целей.

— Сейчас вы единственный участник категории «Супер-1600» в серии Азиатско-Тихоокеанского региона…

— Да, мы будем соревноваться сами с собой!.. Однако, если говорить серьезно, многие страны — Италия, Германия, Австрия, Новая Зеландия — хотели бы включить новый класс в национальные соревнования. Они ожидают решения от нас, производителей автомобилей.

Для обоснования вложенных средств необходимо, чтобы Японская федерация автоспорта допустила использование этих автомобилей в национальном чемпионате, что в перспективе позволит уменьшить их цену.