Ралли «Сказка Снежной Карелии»

Ралли. Сказка «Снежной Карелии»
Что можно было предсказать об этом ралли заранее? Обычная гонка небольшого масштаба, наверное. Но с первых же минут на трассе наш взгляд на «Снежную Карелию» преобразился в самое чудесное волшебство.
Ралли, организованное тюнинг-центром RRT, проходило под опекой Госкомспорта Республики Карелия и вошло в календари Российской Автомобильной Федерации и Федерации автомобильного спорта и туризма России. В первом случае ралли носила статус Открытого Кубка Карелии, а во втором являлась этапом Кубка и Чемпионата России. Таким образом, участникам предоставлялся выбор категории соревнования, зависящий от лицензии спортсмена и зачетной группы его машины.
Требования для групп N, А7, А8 и А9 были одинаковыми, «фастровская» А-3500 соответствовала «рафовской» А10, но национальная группа «Р», легализованная в Кубке России по «версии» РАФ, в департаменте ФАСТ оказалась отвергнутой. На старт ралли «Снежная Карелия-2001» вышло двадцать семь экипажей.
Четыре мастера спорта международного класса приняли участие в гонке: Виктор Балакан и Андрей Герасенков из Петербурга, Аркадий Кузнецов и Александр Горелов из Москвы. Автомобили Ford Escort Виктора Балакана и Александра Белоголова, а также Toyota Celica Андрея Герасенкова вошли в самый мощный класс А-3500. Mitsubishi Lancer Evo накануне старта переместилась в этот класс. Причиной стала несоответствие рестриктора требованиям группы N.
После группы Р следующая по численности — группа N с шестью экипажами. Был запланирован и седьмой экипаж — Александр Шумский из Санкт-Петербурга, выступавший в этом сезоне на Subaru Impreza. К сожалению, до старта у автомобиля вышла из строя турбина, а попытка её ремонта оказалась неуспешной.
Количество стартовавших автомобилей и качество списка участников не стали изюминкой ралли «Снежная Карелия». Даже опытные пилоты после знакомства с трассой испытывали легкое замешательство: от таких быстрых и отлично подготовленных спецучастков они отвыкли. Виктор Балакан резюмировал: «Благодаря некоторым организаторам петербургских ралли мы просто разучились быстро ездить». Дмитрий Крылов, ветеран карельских гонок, вторил ему: «Здесь масса мест, где придется заставлять себя не сбрасывать газ».
Благодаря высокому качеству спецучастков организаторы «Снежной Карелии» собрали почти 150 километров таких участков, а общая дистанция ралли составила 308 километров. Два СУ полностью повторялись (кроме городских суперспецучастков), а один успешно трансформировался из 16-километрового в 26-километровый.
О городских СУ стоит сказать отдельно. Подготовка таких участков требует особых мер безопасности для зрителей. Чем меньше людей, тем меньше хлопот у руководителей гонки. Согласование с местными властями – сложный процесс. Но разве может ралли завоевать популярность без болельщиков? В Петрозаводске проблем не было: стартовый и завершающий первый день 3-километровые суперспецучастки прошли на городском стадионе, а мэр города даже сел в штурманское кресло к Аркадию Кузнецову. Вдобавок между «презентационными» супер-СУ был самый быстрый спецучасток «Заозерье», средняя скорость лидера на котором составила 133 километра в час.
В организации ралли «Снежная Карелия» есть еще одна положительная черта: ответственное отношение к критическим замечаниям.
Пример: два прекрасных ровных спецучастка соединялись достаточно убойным перегоном при высокой средней скорости. Организаторы учли мнения участников, увеличили лимит времени и провели по трассе грейдер. Решение, вроде бы небольшое, наверняка сохранило не одну подвеску.
Ралли «Снежная Карелия» продемонстрировало социальное значение этого вида спорта. Живой коридор вдоль дороги через поселок Эссойла — все местные жители вышли встречать участников. Между секциями располагался сервисный парк, и думаю, не только дети, но и взрослые получили удовольствие от работы техничек, укомплектованных автономными электростанциями, компрессорами, сварочными аппаратами.
Ралли завершилось в Эссойле, где гонщиками стали зрителями: местный фольклорный ансамбль представил им карельский эпос.
После первого дня ралли, состоявшего из трех специальных участков, лидировал Аркадий Кузнецов, опережая Виктора Балакана на 4 секунды и Александра Горелова — на 15. В А8 победил Дмитрий Крылов, в А7 — москвич Илья Воробьев. Сергей Жидков из «Евроавто» и лидер команды «5-е колесо» Виктор Березовский занимали шестое и седьмое места в абсолютном зачете группы Р.
В этот день произошли две сенсации: поломка Митсубиси экипажа братьев Новиковых на суперспецучастке московской гонки и пожар в моторном отсеке Форда Александра Белоголова.
Второй день соревнований. Экипаж Игоря Аксенова из Санкт-Петербурга активизировался: победа на двух первых специальных участках. Еще одна сенсация? Нет, на заключительном спецучастке второй секции с красивым названием «Сказка» Аркадий Кузнецов вернул прежний порядок вещей. В группе Р ситуация могла измениться: «выстрелил» второй экипаж команды нашего журнала — Вадим Михайлов — Константин Самушия. По итогам секции они опережали экипаж Виктора Березовского, но Сергею Жидкову пока проигрывали 16 секунд. Игорь Яковлев из Санкт-Петербурга открыл счет «крышам», а из пелетона выбыли экипажи Виктора Балакана и Дмитрия Крылова.
К сожалению, на третьей секции у Вадима Михайлова сход. «Почин» Яковлева поддержали еще два экипажа, а Аркадий Кузнецов, уступив лишь один СУ, стал победителем ралли в «абсолюте». По итогам третьей и четвертой секций, включавших 4 спецучастка общей протяженностью около 75 км, второй результат у Сергея Жидкова. Вот вам и группа Р! Вторым здесь стал Виктор Березовский, занявший шестое место в абсолютном зачете вслед за Сергеем Жидковым. Перед ними — лишь представители «полноприводных»: Кузнецов, Аксенов и Горелов. Победу в А8 одержал Сергей Нарышкин из Москвы, а в А7 — его земляк Илья Воробьев.
…Рядом с пансионатом нашей команды проходил тот самый СУ «Сказка». Если бы днем раньше я не наблюдал такую же картину с места штурмана, вряд ли поверил бы, что здесь дважды промчались спортивные автомобили на «зубастых» шинах: дорога была в идеальном состоянии. Покидая Карелию, мой пилот Виктор Березовский признался: «Сказочная трасса. 150 километров проехал на одном дыхании и вполне мог бы все это повторить».