Гонка «Шелковый путь»: испытание на прочность в песках и воде

Ралли-рейд «Шелковый путь»: испытание песком, жаждой и сложными условиями, включая наличие медных труб

«По замыслу директора проекта Семена Якубова, пятая редакция ралли-рейда «Шелковый путь» должна была возродить традиционные черты африканских гонок: протяженные спецучастки, песчаные участки и сложное ориентирование, а также комфортные места для отдыха. Те, кто преодолел сложный маршрут Москва — Астрахань, смогли это ощутить.

Изображение: img.freepik.com

Ралли-рейд «Шелковый путь». Фотография: Станислав Шустицкий

Проанализировать произошедшее легко — можно разделить любое событие на этапы «до» и «после». Однако, внимание к тому, что происходило в промежутке, со временем снижается. Этот факт сложно отрицать, но он может препятствовать всесторонней оценке произошедшего. Возле финишной трибуны в Астрахани прозвучало множество речей, посвященных тем, кто преодолел этот непростой, более чем 4000‑километровый маршрут, причем 2500 километров участникам гонки пришлось преодолевать на максимально возможной скорости. Прежде всего, я бы поздравил всех, кто нашел в себе мужество выйти на старт ралли-рейда «Шелковый путь — 2013». Их было довольно много — около сотни экипажей.

Изображение: img.freepik.com

Эдуард Николаев: «Моя основная задача — победа в “Дакаре”. Фото: Станислав Шустицкий

Прогнозы всегда вызывают неоднозначную реакцию, но без них спортивные соревнования теряют свою остроту. Перед началом гонки, анализируя возможности участников в зачете джипов, многие ожидали, что за первое место поборются действующий победитель «Шелкового пути» Борис Гадасин и опытный гонщик Жан-Луи Шлессер, известного как «Лис пустыни». На пресс-конференции журналисты с большим интересом хотели узнать, не имеют ли эти выдающиеся спортсмены серьезных соперников. Борис отметил, что его новая модель готова примерно на 70%, и главная цель – «Дакар», но если ему повезет и в этом году, он не откажется от победы. «Если говорить серьезно, — подчеркнул Гадасин, — несколько участников, около пяти-семи, вполне способны побороться за первое место». Шлессер же выразил свою любовь к России и поздравил Семена Якубова с работой, проделанной командой организаторов. Что касается борьбы за пьедестал, то он предсказал напряженную борьбу как в зачете внедорожников, так и в грузовом зачете. И действительно, интрига возникла, и ее разрешение оказалось весьма неожиданным.

Изображение: img.freepik.com

Старт «Шелкового пути» на Красной площади — знаковое событие, несомненно. Фото: Станислав Шустицкий

Наверное, первый этап сколько-либо продолжительного ралли-рейда вряд ли можно рассматривать как определяющий фактор успеха в гонке, но определенные тенденции проявились уже на спецучастке Тамбов — Волгоград. В «легковом» зачете первым финишную черту пересек Филипп Гаш на обновленном багги SMG. Вторым стал Владимир Васильев, партнер Бориса Гадасина по команде G-Force. Не менее увлекательным был и расклад в грузовом зачете: лидировал экипаж Антона Шибалова из команды «КамАЗ-мастер», за ним — его соратники из экипажа Айрата Мардеева, а третьим финишировал экипаж Алеса Лопрайса, который на этой гонке испытывал новый прототип Tatra. За ними финишировал еще один «тест-пилот» — представитель «синей армады» Эдуард Николаев, испытывающий новую версию КамАЗа с двигателем Liebherr. «Красивый и несложный участок в центральной части России. Он будет вполне дружелюбен к участникам, и позволит даже новичкам комфортно стартовать в гонке», — это слова из презентации маршрута ралли. А вот что говорили сами участники. Айрат Мардеев: «Первые двести километров напоминали трассу классического ралли. Но покрытие оказалось достаточно жестким — на финише мы были удивлены, насколько изношены шины. Вторая часть — рыхлый песок, в котором застряло немало внедорожников. Буквально со старта началась настоящая борьба». Антон Шибалов: «Спецучасток уж точно не для комфортного старта. И жара!» Вот таким было начало.

Изображение: img.freepik.com

Ралли-рейд «Шелковый путь». Фотография: Станислав Шустицкий

кольцевой маршрут второго этапа «Волгоград — Волгоград» можно было назвать экстремальным, учитывая минимальное расстояние между точками лиазона и два скоростных участка длиной 333 и 145 км. Участникам пришлось преодолевать броды, рыхлый песок и справляться со сложной навигацией. Кроме того, на экипажи обрушилась изнуряющая жара: температура в салонах автомобилей достигала 50 градусов. В зачете внедорожников лидировали Васильев, Гаш и Шлессер, к которым присоединился Борис Гадасин, занявший третье место на этом спецучастке. Для команд Лопрайса и Николаева этап оказался не самым удачным, однако Эдуард и Алес вновь отметили, что технические неполадки на новых автомобилях – явление нормальное, и подчеркнули важность устранения всех ошибок к «Дакару».

Изображение: img.freepik.com

Ралли-рейд «Шелковый путь». Фотография: Станислав Шустицкий

Бивуаки — важная составляющая жизни ралли-рейда. По сути, это автономная община, где есть все необходимое: от самых простых удобств и душа до современного медицинского центра. Не говоря уже о пресс-центре с доступом в интернет. Кроме того, бивуак предоставляет организаторам ралли возможность продемонстрировать участников соревнований во всей красе. Здесь не протолкнуться от количества посетителей: от официальных представителей городов, областей, краев и республик до жителей близлежащих населенных пунктов. И, конечно же, дети. На каждом бивуаке организовывались экскурсии для школьников и воспитанников детских домов. Было впечатляюще видеть, с каким восторгом они рассматривали мощные гоночные КамАЗы и необычные прототипы, с каким интересом наблюдали за работой механиков, ощущая свою причастность к этому масштабному мероприятию. И каждый вечер выступают творческие коллективы – от этнических ансамблей до рок-групп. Но даже в эти часы музыкальный фон не мог заглушить шум генераторов и звуки моторов гоночных автомобилей, проходящих настройку. А утром, вместо сигнала будильника, раздается гул турбин самолетов – лагерь перебирается на следующий бивуак.

Изображение: img.freepik.com

Ралли-рейд «Шелковый путь». Фотография: Станислав Шустицкий

Быстрая степная дорога внезапно заканчивается, и вокруг простираются пески, насколько хватает обзора. Затем снова степь. Гонка, насчитывающая почти 500 километров, завершается бивуаком в Астрахани. Все участники гонки отмечали изматывающую жару. Четырехкратный чемпион мира по прыжкам на лыжах с трамплина (и уже опытный автогонщик) Адам Малыш утверждал, что не мог даже ступить ногой на раскаленный пол кабины, а у Владимира Васильева из-за перегрева топлива начались сбои в работе бензонасоса, что стоило экипажу более получаса отставания от лидера. Жан-Луи Шлессер показал самый быстрый результат на этом спецучастке, но Филипп Гаш, финишировавший вторым, вновь возглавил таблицу зачета, опережая «Лиса пустыни» на девять минут. В зачете грузовиков турнирная таблица после трех этапов оказалась нетипичной. Победу на этапе одержал Эдуард Николаев, вторым финишировал Айрат Мардеев (на его автомобиле взорвалось колесо за 150 км до финиша), а третьим стал белорусский экипаж Сергея Вязовича на МАЗе. Этот результат позволил Вязовичу занять второе место в грузовом зачете. На этом же этапе экипаж Андрея Каргинова столкнулся с похожей проблемой – на КамАЗе вышел из строя двигатель. «Шелковый путь» – это отнюдь не легкая прогулка, ни для людей, ни для техники.

Изображение: img.freepik.com

Ралли-рейд «Шелковый путь». Фотография: Станислав Шустицкий

Для зрителей, привыкших к напряженным гонкам на кольцевых трассах или классическим ралли, результаты ралли-рейда могут показаться весьма необычными. Например, накануне «экваториальной» части гонки Гаш опережал Шлессера почти на 9 минут, Васильева — более чем на 23 минуты, а Малыша — почти на час. Еще более странная картина наблюдается в зачете грузовиков: Вязович уступает Мардееву более чем на час, однако Сотников, чех Ярослав Валтр, выступающий на LIAZ, и Шибалов отстают от белорусского экипажа на 10, 20 и 21 минуту соответственно. Лопрайс, столкнувшись с техническими неполадками своего нового грузовика, проигрывает Айрату Мардееву более чем на два с половиной часа, а поломка в начале гонки, постигшая экипаж Эдуарда Николаева, стоила ему… более ста часов. Можно бороться с соперником за доли секунды, но стоит допустить ошибку в навигации или пропустить контрольную точку (да и о технических неисправностях лучше не упоминать), и единицей измерения времени становятся часы.

Изображение: img.freepik.com

Экипаж команды G-Force Motorsport: Фомин и Щемель. Фотография: Станислав Шустицкий

Часть интриги ралли джипов была разрушена на пятый день, маршрут которого пролегал от побережья Каспийского моря к столице Калмыкии — Элисте. На этом спецучастке не выдержала коробка передач на багги SMG Филиппа Гаша. А вскоре сходом отметился и Ронан Шабо, также выступавший на багги SMG. В генеральной классификации вновь произошла смена лидера, им стал Владимир Васильев, но «Лис пустыни» уступал экипажу G-Force всего 19 секунд! Притом что занимающий третью строчку протокола Адам Малыш отставал от Владимира уже на 46 минут, а переместившийся на четвертую позицию Евгений Фирсов, выступающий на Toyota «от Overdrive», проигрывал больше часа. Вот и «не думай о секундах свысока»… Но даже при таком, в чем-то очевидном раскладе вряд ли нашёлся бы смельчак, рискнувший сделать крупную ставку на то, как будет выглядеть финишный подиум. И желание совершать столь необдуманные поступки наверняка окончательно отбило бы спецучасток на маршруте Элиста — Астрахань. Как хороши здесь были Жан-Луи Шлессер со штурманом Константином Жильцовым! И как не повезло экипажу Владимира Васильева! «Около 20 минут мы потратили на поиск контрольной точки, а затем, стараясь наверстать потерянное время, повредили подвеску», — рассказывал Васильев на бивуаке в Астрахани. Всего один день, 500‑километровый микс из степных каменистых дорожек, пересекающих устья высохших речушек, и почти африканских песчаных дюн — и произошли серьезные перемены в протоколах многодневной гонки. Теперь экипаж Васильева уступает своему главному сопернику 26 с половиной минут. А еще накопилась усталость. У всех: и у гонщиков, и у механиков. Шеф-механик команды G-Force Анатолий Смирнов рассказывал: «Сейчас нам проще — в гонке осталось меньше машин, которые мы обслуживаем.

Изображение: img.freepik.com

Интрига сохранялась до самого конца. Кто же одержит победу: Жан Луи Шлессер или Владимир Васильев? Эта пара боролась до финального спецучастка. Фото: Станислав Шустицкий

Механики обратились с вопросом о месте хранения палаток и спальных мешков лишь на пятый день гонки, поскольку до этого времени не было возможности организовать ночлег».

Впереди располагается 400‑километровый кольцо спецучастка «Астрахань — Астрахань», где еще возможна корректировка, поскольку заключительный ралли-рейд «Шелковый путь — 2013» завершится коротким, скорее демонстрационным спецучастком. В зачете грузовиков дуэль, или, точнее, трио, было достаточно предсказуемым. Что могло помешать экипажу Айрата Мардеева, лидирующему с 2,5-часовым отрывом, второй год подряд одержать победу в этой сложнейшей гонке? Вязовичу, Сотникову и Шибалову еще предстояло определить, кто займет оставшиеся места на подиуме. И вновь поговорка о неблагодарности спортивных прогнозов оказалась справедливее, чем казалось бы, очевидные факты. Для Жан-Луи Шлессера этот спецучасток не прошел без трудностей: допущена ошибка в навигации, произошло блуждание по степи и был зафиксирован проигрыш экипажу Владимира Васильева. Однако экипажу G-Force удалось сократить отставание от «Лиса пустыни» всего на 8 минут. Таким образом, прогнозы в этой части турнирной таблицы оказались обоснованными. А вот у грузовиков… На финише в Астрахани – КамАЗы Шибалова, Сотникова, Николаева. За ними МАЗы Вязовича и Василевского. И вот Tatra Лопрайса. Алес категорично подводит итог тестовой работы: «В этом автомобиле необходимо менять абсолютно все!» Финиширует еще одна Tatra под управлением Артура Ардавичуса, а экипажа, еще вчера лидировавшего в грузовом зачете, все нет. Но вот финиширует и КамАЗ под 300‑м стартовым номером.

Изображение: img.freepik.com

Ралли-рейд «Шелковый путь». Фотография: Станислав Шустицкий

«Сначала отсоединилось запасное колесо, а затем, из-за песка, попавшего в вентилятор, возникла ощутимая вибрация. Двигатель был заглушен, но завести его не удалось – аккумулятор оказался разряжен. Как только эта проблема была решена, появилась новая: за 150 км до финиша двигатель начал дымить, вышел из строя привод топливного насоса высокого давления. Для устранения этой поломки и завершения этапа потребовалось еще полтора часа, — рассказал Айрат Мардеев. И тем не менее, ранее созданного запаса должно было хватить для сохранения лидерства в зачете. Однако в Астрахань команда прибыла с 2-часовым штрафом за пропущенную контрольную точку! Самая неприятная ситуация заключалась в том, что они и на контрольную точку выехали без ошибок, просто не зафиксировали ее. «Виновником» тому стала новая функция в настройках прибора, предлагавшая «переход через точку», которую в пылу гонки активировал штурман Айдар Беляев. «Пусть будет проклят этот прибор, это моя ошибка, — по-мужски признавался Айдар. — Представляешь, это первая точка, которую я не взял за 18 лет участия в ралли-рейдах!» А самый нелепый вопрос, который могли задать журналисты, жаждущие сенсаций, был адресован Айрату Мардееву: расстроился ли он?.

Изображение: img.freepik.com

Ралли-рейд «Шёлковый путь». Фотография: Станислав Шустицкий

И вот финиш заключительного 87-километрового спецучастка ралли-рейда «Шелковый путь — 2013». Здесь Жан-Луи Шлессер пропустил вперед экипаж Владимира Васильева и Виталия Евтехова, уступив всего 36 секунд, и в преддверии своего юбилея (в сентябре «Лис пустыни» отметит 65 лет) стал победителем пятой редакции этой гонки. Владимир Васильев занял второе место, а Евгений Фирсов и Вадим Филотов – третье. Отдельного упоминания достоин пилот, к которому я испытываю особое уважение. Это Александр Никоненко, выступавший в составе команды Яровит-ё-Моторспорт на автомобиле под названием Crossover. За два дня до финиша Александр занимал четвертую позицию в зачете джипов, однако поломка турбины на предпоследнем этапе не позволила экипажу сохранить это место. Позади простирается выжженная солнцем степь, раскаленные пески и коварные броды. В грузовом зачете «медные трубы» прозвучали для экипажа команды «КамАЗ-мастер» в составе Дмитрия Сотникова, Вячеслава Мизюкаева и Андрея Аферина. Экипажу, которому на этом ралли была отведена роль быстрой технической поддержки! И эту роль они профессионально выполняли на протяжении всей гонки. Теперь им предстоит еще одно испытание – теми самыми «медными трубами». Антон Шибалов, Роберт Аматыч и Алмаз Хисамиев заняли второе место, а Сергей Вязов, Александр Полищук и Дмитрий Вихренко из Белоруссии – третье. Экипаж МАЗа заслуживает отдельных поздравлений!