Ралли-рейд «Шелковый путь»: не шелковой по факту

Ралли-рейд «Шелковый путь» — совсем не шелковое мероприятие.

Дважды убеждался в том, что трасса ралли-рейда «Шелковый путь» соответствует названию лишь с исторической точки зрения. Что касается самой дороги… Сейчас появилась возможность посмотреть, как прокладываются эти дороги: предложили присоединиться к группе генерального реконессанса трассы ралли.

Ралли-рейд «Шелковый Путь». Фото — Станислав Шустицкий.

Эксперимент нельзя назвать «абсолютно чистым», так как участников рекогносцировки встретил на заключительной части прокладки маршрута — им оставалось прописать длинное кольцо «Астрахань — Астрахань» и круг финишного спецучастка. Тем не менее впечатлений масса. Начало — бивуак в степи, где полным ходом шли ремонтные работы по замене рессоры на одной из Mitsubishi L200. Уже на прокладке маршрута достается не только людям, но и технике. Но если первые выдерживают, то «железо», пусть и специально подготовленное, нередко пасует. Пока гостеприимные хозяева бивуака угощают обедом, ремонт закончен, и отправляются в путь. Только здесь, вдали от асфальтовых дорог, можно увидеть, как быстро меняются природные зоны: красивейшая в это время года степь, озера, контрастирующие своей живой водой с солончаками… И вдруг создается впечатление, что всё, что видел прежде, было лишь миражом: впереди, насколько хватает глаз, желтые барханы песков. А на одной из дюн замер автомобиль разведчиков — очередная поломка. На этот раз не выдержало крепление стойки амортизатора. Подъезжают. «Ну, чем тебе не пустыня Сахара», — улыбается, откручивая колесо, Сергей Таланцев. Сергей — известный гонщик, и весь свой колоссальный опыт он уже не первый год использует в рекогносцирке «Шелкового пути». И кто сказал, что пески — мягкая субстанция? Удары по подвеске автомобиля такие, что кажется, будто едешь по изобилующей ямами проселочной дороге. Едешь, пока машина не проваливается по ступицу колеса в песчаную ловушку. Езда в песках — это особое искусство, и многие гонщики говорили мне, что теоретических знаний здесь мало — нужно особое чутье.

Весенние луга и озёра с чистой водой переходят в солёные земли и пустоши.

Ралли-рейд «Шелковый путь». Фотограф: Станислав Шустицкий.

К вечеру приезжаем на очередной бивуак, где нас ждет вкусный ужин (просто дежавю по моим предыдущим поездкам на «Шелковый путь»). Моя собеседница – неоднократный победитель «Дакара» Пьер Лартиг. Последний раз я общался с Пьером в 1995 году в Санкт-Петербурге, где он был «проездом», участвуя в марафоне «Париж — Москва — Пекин» за рулем «камазовской» технички. И тогда Лартиг говорил о том, что ожидает много интересного в той части ралли-рейда, которая проходит по территории нашей страны. А сейчас известный гонщик прописывает трассу пятой редакции «Шелкового пути». И мой первый вопрос о том, что нового ожидает участников в нынешнем году? «Первое, что хочу отметить, — нынешний маршрут еще интереснее, чем прошлогодний. Он предполагает больше работы не только для пилотов, но и для штурманов. Вообще, успех в этой гонке будет целиком зависеть от того, насколько успешной будет совместная работа внутри экипажей. А еще участники увидят пески уже на первом этапе Тамбов — Волгоград, добавив перчинку в классический российский лесной пейзаж. А что говорить о предпоследнем этапе Астрахань — Астрахань, на котором после микса из быстрых степных дорог, озер и солончаков экипажи снова столкнутся с песками, причем, самыми разнообразными». Беседуя со столь известным и авторитетным гонщиком, как Пьер Лартиг, я не мог не задать ему вопрос, не исчезает ли некая романтика автоспорта, и ралли-рейдов в частности, в связи с серьезным повышением мер безопасности (что, конечно же, правильно). «Ты прав в той части, что если автоспорт станет абсолютно безопасным, он потеряет интерес для определенной категории зрителей, которым импонируют не только борьба на трассе, но и аварии. Здесь так: то, что нравится зрителям, не очень хорошо для пилотов».

В песке копаются все, независимо от своих титулов и званий.

В гонках ралли-рейдов каждая гонка – это приключение, ежедневные новые открытия. Пески постоянно меняются, и каждый раз нужно искать новый подход к их преодолению. Тем не менее, как и любой вид спорта, дисциплина ралли-рейдов подвержена изменениям. Спорт стал более профессиональным, изменился уровень подготовки техники, кондиций пилотов и организации соревнований. Улучшилась безопасность: раньше на трассе горело очень много машин, сегодня подобные ситуации сведены к минимуму. Стефан Ле Баль, человек, считающийся одним из лучших в мире по качеству подготовки дорожной книги, подключается к разговору. Пьер прав, говоря о том, что самым важным аспектом при подготовке трассы является безопасность, а спецучастки здесь по-настоящему марафонские. Поэтому Стефан старается делать дорожную книгу как можно более точной: на одном из спецучастков протяженностью 480 км в его тетрадке отмечено около 575 позиций! Нужно избежать ловушек, которые могут оказаться на пути гонщиков, и реально оценить уровень опасности для заводских экипажей, поедущих очень быстро, и для любителей. Во время реконесанса ездят достаточно быстро и по траектории трассы, и по срезкам – только так можно понять характер дороги. Ралли-рейды действительно меняются: когда выступал Тьери Сабин, штурман мог прочитать: “100 километров, как видишь”. А на этом ралли Стефан по числу позиций в дорожной книге бьет все рекорды.

На разведке выдерживают люди, но техника не всегда.

Этот КамАЗ служит и для технической поддержки, и как кухня. В итоге — наше всё.

Ранний подъем, завтрак и снова в путь. Перед дюнами обязательная процедура — снижение давления в шинах. «Сейчас понижаем до 1,5 бар», — рассказывает исполнительный директор «Шелкового пути» Сергей Гиря. Говорить о спортивном прошлом Сергея излишне — только гонщик с большим опытом может достойно справиться с прокладкой маршрута для своих коллег. «Про характер песков можно написать отдельную книгу — настолько они разные, — продолжает он. — И иногда давление в шинах в одну или две «десятки» может стать решающим между победой или поражением. На «Шелковом пути» это умение крайне важно: в нынешней редакции из 3000 километров спецучастков 950 — песчаные дороги». А интуицию все равно нужно иметь — атаковать ли дюну «в лоб» или пытаться протиснуться между барханами? И не всегда прямая оказывается самым коротким путем. При этом надо не только пройти спецучасток от старта до финиша, но и найти контрольные точки, умело спрятанные организаторами. Постепенно усиливается ветер, горизонт затягивается серо-желтой пеленой — это песчаная буря. Стоит выйти из машины, и оказываешься во власти песка: он снизу, сверху и вокруг тебя, он попадает в глаза и скрипит на зубах. Фотографировать это природное явление у меня нет желания, так как абразив песчаной пыли — смерть для камеры. Машины вязнут в песке, постоянно востребован буксирный трос. Перед нами встает дилемма: пробиваться дальше с участниками реконесанса, рискуя при этом опоздать на самолет, или возвращаться в лоно цивилизации? Душа требует продолжения приключения, но здравый смысл побеждает. Мы разворачиваемся по направлению к трассе, ведущей в Астрахань, а автомобили разведчиков скрываются из виду в песчаной круговерти. Реконесанс ралли-рейда «Шелковый путь — 2013» на тот момент еще не был закончен…

Пьер Ларти. Фотография — Станислав Шустицкий.

Стефан Ле Балю является мастером написания путеводителей по дорогам.

Я бы стартовал…

Красное вино, французский сыр и прекрасный французский акцент. Это не кафе на Монмартре. Вокруг степь с трещащими цикадами, шум дизель-генератора. Вино в пластиковом стаканчике, а не бокале. Сыр и прононс настоящие, французские. Собеседник — легендарный гонщик Пьер Лартиг.

Пьер, есть ли среди достижений Вашего богатого спортивного пути несбывшиеся мечты?

Мне очень хотелось бы принять участие в ралли за рулем спортивного КамАЗа. В марафоне «Париж — Москва — Пекин» управлять КамАЗом мне довелось, но это был технический автомобиль.

Я и вовсе не поднимаю вопрос о стремлении прокатиться по трассе, где Вас непосредственно вовлечен процесс подготовки…

Конечно! Принял бы свой старый желтый Ситроен, или может багги, а штурманом — Стефана Ле Баля… Даже при прописке трассы получаю огромное удовольствие, особенно когда проверяю записи Стефана: не боюсь пройти поворот в заносе, не боюсь нажать на газ при выходе из поворота. Уверен в дорожной книге, уверен в отсутствии сюрпризов на трассе!

Как воспринимают ралли-рейды современный мир?

Экономическая ситуация в Европе и во Франции неблагоприятная, поэтому выделение бюджетов на проведение гонок становится всё труднее. Из-за этого популярность гонок снижается. В Латинской Америке, России и Китае интерес к гонкам растет. В Абу-Даби и Катаре с финансированием нет проблем. Достаточно взглянуть на списки участников: в них представлены гонщики со всего мира, а не только европейцы, как раньше.

Изменил ли уход ралли «Дакар» с африканского континента ход развития всего вида спорта?

В какой-то степени произошли изменения. Сам марафон преобразился. На африканской гонке можно было проехать сотни километров и не увидеть людей. Потрясающее впечатление! А сейчас в Южной Америке мы словно попадаем на этап WRC: люди стоят на каждом повороте. Не заблудишься — можно ехать туда, где находятся зрители. Мне очень не хватает Африки, но гонка ушла оттуда по объективным причинам: если нет гарантии безопасности, компании-производители не хотят вкладывать деньги в проведение этого ралли, а страховые компании не готовы страховать риски. Если вернуться к вопросу, то с уходом «Дакара» из Африки дисциплина продолжает существовать, а уровень безопасности значительно возрос. Кстати, на «Шелковом пути» тоже можно проехать приличное расстояние и не встретить ни души. Да и по многим факторам сравнение «Шелкового пути» с африканским «Дакаром» имеет основания.

Можно ли провести параллель между развитием ралли-рейдов и мировыми чемпионатами, организуемыми ФИА?

Ты имеешь в виду «Формулу-1» и WRC? Нет, сравнивать бессмысленно – это три абсолютно разные дисциплины с разными концепциями развития. Что касается ралли-рейдов, то для прогресса этой дисциплины нужен грамотный промоутер. Если такой появится, то найдутся партнеры, а с их приходом активизируются и средства массовой информации. Только при таких условиях появится возможность провести чемпионат мира по ралли-рейдам – сегодня мы имеем лишь Кубок мира. Но в FIA этим вопросом серьезно занимаются.

Фотографии ралли-рейда «Шелковый путь» от Станислава Шустицкого.

Снимок для архива – пять минут, затем – снова к делу.