Ралли-марафон Dakar 2025: итоги гонки без участия российских команд

Саудовская Аравия второй раз подряд принимает ралли-марафон Dakar, 47-й по счету с 1977 года. Из 7805 километров дистанции две трети составили спецучастки. В категории Т5 (грузовики) на старт вышло 44 экипажа, и только 12 из них преодолел финишную линию, плюс 6 в категории Dakar Experience. Отсутствие МАЗа и КАМАЗа притупило борьбу, эмоции и интригу.

С тех пор как престижный Dakar лишился части зрелищности и остроты борьбы, прошло несколько лет. Болельщики из разных стран отмечают, что в категории грузовиков пропала интрига, соперничество стало условным, а гонки на трассе скучными.

Четвертый год кряду Dakar открывает сезон Чемпионата мира по ралли-рейдам. Уже четыре года белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» не допускается до старта. В грузовом зачёте три года подряд нет и пилотов «КАМАЗ-мастера»Соперники могут улучшить свои показатели, но для самого состязания это существенное неудачное событие. Эксперты считают 47-й Dakar по грузовикам самым скучным и незаметным за всю почти полувековую историю ралли-марафона.

Лидерство в остальных категориях менялось с каждым этапом. Соревнования были настолько напряженными, что решались буквально за минуты или секунды. Гонки на внедорожниках, багги и мотоциклах держали в напряжении экспертов, команды и зрителей.
Только в зачете самого тяжелого колесного транспорта всё было предсказуемо, как в программе телевидения. Интрига так и не возникла. В отсутствие профессиональных заводских команд на первый план вышли частные любители.

Четыре года кряду Dakar открывает сезон мирового чемпионата по ралли-рейдам.

НЕ ПО СЦЕНАРИЮ

В прошлом грузовой зачет был зрелищным и интересным. В 2025-м он потерял свою привлекательность, разочаровав многих. Ясность возникла на трети дистанции после финиша четвертого этапа. Действующий чемпион чех Мартин Мацик на Iveco Powerstar 600 опередил ближайшего преследователя на 45 минут — как будто полшкольного урока! Через день разрыв увеличился до часа. Пилот команды MM Technology мчался, словно по рельсам!

Из двенадцати спецучастков он одержал победу на пяти (втором, четвёртом, пятом, восьмом и одиннадцатом). На трёх участках он занял четвёртое место. На финише у него было убедительное преимущество перед серебряным призёром более чем в два часа двадцать одна минута. Единственный действующий победитель «Дакара» прошлых годов, Мартин Мацик защитил титул и в 2025-м. В остальных категориях чемпионы сменились. Кстати, это показательный факт!

На фоне неудач главных соперников из других команд «Грузовое чудо» произошло. Например, Алеш Лопрайс (№ 601), Вайдотас Зала (№ 605) и Митчел ван ден Бринк (№ 602) столкнулись с отказами техники, поставившие подножку поломками и вышли боком. Золотой бедуин для них остался недосягаемой мечтой. Единственной реальной целью стали серебро и бронза. Многочасовые разрывы между участниками убили интерес к борьбе за другие места.

Команда Eurol Rally Sport под руководством Мартина ван ден Бринк заняла шестое место в финальном протоколе.

Пять этапов (3-й, 7-й, 9-й, 10-й и 12-й) одержал победу чех Алеш Лопрайс на Iveco PowerStar № 601. Он достойно представлял команду Instatrade Loprais Team De Rooy FPT, но ему не хватило везения. В итоговой классификации после четырнадцати соревновательных дней его и серебряного призера разделили всего две с половиной минуты. Разница минимальна. Вторым на пьедестале стал голландец Митчел ван ден Бринк из команды Eurol Rally Sport. На своём Iveco PowerStar он выиграл пролог и первый этап, а затем стабильно финишировал в тройке лучших или близко к ней.

Экипажи второй итоговой тройки достойно выжимали все соки из техники. Хотя и отстали от лидера на шесть-семь часов с небольшим, при более благоприятном раскладе могли побороться за вторую и третью ступени подиума. Четвёртым в итоговой классификации Dakar 2025 стал голландец Кес Колен из MM Technology за рулем Iveco PowerStar № 603. С отрывом от него в час и почти три минуты пятое место занял литовец Вайдотас Зала из Skuba Team De Rooy FPT на капотном Iveco PowerStar № 605. Шестую строчку за собой застолбил гражданин Нидерландов Мартин ван ден Бринк из команды Eurol Rally Sport.

Не всем болельщикам «Дакара» понравилось преобладание Iveco. В топ-10 финишеров категории Т5 за брендом было девять мест, включая восемь первых подряд. Из иных грузовиков в этот монопольный стан проник лишь один Tatra с существенным отставанием от лидера почти сутки (+23:41.24). 9 и 10 места разделили почти 6 часов. В 2022 году пропасть между 1 и 10 местом составляла 23 часа, а в 2025-м она увеличилась более чем до 29,5 часов! О какой интриге могла идти речь?

Tatra, единственная машина этого типа в «Дакаре», завершила гонку с большим отставанием от лидера — почти сутками.

ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ…

Именно это и произошло. Известная истина проявилась вновь. За день до старта букмекеры не принимали ставки на победу бренда Iveco в грузовом зачете. Почему? Потому что безумно платить за заранее известный результат. Как принимать ставки на восход солнца на востоке или закат на западе. И так случилось: в первой десятке итогового протокола категории Т5 девять Iveco и одна Tatra!

В 2021 году появился новый класс Dakar Classic для легковых и грузовых автомобилей, созданных до 2000 года.

Эксперты указали на недостаточную подготовку трассы с участками длиной 5209 км. Из 44 стартовавших грузовиков до финиша добрались только 12. Почти 73 % экипажей снялись с дистанции, а в зачет попало лишь 27 %. В грузовой категории из 44 машин в классификацию не вошли 26 единиц (59 %).

В зачете Dakar Experience еще полдюжины грузовиков боролись за призы. Правилами допускается продолжение гонки даже после поломки и схода на любом из спецучастков. Однако такое послабление для автогонщиков погоды в ралли-марафоне не сделало. Телевизионщикам и фотографам не хватило зрелищных, эффектных кадров, которые ранее гарантированно обеспечивала «Синяя армада» на КАМАЗах и «Красная бригада» на МАЗах. Предсказуемость результатов в категории Т5 была настолько высока, что отдельные ставки букмекеры даже не рассматривали и не вводили. Вот вам и Юрьев день! И не надо говорить, что большой спорт вне политики!

Результаты ралли-марафона Дакар 2025 в классе грузовиков T5.

  1. Мартин Мацик из Чехии (компания MM Technology) на Iveco PowerStar финишировал со временем 58:42.58.
  2. Митчел ванн ден Бринк из Нидерландов, выступающий за Eurol Rally Sport, на Iveco PowerStar показал результат +2:21.13.
  3. Алеш Лопрайс из Чехии, команда Instatrade Loprais Team De Rooy FPT, на Iveco PowerStar идёт со счётом +2:26.43.
  4. Кес Колен из Нидерландов на автомобиле MM Technology лидирует с результатом +6:14.42 по сравнению с Iveco PowerStar.
  5. Вайдотас Зала из Литвы, выступающий за команду Skuba Team De Rooy FPT на автомобиле Iveco PowerStar, проехал трассу с отставанием от лидера 7 минут 17,24 секунды.
  6. Мартин ван ден Бринк из Нидерландов, выступающий за команду Eurol Rally Sport, на Iveco PowerStar отстал от лидера на 7 минут 50,43 секунды.
  7. Рихард Де Грот из Нидерландов, выступающий за команду Firemen Dakar Team на Iveco PowerStar, финишировал с отставанием +12:05.21.
  8. Аня ванн Лон из Нидерландов, выступающая за команду Friede Van De Laar Racing Team De Rooy FPT на Iveco PowerStar, опережает ближайшего преследователя на 16 минут 2 секунды.
  9. Томаш Вратны из Чехии, выступающий за команду Fesh Fesh Team, финишировал с результатом +23:41.24 на машине Tatra FF7.
  10. Виллем де Грот из Нидерландов на Iveco PowerStar финишировал с результатом +29:31.27.
  11. Карел Последний из Чехии, выступающий за команду Tatra Baggyra Zm Racing, на автомобиле Tatra Phoenix опережает остальных участников на 30 минут и 55.05 секунд.
  12. Хосе Мануэль Сабате из Испании на автомобиле The Dacia Sandriders показал время +31:00.44 в гонке MAN TGA.

Оценки грузовиков серии Т5, разряда Dakar Experience.

  1. Терухито Сугавара из команды Hino Team Sugawara (Япония) на автомобиле Hino 600 финишировал с отставанием +47:18.37.
  2. Мартин Солтыс из Чехии, выступающий за команду Tatra Buggyra Zm Racing на автомобиле Tatra Buggyra EVO3, отстает на 51:43.30.
  3. Джулио Верзелетти из Италии на Iveco PowerStar завершил гонку Orobica Raid с результатом +75:29.17.
  4. Жан-Франсуа Казерес из Франции, выступающий за команду Team Boucou Competition, на автомобиле Iveco Trakker показал результат +112:49.44.
  5. Маурик ван ден Хойвел из Нидерландов на грузовике Scania Lonestar показал результат +120:23.25.
  6. Альберто Эрреро из Испании, выступающий за команду TH-trucks Team, финишировал с результатом +145:30.57 на автомобиле Scania 4×4.

Экипажи-призеры Dakar 2025 в категории Т5

  1. Мартин Мацик – пилот, Франтишек Томашек – штурман, Дэвид Сванда – механик.
  2. Митчел ван ден Бринк, пилот; Ярно ван де Поль, штурман; Мойзес Торраллардона, механик.
  3. Алеш Лопрайс — пилот, Дарек Родевальд — штурман, Дэвид Крипал — механик.