Ралли-марафон Dakar 2025: итоги без российских участников

Саудовская Аравия в шестой раз подряд принимала ралли-марафон Dakar, 47-й по счету начиная с 1977 года. Из 7805 км дистанции две трети пришлись на спецучастки. В категории Т5 (грузовики) на старт вышло 44 экипажа, и только 12 из них преодолело финишную черту, плюс 6 в категории Dakar Experience. В отсутствие МАЗа и КАМАЗа борьба ослабла, эмоции притупились, а интрига погасла как утренняя звезда.

С момента утраты престижа Dakar прошло несколько лет и спортивные соревнования потеряли свою остроту и зрелищность. Факт отмены гонок в категории грузовиков породил жалобы болельщиков со всего мира, которые отмечают отсутствие интриги, условное соперничество и скучные безжизненные гонки на трассе.

Четвёртый раз подряд Ралли Дакар открывает сезон чемпионата мира по ралли-рейдам. Впервые за четыре года белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» не допускается до старта. Три года уже не участвуют в грузовом зачёте и пилоты «КАМАЗ-мастера»Для участников гонки это возможность повысить свои показатели, но для самой гонки это существенный недостаток. Специалисты считают, что прошедший 47-й Dakar по грузовикам стал самым обычным и скучным за почти полвековой период проведения ралли-марафона.

В других категориях лидеры менялись с этапа на этап. Соревнования проходили буквально на минуты, а порой и секунды. Борьба спортсменов на внедорожниках, багги, мотоциклах держала в напряжении специалистов, команд и зрителей. Лишь в зачете самого тяжелого колесного транспорта все было предсказуемо, как в программе телевидения. Интрига не возникла. Без участия профессиональных заводских топ-команд на первый план вышли частные любители.

Ралли-рейды мирового чемпионата уже четыре года подряд начинаются с гонки Dakar.

НЕ ПО СЦЕНАРИЮ

В прошлом грузовой зачет был зрелищным и привлекательным. В 2025 году его блеск угас, разочаровав многих зрителей. Ясность на дистанции появилась на третьей части после финиша четвертого этапа. Чемпион Мартин Мацик на Iveco Powerstar 600 опередил ближайшего соперника на 45 минут — время одного урока! Еще через день разница выросла до часа. Пилот команды MM Technology двигался, как по рельсам.

Из двенадцати этапов он выиграл пять (второй, четвертый, пятый, восьмой и одиннадцатый). Еще на трех из них чех финишировал четвертым. На финишной прямой у него было преимущество перед серебряным призером более двух часов двадцать одну минуту. Единственный действующий победитель «Дакара» прошлого года, Мартин Мацик, защитил титул и в 2025-м году. В остальных категориях чемпионы сменились.

«Грузовое чудо» произошло на фоне неудач главных соперников из других команд. Алеш Лопрайс (№ 601), Вайдотас Зала (№ 605) и Митчел ван ден Бринк (№ 602) столкнулись с отказами техники, что привело к поломкам и выбиванию из борьбы за золото. Единственной реальной целью стали серебро и бронза. Многочасовые разрывы между участниками убили интерес к борьбе за другие места.

Команда Eurol Rally Sport под руководством Мартина ван ден Бринк заняла шестое место в общем зачёте.

Пять этапов (3-й, 7-й, 9-й, 10-й и 12-й) выиграл чех Алеш Лопрайс на Iveco PowerStar № 601. Он достойно представлял команду Instatrade Loprais Team De Rooy FPT, но удачи не хватило совсем немного. В итоговой классификации после 14 соревновательных дней его и серебряного призера разделили всего две с половиной минуты. Разница – из категории «ни о чем». Вторым на подиуме стал голландец Митчел ван ден Бринк из команды Eurol Rally Sport. На своем капотном Iveco PowerStar он выиграл пролог и первый этап, а затем стабильно финишировал в тройке лучших или близко к ней.

Экипажи второй итоговой тройки достойно выжимали все соки из техники. Несмотря на отставание лидера на шесть-семь часов, при более благоприятном раскладе могли побороться за вторую и третью ступени подиума. Четвёртым в итоговой классификации Dakar 2025 стал голландец Кес Колен из MM Technology на Iveco PowerStar № 603. С отрывом в час и почти три минуты пятое место занял литовец Вайдотас Зала из Skuba Team De Rooy FPT на капотном Iveco PowerStar № 605. Шестую строчку за собой застолбил гражданин Нидерландов Мартин ван ден Бринк из команды Eurol Rally Sport на грузовике Iveco PowerStar № 606.

Засилье Iveco в категории Т5 не всем по вкусу. В топ-10 финишеров за брендом было девять мест, включая восемь первых подряд. Из чужаков в этот монопольный стан затесался только один грузовик Tatra с огромным отставанием от лидера почти сутки (+23:41.24). 9 и 10 места разделили почти 6 часов. В 2022 году пропасть между первым и десятым местом составляла 23 часа, а в 2025-м она увеличилась более чем до 29,5 часов! О какой интриге могло идти речь?

В текущем «Дакаре» единственный грузовик Tatra завершил гонку практически на сутки позже победителя.

ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ…

…на то и напоролись. Эта прописная истина сработала снова. Еще накануне старта букмекеры не принимали ставок на победу бренда Iveco в грузовом зачете. Почему? Да потому, что глупо платить деньги за заранее известный результат. Это всё равно, что принимать ставки на восход солнца на востоке или заход небесного светила на западе. Так и вышло: в первой десятке итогового протокола категории Т5 девять Iveco и только одна Tatra!

В 2021 году появился новый класс Dakar Classic для легковых и грузовых машин, изготовленных до 2000 года.

Эксперты указали на недостаточную подготовку трассы со спецучастками протяженностью 5209 км. Из 44 грузовиков, стартовавших в гонке, до финиша добралось только 12. Почти 73 % экипажей сошли с дистанции, а в зачет попало лишь 27 %. В грузовой категории в классификацию из 44 машин не попало 26 единиц (59 %).

Несколько грузовиков участвовали за призы в классе Dakar Experience. По правилам можно продолжать гонку даже после поломки или схода на каком-либо спецучастке. Но это послабление для автогонщиков погодных условий в ралли-марафоне не изменило. Телевидению и фотографам не хватило зрелищных, эффектных кадров, которые ранее гарантированно обеспечивала «Синяя армада» на КАМАЗах и «Красная бригада» на МАЗах. Предсказуемость результатов в категории Т5 была настолько высока, что отдельные ставки букмекеры даже не рассматривали и не предлагали. Вот вам, батенька, и Юрьев день! И не надо говорить, что большой спорт вне политики!

Результаты Ралли-марафона Дакар 2025 в категории грузовиков Т5.

  1. Мартин Мацик из Чехии, представляющий компанию MM Technology, завершил гонку на Iveco PowerStar за 58 минут, 42.58 секунды.
  2. Митчел ванн ден Бринк из Нидерландов, выступающий за Eurol Rally Sport, на Iveco PowerStar показал результат +2:21.13.
  3. Алеш Лопрайс из Чехии, команда Instatrade Loprais Team De Rooy FPT, на Iveco PowerStar опережает ближайшего соперника на 2:26.43.
  4. Кес Колен из Нидерландов на автомобиле MM Technology в гонке выиграл у Iveco PowerStar с преимуществом +6:14.42.
  5. Вайдотас Зала из Литвы, выступающий за команду Skuba Team De Rooy FPT на Iveco PowerStar, опережает ближайшего соперника на 7 минут 17.24 секунды.
  6. Мартин ван ден Бринк из Нидерландов, выступающий за Eurol Rally Sport, на Iveco PowerStar опережает соперников на 7 минут 50.43 секунды.
  7. Рихард Де Грот из Нидерландов, выступающий за команду Firemen Dakar Team на Iveco PowerStar, показал результат +12:05.21.
  8. Аня ванн Лон из Нидерландов, выступающая за команду Friede Van De Laar Racing Team De Rooy FPT на Iveco PowerStar, опережает ближайшего соперника на 16 минут и 2 секунды.
  9. Томаш Вратны из Чехии, выступающий за команду Fesh Fesh Team, на автомобиле Tatra FF7 финишировал с результатом +23:41.24.
  10. Виллем де Грот из Нидерландов на грузовике Iveco PowerStar финишировал с результатом +29:31.27.
  11. Карел Последний из Чехии (Tatra Baggyra Zm Racing) на грузовике Tatra Phoenix финишировал с результатом +30:55.05.
  12. Хосе Мануэль Сабате из Испании на грузовике The Dacia Sandriders показал результат +31:00.44 в гонке MAN TGA.

Результаты проверки грузовиков серии T5, участвующих в Dakar Experience.

  1. Номер 607. Терухито Сугавара из команды Hino Team Sugawara (Япония) на машине Hino 600 показал результат +47:18.37.
  2. Мартин Солтыс из Чехии, выступающий за команду Tatra Buggyra Zm Racing на автомобиле Tatra Buggyra EVO3, отстал от лидера на 51 минуту 43,3 секунды.
  3. Джулио Верзелетти из Италии на автомобиле Iveco PowerStar выиграл с разницей +75:29.17.
  4. Жан-Франсуа Казерес из Франции (команда Team Boucou Competition) на Ивеко Тракер пришёл первым с результатом +112:49.44.
  5. Маурик ван ден Хойвел из Нидерландов на грузовике Scania Lonestar опередил соперников более чем на 120 минут и 23 секунды.
  6. Альберто Эрреро из Испании, выступающий за команду TH-trucks Team, на грузовике Scania 4×4 показал результат +145:30.57.

Экипажи-призеры Dakar 2025 в категории Т5

  1. Мартин Мацик, пилот. Франтишек Томашек, штурман. Дэвид Сванда, механик.
  2. Митчел ван ден Бринк — пилот, Ярно ван де Поль — штурман, Мойзес Торраллардона — механик.
  3. Лопрайс (пилот), Родевальд (штурман), Крипал (механик).