Ралли-марафон Dakar 2025: гонка без традиционных участников
Саудовская Аравия в шестой раз подряд стала местом проведения ралли-марафона Dakar. Соревнования 47-го по счету за историю ралли начались в 1977 году. Из 7805 километров дистанции две трети составляли спецучастки. В категории Т5 (грузовики) на старт вышло 44 экипажа, из которых до финиша добрались только 12 плюс 6 участников категории Dakar Experience. Отсутствие МАЗа и КАМАЗа притупило борьбу, эмоции и интригу.
Несколько лет прошло с того момента, как престижный Dakar лишился части былой зрелищности и остроты спортивной борьбы. Фанаты со всего мира отмечают, что в категории грузовиков исчезла интрига, соперничество стало формальным, а гонки на трассе — скучными и без задора.
Четвёртый раз подряд Ралли Дакар открывает сезон чемпионата мира по ралли-рейдам. С 2020 года белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» не допускается к старту. Три года в грузовом зачете отсутствуют гонщики. «КАМАЗ-мастера»Соперники получают возможность повысить свои показатели, но эта гонка наносит существенный ущерб. Эксперты считают, что 47-й Dakar для грузовиков оказался самым незаметным и скучным за всю почти полувековую историю проведения ралли-марафона.
Лидерство в остальных категориях менялось с этапа на этап. Соревнования проходили буквально на минуты, а иногда и секунды. Гонки на внедорожниках, багги и мотоциклах держали в напряжении специалистов, команды и зрителей. Только в зачете самого тяжелого колесного транспорта все было предсказуемо, как в заранее составленном расписании телепрограммы. Интрига так и не возникла. В отсутствие профессиональных заводских команд на первый план вышли частные любители.

НЕ ПО СЦЕНАРИЮ
В прошлом грузовой зачет был зрелищным и интересным. В 2025 году он утратил свою привлекательность, разочаровав многих. Ясность на дистанции появилась после финиша четвертого этапа. Действующий чемпион — чех Мартин Мацик на Iveco Powerstar 600 — опередил ближайшего преследователя на 45 минут. Уже через день разница между ним и соперниками составила час. Пилот команды MM Technology уверенно двигался вперед!
Из двенадцати спецучастков маршрута победа досталась ему на пяти (второй, четвертый, пятый, восьмой и одиннадцатый). Еще на трех участках он занял четвертое место. В конечной части гонки у него было преимущество более двух часов двадцать одной минуты перед серебряным призером. Единственный действующий победитель «Дакара» предыдущего года, Мартин Мацик, защитил свой титул и в 2025-м. В остальных категориях победители сменились.
В то время, как главные соперники из других команд сталкивались с поломками техники, например Алеш Лопрайс (№ 601), Вайдотас Зала (№ 605) и Митчел ван ден Бринк (№ 602), для которых золотая награда осталась недостижимой мечтой, участники, в первую очередь стремящиеся к серебру и бронзе, не проявили интереса к борьбе за другие места из-за многочасовых разрывов между собой.

Пять этапов (3-й, 7-й, 9-й, 10-й и 12-й) выиграл чех Алеш Лопрайс на Iveco PowerStar № 601.
Алеш достойно представлял команду Instatrade Loprais Team De Rooy FPT, но ему чуть не хватило удачи. В итоговой классификации после 14 соревновательных дней его и серебряного призера разделили всего две с половиной минуты. Это разница практически ни о чем. Вторым на подиуме стал голландец Митчел ван ден Бринк из команды Eurol Rally Sport. На своем капотном Iveco PowerStar он выиграл пролог и первый этап, а затем стабильно финишировал в тройке лучших или близко к ней.
Экипажи второй итоговой тройки достойно выжимали все соки из техники, и при более благоприятном раскладе могли побороться за вторую и третью ступени подиума, хотя и отстали от лидера на шесть-семь часов с небольшим. Четвёртым в итоговой классификации Dakar 2025 стал голландец Кес Колен из MM Technology за рулем Iveco PowerStar № 603. С отрывом от него в час и почти три минуты пятое место занял литовец Вайдотас Зала из Skuba Team De Rooy FPT на капотном Iveco PowerStar № 605. Шестую строчку за собой застолбил гражданин Нидерландов Мартин ван ден Бринк из команды Eurol Rally Sport, управляя грузовиком Iveco PowerStar № 606.
В топ-10 финишеров категории Т5 Iveco занял девять мест, включая восемь первых подряд. Из «чужаков» в этот монопольный стан затесался лишь один грузовик Tatra с большим отставанием от лидера почти в сутки (+23:41.24). 9 и 10 места разделили почти на 6 часов. В 2022 году разница между первым и десятым местом составила 23 часа, а в 2025-м она увеличилась более чем до 29,5 часов!

ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ…
Именно на это всё и наткнулись. Эта ясная истина вновь себя проявила. За день до старта букмекеры не брали ставки на победу бренда Iveco в грузовой категории. Потому что бессмысленно платить деньги за заранее известный исход. Так же, как принимать ставки на восход солнца на востоке или закат на западе. И получилось так: в первой десятке протокола категории Т5 девять Iveco и только одна Tatra!

Эксперты указали на недостаточную подготовку трассы с спецучастками протяженностью 5209 км. Из 44 грузовиков лишь 12 добрались до финиша. Почти 73 % экипажей сошли с дистанции, в зачет попало только 27 %. В грузовой категории из 44 машин классификацию не получили 26 (59 %).

Несколько грузовиков продолжали борьбу за призы в классе Dakar Experience. По правилам допускается продолжение участия даже после поломки или схода на любом из спецучастков. Однако, это послабление для автогонщиков не улучшило зрелищность ралли-марафона. Телевизионщикам и фотографам не хватило ярких кадров, которые ранее гарантировано обеспечивали «Синяя армада» на КАМАЗах и «Красная бригада» на МАЗах. Предсказуемость результатов в категории Т5 была настолько высокой, что отдельные ставки букмекеры даже не рассматривали. Вот вам и Юрьев день! И не надо говорить, что большой спорт вне политики!
Результаты ралли-марафона Дакар 2025 среди грузовиков класса Т5.
- Мартин Мацик из Чехии (компания MM Technology) на Iveco PowerStar финишировал за 58 минут 42.58 секунды.
- Митchel van den Brink из Нидерландов, выступающий за команду Eurol Rally Sport, на автомобиле Iveco PowerStar опережает ближайшего преследователя на 2 минуты 21.13 секунды.
- Алеш Лопрайс из Чехии, команда Instatrade Loprais Team De Rooy FPT, на Iveco PowerStar опережает ближайшего соперника на 2 минуты 26,43 секунды.
- Колен (Нидерланды, MM Technology) на автомобиле Iveco PowerStar показал лучший результат (+6:14.42).
- Вайдотас Зала из Литвы, представляющий команду Skuba Team De Rooy FPT на автомобиле Iveco PowerStar, имеет отставание 7:17.24.
- Мартин ван ден Бринк из Нидерландов, выступающий за команду Eurol Rally Sport на автомобиле Iveco PowerStar, показал результат +7:50.43.
- Рихард Де Грот из Нидерландов, выступающий за команду Firemen Dakar Team на автомобиле Iveco PowerStar, опережает ближайшего соперника на 12 минут 5 секунды и 21 тысячную долю.
- Аня ванн Лон из Нидерландов, выступающая за команду Friede Van De Laar Racing Team De Rooy FPT на автомобиле Iveco PowerStar, отстает от лидера на 16 минут 2 секунды.
- Томаш Вратны из Чехии, выступающий за команду Fesh Fesh Team, на автомобиле Tatra FF7 финишировал с результатом +23:41.24.
- Виллем де Грот из Нидерландов (De Groot Sport) на автомобиле Iveco PowerStar показал результат +29:31.27.
- Карел Последний из Чехии (Tatra Baggyra Zm Racing) на трассе Tatra Phoenix опередил остальных на 30 минут и 55,05 секунды.
- Хосе Мануэль Сабате из Испании на автомобиле The Dacia Sandriders занял 618-е место с результатом +31:00.44 в гонке MAN TGA.
Результаты зачета грузовиков серии Т5 категории Dakar Experience.
- Сугавара Терухито из Японии, представляющий команду Hino Team Sugawara, на грузовике Hino 600 показал результат +47:18.37.
- Мартин Солтыс из Чехии, выступающий за команду Tatra Buggyra Zm Racing на автомобиле Tatra Buggyra EVO3, отстал на 51:43.30.
- Джулио Верзелетти из Италии на автомобиле Iveco PowerStar в гонке Orobica Raid показал результат +75:29.17.
- Жан-Франсуа Казерес из Франции, выступающий за команду Team Boucou Competition, на автомобиле Iveco Trakker опережает остальных на 112 минут 49,44 секунды.
- Маурик ван ден Хойвел из Нидерландов на грузовике Scania Lonestar (+120:23.25).
- Альберто Эрреро из Испании, представляющий команду TH-trucks Team, преодолел дистанцию на грузовике Scania 4×4 за 145 минут 30.57 секунды.
Экипажи-призеры Dakar 2025 в категории Т5
- Мартин Мацик — пилот, Франтишек Томашек — штурман, Дэвид Сванда — механик.
- Митchel van den Brink, пилот; Jarnó van de Pol, штурман; Moises Torralarrondo, механик.
- Алеш Лопрайс — пилот, Дарек Родевальд — штурман, Дэвид Крипал — механик.