Ралли-марафон Dakar 2025: гонка без традиционных участников

Саудовская Аравия в шестой раз подряд стала местом проведения ралли-марафона Dakar. Соревнования 47-го по счету за историю ралли начались в 1977 году. Из 7805 километров дистанции две трети составляли спецучастки. В категории Т5 (грузовики) на старт вышло 44 экипажа, из которых до финиша добрались только 12 плюс 6 участников категории Dakar Experience. Отсутствие МАЗа и КАМАЗа притупило борьбу, эмоции и интригу.

Несколько лет прошло с того момента, как престижный Dakar лишился части былой зрелищности и остроты спортивной борьбы. Фанаты со всего мира отмечают, что в категории грузовиков исчезла интрига, соперничество стало формальным, а гонки на трассе — скучными и без задора.

Четвёртый раз подряд Ралли Дакар открывает сезон чемпионата мира по ралли-рейдам. С 2020 года белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» не допускается к старту. Три года в грузовом зачете отсутствуют гонщики. «КАМАЗ-мастера»Соперники получают возможность повысить свои показатели, но эта гонка наносит существенный ущерб. Эксперты считают, что 47-й Dakar для грузовиков оказался самым незаметным и скучным за всю почти полувековую историю проведения ралли-марафона.

Лидерство в остальных категориях менялось с этапа на этап. Соревнования проходили буквально на минуты, а иногда и секунды. Гонки на внедорожниках, багги и мотоциклах держали в напряжении специалистов, команды и зрителей. Только в зачете самого тяжелого колесного транспорта все было предсказуемо, как в заранее составленном расписании телепрограммы. Интрига так и не возникла. В отсутствие профессиональных заводских команд на первый план вышли частные любители.

Изображение: img.freepik.com
Уже четвертый раз Дакар открывает сезон Чемпионата мира по ралли-рейдам.

НЕ ПО СЦЕНАРИЮ

В прошлом грузовой зачет был зрелищным и интересным. В 2025 году он утратил свою привлекательность, разочаровав многих. Ясность на дистанции появилась после финиша четвертого этапа. Действующий чемпион — чех Мартин Мацик на Iveco Powerstar 600 — опередил ближайшего преследователя на 45 минут. Уже через день разница между ним и соперниками составила час. Пилот команды MM Technology уверенно двигался вперед!

Из двенадцати спецучастков маршрута победа досталась ему на пяти (второй, четвертый, пятый, восьмой и одиннадцатый). Еще на трех участках он занял четвертое место. В конечной части гонки у него было преимущество более двух часов двадцать одной минуты перед серебряным призером. Единственный действующий победитель «Дакара» предыдущего года, Мартин Мацик, защитил свой титул и в 2025-м. В остальных категориях победители сменились.

В то время, как главные соперники из других команд сталкивались с поломками техники, например Алеш Лопрайс (№ 601), Вайдотас Зала (№ 605) и Митчел ван ден Бринк (№ 602), для которых золотая награда осталась недостижимой мечтой, участники, в первую очередь стремящиеся к серебру и бронзе, не проявили интереса к борьбе за другие места из-за многочасовых разрывов между собой.

Изображение: img.freepik.com
Команда Eurol Rally Sport под управлением Мартина ван ден Бринк заняла шестое место в финальном протоколе.

Пять этапов (3-й, 7-й, 9-й, 10-й и 12-й) выиграл чех Алеш Лопрайс на Iveco PowerStar № 601.
Алеш достойно представлял команду Instatrade Loprais Team De Rooy FPT, но ему чуть не хватило удачи. В итоговой классификации после 14 соревновательных дней его и серебряного призера разделили всего две с половиной минуты. Это разница практически ни о чем. Вторым на подиуме стал голландец Митчел ван ден Бринк из команды Eurol Rally Sport. На своем капотном Iveco PowerStar он выиграл пролог и первый этап, а затем стабильно финишировал в тройке лучших или близко к ней.

Экипажи второй итоговой тройки достойно выжимали все соки из техники, и при более благоприятном раскладе могли побороться за вторую и третью ступени подиума, хотя и отстали от лидера на шесть-семь часов с небольшим. Четвёртым в итоговой классификации Dakar 2025 стал голландец Кес Колен из MM Technology за рулем Iveco PowerStar № 603. С отрывом от него в час и почти три минуты пятое место занял литовец Вайдотас Зала из Skuba Team De Rooy FPT на капотном Iveco PowerStar № 605. Шестую строчку за собой застолбил гражданин Нидерландов Мартин ван ден Бринк из команды Eurol Rally Sport, управляя грузовиком Iveco PowerStar № 606.

В топ-10 финишеров категории Т5 Iveco занял девять мест, включая восемь первых подряд. Из «чужаков» в этот монопольный стан затесался лишь один грузовик Tatra с большим отставанием от лидера почти в сутки (+23:41.24). 9 и 10 места разделили почти на 6 часов. В 2022 году разница между первым и десятым местом составила 23 часа, а в 2025-м она увеличилась более чем до 29,5 часов!

Изображение: img.freepik.com
В текущем ралли «Дакар» грузовик марки Tatra завершил дистанцию с большим отставанием от лидера, почти суточный.

ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ…

Именно на это всё и наткнулись. Эта ясная истина вновь себя проявила. За день до старта букмекеры не брали ставки на победу бренда Iveco в грузовой категории. Потому что бессмысленно платить деньги за заранее известный исход. Так же, как принимать ставки на восход солнца на востоке или закат на западе. И получилось так: в первой десятке протокола категории Т5 девять Iveco и только одна Tatra!

Изображение: img.freepik.com
В 2021 году появился новый класс Dakar Classic для легковых и грузовых машин, выпускавшихся до 2000 года.

Эксперты указали на недостаточную подготовку трассы с спецучастками протяженностью 5209 км. Из 44 грузовиков лишь 12 добрались до финиша. Почти 73 % экипажей сошли с дистанции, в зачет попало только 27 %. В грузовой категории из 44 машин классификацию не получили 26 (59 %).

Изображение: img.freepik.com

Несколько грузовиков продолжали борьбу за призы в классе Dakar Experience. По правилам допускается продолжение участия даже после поломки или схода на любом из спецучастков. Однако, это послабление для автогонщиков не улучшило зрелищность ралли-марафона. Телевизионщикам и фотографам не хватило ярких кадров, которые ранее гарантировано обеспечивали «Синяя армада» на КАМАЗах и «Красная бригада» на МАЗах. Предсказуемость результатов в категории Т5 была настолько высокой, что отдельные ставки букмекеры даже не рассматривали. Вот вам и Юрьев день! И не надо говорить, что большой спорт вне политики!

Результаты ралли-марафона Дакар 2025 среди грузовиков класса Т5.

  1. Мартин Мацик из Чехии (компания MM Technology) на Iveco PowerStar финишировал за 58 минут 42.58 секунды.
  2. Митchel van den Brink из Нидерландов, выступающий за команду Eurol Rally Sport, на автомобиле Iveco PowerStar опережает ближайшего преследователя на 2 минуты 21.13 секунды.
  3. Алеш Лопрайс из Чехии, команда Instatrade Loprais Team De Rooy FPT, на Iveco PowerStar опережает ближайшего соперника на 2 минуты 26,43 секунды.
  4. Колен (Нидерланды, MM Technology) на автомобиле Iveco PowerStar показал лучший результат (+6:14.42).
  5. Вайдотас Зала из Литвы, представляющий команду Skuba Team De Rooy FPT на автомобиле Iveco PowerStar, имеет отставание 7:17.24.
  6. Мартин ван ден Бринк из Нидерландов, выступающий за команду Eurol Rally Sport на автомобиле Iveco PowerStar, показал результат +7:50.43.
  7. Рихард Де Грот из Нидерландов, выступающий за команду Firemen Dakar Team на автомобиле Iveco PowerStar, опережает ближайшего соперника на 12 минут 5 секунды и 21 тысячную долю.
  8. Аня ванн Лон из Нидерландов, выступающая за команду Friede Van De Laar Racing Team De Rooy FPT на автомобиле Iveco PowerStar, отстает от лидера на 16 минут 2 секунды.
  9. Томаш Вратны из Чехии, выступающий за команду Fesh Fesh Team, на автомобиле Tatra FF7 финишировал с результатом +23:41.24.
  10. Виллем де Грот из Нидерландов (De Groot Sport) на автомобиле Iveco PowerStar показал результат +29:31.27.
  11. Карел Последний из Чехии (Tatra Baggyra Zm Racing) на трассе Tatra Phoenix опередил остальных на 30 минут и 55,05 секунды.
  12. Хосе Мануэль Сабате из Испании на автомобиле The Dacia Sandriders занял 618-е место с результатом +31:00.44 в гонке MAN TGA.

Результаты зачета грузовиков серии Т5 категории Dakar Experience.

  1. Сугавара Терухито из Японии, представляющий команду Hino Team Sugawara, на грузовике Hino 600 показал результат +47:18.37.
  2. Мартин Солтыс из Чехии, выступающий за команду Tatra Buggyra Zm Racing на автомобиле Tatra Buggyra EVO3, отстал на 51:43.30.
  3. Джулио Верзелетти из Италии на автомобиле Iveco PowerStar в гонке Orobica Raid показал результат +75:29.17.
  4. Жан-Франсуа Казерес из Франции, выступающий за команду Team Boucou Competition, на автомобиле Iveco Trakker опережает остальных на 112 минут 49,44 секунды.
  5. Маурик ван ден Хойвел из Нидерландов на грузовике Scania Lonestar (+120:23.25).
  6. Альберто Эрреро из Испании, представляющий команду TH-trucks Team, преодолел дистанцию на грузовике Scania 4×4 за 145 минут 30.57 секунды.

Экипажи-призеры Dakar 2025 в категории Т5

  1. Мартин Мацик — пилот, Франтишек Томашек — штурман, Дэвид Сванда — механик.
  2. Митchel van den Brink, пилот; Jarnó van de Pol, штурман; Moises Torralarrondo, механик.
  3. Алеш Лопрайс — пилот, Дарек Родевальд — штурман, Дэвид Крипал — механик.