Ралли «Иордания» на трассах ВРК: сюрпризы Мертвого моря
Ралли Иордании по правилам чемпионата мира по ралли (WRC) привело к неожиданным поворотам на трассах, расположенных в районе Мертвого моря.
Иордания стала тридцатой страной, принимающей этап чемпионата мира по ралли, и это была первая гонка WRC на Ближнем Востоке. Кроме того, этап впервые с 1976 года прошел в арабской стране. Организаторы проделали огромную работу: 40 процентов раллийных трасс ранее были горными тропами, или их вовсе не существовало! И поверьте, здесь не было скучно!


WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо
Характер трассы был весьма специфичным: естественные гравийные дороги соединялись с участками, покрытие которых составлял соляной шлам из Мертвого моря. Высыхая, шлам превращался в очень жесткую субстанцию. Участки ралли «Иордания» можно разделить на две категории: равнинные, пролегающие вокруг Мертвого моря, и горные с частыми перепадами высот, больше, чем на ралли «Финляндия».
На первом же спецучастке Петтер Солберг и Даниель Сордо показали одинаковое время, но затем из-за проблем с амортизаторами норвежец вынужден уступил лидерство. Даниель Сордо стал лидером ралли после прохождения первой группы спецучастков. Яри-Матти Латвала, занимавший второе место, был несколько удивлен таким результатом, ему казалось, что он ехал слишком осторожно. Себастьян Лоэб и Микко Хирвонен «отметились» вылетами с дороги. Пилоты «плеед» Петтер Солберг и Крис Аткинсон жаловались на поведение своих машин. В Suzuki дела шли отвратительно: Пер-Гуннар Андерссон вылетел с дороги и застрял в песке. Зрители помогли вызволить автомобиль, но слишком поздно для продолжения гонки в этот день. Тони Гардемайстер пробил поддон двигателя, и поработавший без масла мотор оказался поврежденным настолько серьезно, что экипаж окончательно выбыл из гонки.
И эти сходы были не последними. На Subaru Солберга загорелся передний амортизатор, а попытки его погасить привели к повреждению электропроводки. В результате КП заклинило на одной передаче, и Солберг, хоть и добрался до парка сервиса, но потерял слишком много времени. С поврежденным масляным радиатором и дифференциалом выбыл из ралли Ford Джанлуиджи Галли. По ранжиру первого дня экипажи выстроились так: Сордо, Лоэб, Латвала, Хирвонен.

WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо

WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо
Вначале лидировал Дани Сордо, но Лоэб быстро обогнал его. Недолговечно было лидерство Лоэба, поскольку Себастьян каким-то образом добрался до места старта, где в это время ехал Конрад Раутенбах. Столкновение закончилось без травм, но оба Citroen C4 WRC остались в плачевном состоянии. Интересно, что Лоэб столкнулся с автомобилем, на котором ранее выступал сам. Лидером снова стал Дани Сордо. А вот Петтер Солберг, вернувшийся в гонку по системе SupeRally, сломал амортизатор.
Вторая половина дня принесла изменения в лидерах: Латвала и Хирвонен обошли Сордо, сделав Яри-Матти третьим. Но это была лишь пауза перед настоящей битвой. Обратный порядок стартов был внесен для того, чтобы гонщики не могли манипулировать штрафами и обеспечивать себе выгодное положение на старте.
После пятнадцатого спецучастка Латвала опережал Хирвонена на 4,6 секунды, а Сордо отстал еще на 6,5 секунды. Эксперты Ford рассчитали время прохождения последнего спецучастка дня таким образом, чтобы обеспечить Сордо неблагоприятную стартовую позицию в воскресенье. На этом спецучастке были три промежуточные контрольные точки. После третьей Хирвонен был на 1,5 секунды впереди Сордо, а Латвала опережал Дани на 2,3 секунды. Узнав результат Сордо, команда предупредила своих гонщиков, и те снизили темп. В итоге Сордо снова возглавил заезд, отыграв 8,5 секунд у Латвалы и 10,4 секунды у Хирвонена.
Между тем Subaru многострадального Петтера Солберга попала в дренажную канаву и перевернулась. Команде предстоит теперь спешно готовить новый автомобиль для ралли на Сардинии.

WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо

WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо
В последний день ралли Себастьян Лоэб начал гонку с 21-й позиции, занимая 10-е место в зачете производителей. Конрад Раутенбах также начал заново.
В последний день гонщики должны были дважды пройти группу из трёх специальных участков. Тактика Форда сработала: Латвала возглавил ралли, но подвеска машины финна начала разрушаться. Потеряв минуту, он откатился на третью позицию, а лидерство перешло к Хирвонену. Трижды за три специальных участка менялся лидер! На дорожной секции Латвала пытался закрепить подвеску ремнями и опоздал на пункт контроля времени, потеряв ещё 50 секунд. Крепление развалилось уже на следующем участке. Теперь Латвала был лишь восьмым в общем зачёте, а вскоре потерял ещё одну позицию. В дальнейшем его место в таблице результатов зависело от соперников. Сначала с трассы вылетел Suzuki Андерссона, а затем из гонки выбыл Citroen Аавы. Эти аварии позволили Латвале подняться на седьмую позицию. Дебют ралли «Иордания» был отнюдь не скучным: пять разных лидеров на трёх марках автомобилей! А приключение Лоэба? Ответ на вопрос о победителе был решен лишь на финише.
Жесть!

WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо

WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо
Характер спецучастков ралли «Иордания» поражает своей разнообразием: рыхлый гравий, жесткие трассы, специально построенные для этого соревнования, и обочины, усеянные валунами. Ни одна машина категории WRC не выступала на этом ралли с 2003 года, а из топ-пилотов лишь Халид Аль-Кассими из Ford имел опыт выступлений. Яри-Матти Латвала: «Это очень похоже на зимнее ралли — только вместо белого все имеет желтый оттенок, кажется, что всё вокруг покрыто песком. Дороги в Иордании могут неожиданно менять направление и высоту, поэтому требовалось очень тщательно составлять стенограмму. К тому же здесь очень много камней как на входе в поворот, так и на выходе, поэтому нужно точно следовать линии поворота. В Швеции, Мексике и Аргентине можно иногда атаковать без оглядки, но только не здесь…».
JWRC

WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо
В младшей категории лидерство менялось так же часто, как и в старшей. Огье сменил Патрика Сандела, но потом у его машины сломался бензонасос. Себастьян вылетел с трассы, а за первое место боролись Сандел и Молдер. Победа досталась Огье в последний день: лидировавший Сандел повредил подвеску. В борьбе за второе место победил Шон Галлахер.
Положение в чемпионате после 2-x этапов
Огье набрал 20 очков, Галлахер — 11, Молдер — 8, Костюшко и Шаммель — по 6.
Латвала о ралли «Иордания»

WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо
Ралли было очень жарким во всех отношениях. Температура воздуха внушала меньше беспокойства, чем износостойкость шин. Компания Pirelli предоставила командам шины Scorpion с жестким составом, но никто не знал, как они поведут себя в жаре.
В подготовке к соревнованиям главное – точность стенограммы. Дорога усеяна камнями, а повороты скрыты от глаз. На ралли «Финляндия» слепых поворотов много, но деревья помогают определить направление. Здесь же простор открытый. Нужно проявлять осторожность, не делать предположений и не полагаться на удачу.
Иорданские грунтовые дороги оказались очень твердыми, по ощущениям как асфальт, поэтому колеса постоянно буксовали. Весьма вероятно, что большую часть гонки я ехал боком, а такой стиль сильно изнашивает шины. С хорошей позицией я стартовал, в то время как у Микко возникли трудности с ролью бульдозера. Повторное прохождение спецучастков показало мне, что ехать слишком быстро: задние шины были полностью изношены. На шинах Хирвонена вообще не осталось протектора!

WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо
В субботу утром Лоэб столкнулся с Раутенбахом, и у нас появился шанс подняться на одну позицию вверх. Потом мы обогнали Сордо, а затем по тактическим соображениям снова выпустили его вперед. В финальный день я вновь занял первое место, а Хирвонен стал вторым. Все было слишком хорошо! Но потом я налетел на камень, почувствовав сильный удар в заднюю подвеску. Казалось, машина не повреждена, но затем треснул поперечный рычаг, и заднее колесо сместилось. На сервисе заменили КП, дифференциал и заднюю подвеску, после чего команда приказала мне ехать как можно быстрее, рассчитывая, сколько мест мы можем отыграть. В результате мы финишировали седьмыми.
Результаты 26-го Rally Jordan
Микко Хирвонен, Яармо Лехтинен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC) — 4 ч. 02 мин. 47,9 с.
Даниель Сордо, Марк Марти
(Испания, Citroen C4 WRC) — 4 ч. 04 мин. 03,6 с.
Крис Аткинсон, Стефан Прево
(Австралия, Бельгия, Subaru Impreza WRC) — 4 ч. 07 мин. 47,4 с.
Хеннинг Солберг, Като Менкеруд
(Норвегия, Ford Focus RS WRC) — 4 ч. 10 мин. 23,7 с.
Мэтью Уилсон, Скотт Мартин
(Великобритания, Ford Focus RS WRC) — 4 ч. 13 мин. 29,6 с.
Виллагра Федерико, Компанк Хорхе Перес
(Аргентина, Ford Focus RS WRC) — 4 ч. 14 мин. 10,1 с.
Яри-Матти Латвала, Миикка Анттила
(Финляндия, Ford Focus RS WRC) — 4 ч. 15 мин. 03,5 с.
Джанлуиджи Галли, Джованни Берначчини
(Италия, Ford Focus RS WRC) — 4 ч. 15 мин. 12,3 с.

WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо
Положение в чемпионате после 5-ти этапов
Зачет пилотов
Хирвонен набрал 35 очков, Лоэб — 30, Аткинсон — 28, Латвала — 18, Сордо — 17, Галли — 12, П. Солберг и Х. Солберг — по 9 очкам, Виллагра — 8, Уилсон — 7…
Зачет изготовителей
BP-Ford Abu Dhabi WRT набрал 57 очков, Citroen Total WRT — 50, Subaru WRT — 39, Stobart VK M-Sport Ford RT — 29, Munchi’s WRT — 14, Suzuki — 6.
WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо