Ралли «Иордания» на трассах Мертвого моря: сюрпризы.

Ралли в Иордании: неожиданности у Мертвого моря.
Иордания стала тридцатой страной-хозяином этапа чемпионата мира по ралли, став первым мероприятием WRC на Ближнем Востоке. Кроме того, этап чемпионата мира впервые с 1976 года прошел в арабской стране. Организаторы проделали большую работу — 40 процентов раллийных трасс раньше были горными тропами или их вовсе не существовало! И поверьте, здесь было очень интересно!


WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо
Характер трассы был специфичным: гравийные дороги сочетались со специально подготовленными участками, покрытием для которых служил соляной шлам из Мертвого моря. Высыхая, шлам становился очень жесткой субстанцией. Участки ралли «Иордания» можно разделить на две категории: равнинные, пролегающие вокруг Мертвого моря, и горные с частыми перепадами высот, более выраженными чем на ралли «Финляндия».
На первом спецучастке Петтер Солберг и Даниель Сордо показали одинаковое время, но затем из-за проблем с амортизаторами норвежец уступил. Даниель Сордо стал лидером ралли после прохождения первой группы спецучастков. Яри-Матти Латвала, занимавший второе место, был несколько удивлен таким результатом. Ему казалось, что ехал он слишком осторожно. Себастьян Лоэб и Микко Хирвонен «отметились» вылетами с дороги. Пилоты «плеяд» Петтер Солберг и Крис Аткинсон жаловались на поведение своих машин. В Suzuki шли дела просто отвратительно. Пер-Гуннар Андерссон вылетел с дороги и застрял в песке. Зрители помогли вызволить автомобиль, но слишком поздно для того, чтобы продолжить гонку в этот день. Коллега его, Тони Гардемайстер, пробил поддон двигателя, и поработавший без масла мотор оказался поврежденным настолько серьезно, что экипаж окончательно выбыл из гонки. И эти сходы были не последними. На Subaru Солберга загорелся передний амортизатор, а попытки его погасить привели к повреждению электропроводки. В результате КП заклинило на одной передаче, и Солберг, хоть и добрался до парка сервиса, но потерял слишком много времени. С поврежденным масляным радиатором и дифференциалом выбыл из ралли Ford Джанлуиджи Галли. По ранжиру первого дня экипажи выстроились так: Сордо, Лоэб, Латвала, Хирвонен. А второй день был еще более удивительным…

WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо

WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо
Сначала первым стартовал Дани Сордо, и ему пришлось «расчищать» трассу. Его товарищ по команде Лоэб тут же стал новым лидером. Но ненадолго. Затем произошло удивительное: Себастьян каким-то образом выехал к месту старта, где в этот момент направлялся Конрад Раутенбах. Обе машины Citroen C4 WRC оказались в плачевном состоянии. Лоэб встретился с автомобилем, на котором раньше выступал сам. Лидером вновь стал Дани Сордо. А что случилось с Петтером Солбергом, вернувшимся в гонку по системе SupeRally? У него сломался амортизатор!
Вторая половина дня принесла Латвале и Хирвонену победу над Сордо, подняв Яри-Матти на третье место в этом удивительном ралли. Но это было лишь кратковременным затишьем. Обратный порядок стартов был введен для того, чтобы гонщики не могли манипулировать штрафами и выбирать благоприятную позицию. Времена тактической борьбы вернулись! После 15-го спецучастка Латвала опережал Хирвонена на 4,6 секунды, а Сордо отставал ещё на 6,5 секунды. Эксперты Ford рассчитали время, необходимое для того, чтобы Сордо занял неблагоприятную стартовую позицию в воскресенье. На этом спецучастке были три промежуточные контрольные точки. После третьей точки Хирвонен опережал Сордо на 1,5 секунды, а Латвала — Дани на 2,3 секунды. Команда Сордо, узнав результат в этой точке, предупредила своих гонщиков, и те снизили темп. Так Сордо снова стал лидером с отрывом в 8,5 секунды от Латвалы и в 10,4 секунды от Хирвонена. В это время Subaru многострадального Петтера Солберга попала в дренажную канаву и перевернулась. Теперь команде предстоит спешно подготовить новый автомобиль для ралли на Сардинии.

WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо

WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо
В последний день ралли Себастьян Лоэб начал гонку с 21-й позиции, занимая 10-е место в зачёте производителей. Повторно стартовал и его соперник — Конрад Раутенбах.
В последний день соревнованиям предстояло пройти дважды группу из трех спецучастков. Стратегия Форда сработала: Латвала возглавил ралли, но подвеска финна начала разрушаться. Потеряв минуту, он откатился на третью позицию, а лидером стал Хирвонен. За три спецучастка лидерство менялось трижды! На дорожной секции Латвала пытался закрепить подвеску ремнями и опоздал на пункт контроля времени, потеряв еще 50 секунд. Крепление развалилось уже на следующем спецучастке. Теперь Латвала был лишь восьмым в общем зачете, а затем потерял ещё одну позицию. В дальнейшем его место в таблице зависело от соперников. Сначала с трассы вылетел Suzuki Андерссона, а затем из гонки выбыл Citroen Аавы. Эти аварии позволили Латвале подняться на седьмую позицию. Дебют ралли «Иордания» был не скучным: пять разных лидеров на трех марках автомобилей! Ответ на вопрос о победителе был решен лишь на финише, как и приключение Лоэба.
Жесть!

WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо

WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо
Характер спецучастков ралли «Иордания» поражает разнообразием. Рыхлый гравий, жесткие трассы и обочины с валунами – испытание для пилотов. С 2003 года в категории WRC на этом ралли не выезжали машины, а среди топ-пилотов только Халид Аль-Кассими из Ford имел опыт выступлений. Яри-Матти Латвала: «Это похоже на зимнее ралли, только вместо белого – желтый оттенок песка. Дороги в Иордании могут неожиданно менять направление и высоту, поэтому стенограмма должна быть тщательно составлена. Камни встречаются как на входе, так и на выходе из поворотов, нужно точно следовать линии. В Швеции, Мексике, Аргентине можно атаковать без оглядки, но не здесь».
JWRC

WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо
Смена лидеров происходила так же, как и в старшей категории. Огье сменил Патрика Санделя, но затем у его машины отказал бензонасос. После этого Себастьян вылетел с трассы, а за первую позицию боролись Сандел и Молдер. Победитель определялся в последний день. Лидирующий Сандел разбил подвеску, и вперед вышел Огье, а Шон Галлахер одержал победу в дуэли за второе место.
Положение в чемпионате после 2-x этапов
Огье набрал 20 очков, Галлахер – 11, Молдер – 8, К OSTюжко и Шаммель – по 6.
Латвала о ралли «Иордания»

WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо
Это было очень жаркое ралли во всех отношениях. Температура воздуха беспокоила меньше, чем износостойкость шин. Компания Pirelli выдала командам шины Scorpion жёсткого состава, но никто не предсказывал их поведение при высокой температуре.
В подготовке к гонке главным стало точное составление стенограммы: вдоль трассы много камней, а повороты часто скрыты. «Финляндия» тоже имеет слепые повороты, но по деревьям можно понять, куда ехать. Здесь же открытая местность. Это гонка, где нельзя быть небрежным, догадываться или полагаться на удачу.
Иорданские дороги из гравия очень твердые, как асфальт. Поэтому колеса постоянно буксовали. Весь этап я предположительно ехал боком, а такой стиль сильно стирает покрышки. Стартовал с хорошей позиции, а вот Микко со справлялся с ролью бульдозера. Повторяя спецучастки, понял, что еду слишком быстро: задние шины были полностью изношены. А у Хирвонена вообще не осталось протектора на шинах!

WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо
В субботу утром лидер Себастьян Лоэб столкнулся с Раутенбахом, и у нас появился шанс подняться на одну позицию. Затем мы обогнали Сордо, а затем по тактическим соображениям снова отпустили его вперед. В финальный день я вновь занял первое место, а Хирвонен был вторым. Все было слишком хорошо, чтобы быть правдой! Я налетел на камень, почувствовав сильный удар в заднюю подвеску. Машина казалась не поврежденной, но затем треснул поперечный рычаг, и заднее колесо сместилось. На сервисе заменили КП, дифференциал и заднюю подвеску, после чего команда приказала ехать как можно быстрее, рассчитывая на максимальное количество отыгранных позиций. В итоге мы финишировали седьмыми.
Результаты 26-го Rally Jordan
Микко Хирвонен, Яармо Лехтинен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC) — 4 ч. 02 мин. 47,9 с.
Даниель Сордо, Марк Марти
(Испания, Citroen C4 WRC) — 4 ч. 04 мин. 03,6 с.
Крис Аткинсон, Стефан Прево
(Австралия, Бельгия, Subaru Impreza WRC) — 4 ч. 07 мин. 47,4 с.
Хеннинг Солберг, Като Менкеруд
(Норвегия, Ford Focus RS WRC) — 4 ч. 10 мин. 23,7 с.
Мэтью Уилсон, Скотт Мартин
(Великобритания, Ford Focus RS WRC) — 4 ч. 13 мин. 29,6 с.
Виллагра Федерико, Компанк Хорхе Перес
(Аргентина, Ford Focus RS WRC) — 4 ч. 14 мин. 10,1 с.
Яри-Матти Латвала, Миикка Анттила
(Финляндия, Ford Focus RS WRC) — 4 ч. 15 мин. 03,5 с.
Джанлуиджи Галли, Джованни Берначчини
(Италия, Ford Focus RS WRC) — 4 ч. 15 мин. 12,3 с.

WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо
Положение в чемпионате после 5-ти этапов
Зачет пилотов
Хирвонен набрал 35 очков, Лоэб — 30, Аткинсон — 28, Латвала — 18, Сордо — 17, Галли — 12, П. Солберг и Х. Солберг по 9, Виллагра — 8, Уилсон — 7…
Зачет изготовителей
BP-Ford Abu Dhabi WRT набрал 57 очков, Citroen Total WRT — 50, Subaru WRT — 39, Stobart VK M-Sport Ford RT — 29, Munchi’s WRT — 14, а Suzuki — 6.
WRC. Ралли «Иордания»
© Фото: 5 колесо