Ралли Франции: триллер на Корсике

WRC — 2000. V-Rally de France. Триллер по-корсикански
Чем ближе конец раллийного чемпионата мира, тем напряжённее складывается его развитие. Одиннадцатый этап, V-Rally de France, можно даже назвать уникальным.
Второй раз за месяц WRC-2000 приехал в Средиземноморье, а ралли «Тур де Корс» стало третьим из четырех этапов на асфальте. Подготовка команд соответствовала этому. Только руководство Skoda решило сконцентрировать усилия на следующей, также «асфальтовой», гонке «Сан-Ремо», и чешской команды на Корсике не было.
Все марки, кроме Ford, представили новые машины. Ford, Subaru и Peugeot привезли по три автомобиля на данный этап, в составы двух первых команд пришли новые гонщики с асфальтовой специализацией. За Ford впервые выступал Пьеро Лиатти, под знамена Subaru были призваны Петтер Солберг и Симон Жан-Жозеф. После длительного перерыва появился Кеннет Эрикссон — последний раз он стартовал здесь 12 лет назад за рулем Toyota.
Такое масштабное участие вызвало легкое недоумение у функционеров FIA. В частности, с особым вниманием обсуждался вопрос о стартовой позиции лидера чемпионата Маркуса Гронхольма, который не специализируется на «асфальте», но выступает вне заводского зачета. Согласно правилам, его место — тринадцатое.
Погода может стать фактором, повышающим интригу гонки.
Вспомним предыдущую гонку: исход решил последний спецучасток – шины победителя оказались лучше приспособлены к внезапной буре с дождем. В этот раз ралли проходит на четыре месяца позже обычного, а осенняя погода notoriously переменчива.
На старт вышло 125 экипажей вместо запланированных 120. Французская автомобильная федерация (FFSA) выставила два экипажа молодежной команды: Себастьяна Лоэба и Фабриса Мореля, пилотировавших Toyota Corolla WRC и Peugeot 206 WRC соответственно. В абсолютном зачете оба финишировали в топ-11.
Перед ралли команды испытывали сильное напряжение. Mitsubishi и Seat разрабатывали новые версии автомобилей, которые впервые стартовали на асфальте, а тестовый пробег Subaru составил 2000 км. На дорогах Корсики команда Peugeot провела тесты. Ее руководитель Коррадо Провера выразил надежду на чемпионский титул: «Мы просчитали свои шансы, но двойной успех «Форда» на Кипре несколько отодвинул желанную цель. Поэтому на Корсике нам необходима победа».
Перед «Тур де Корс» комиссары FIA решили провести серьезную ревизию правил ремонта вне сервис-парков. Обсуждалась проблема консультаций по радио и советов механиков рядом с экипажем. Результат – бюллетень перед стартом был полон противоречий. С порядком стартов тоже не все было ясно. Помните Маркуса Гронхольма, стартовавшего первым? Лидер группы N Манфред Штоль в протоколе оказался позади соперников и покидать стартовый подиум должен был с минутным, а не с двухминутным интервалом.
Маршрут первого и третьего этапов текущего «Тур де Корс», как и раньше, пролегал по трассе вокруг Аяччо, а второй этап предусматривал новые спецучастки в лесистой местности возле Корте.
Без спринтерского рывка Бернса на первом скоростном отрезке весь день лидировали экипажи Peugeot. Даже Гронхольм быстро адаптировался к «нелюбимому» покрытию и к концу дня занимал восьмое место.
На первом же этапе ралли произошел сюрприз — авария Фредди Луикса. всего в 200 метрах от старта первого спецучастка (каждый круг включал шесть СУ — по два между сервисными парками) он не справился с левым поворотом, и его Mitsubishi Carisma GT врезалась под откос на двадцать метров, оставаясь при этом на колесах, пока не застряла в русле высохшей реки. «Это был мой просчет, — признался Фредди. — Я пытался слишком быстро ехать на непрогретых шинах».
Ричард Бернс отставал. Peugeot Франсуа Делекура и Жиля Паниззи обогнали его первым, затем Ford Карлоса Сайнца и Колина Макрея. Пьеро Лиатти испытывал трудности с экспериментальным джойстиком переключения КП, ему не удалось перевести коробку в «ручной» режим. Впрочем, автомобилем Лиатти остался доволен: «У него замечательные мотор и тормоза!»
Пилоты Peugeot были сдержанны в высказываниях — Делекур лишь заметил чистоту дорог, отсутствие камней и песка. Зато фауна Корсики! Два года назад Томми Мякинен столкнулся на трассе с коровой, а на этот раз ему, как и Делекуру, пришлось резко тормозить перед стадом свиней. Впрочем, Томми грех было жаловаться на судьбу — он трижды налетел на камни, трижды повреждал колесный диск (причем все время передний левый), и при этом остался на шестом месте, опережая дебютанта Subaru Жан-Жозефа.
В команде Seat дела обстояли неважно. У Ориоля сначала начал подтекать масло из гидравлики, потом отказала система зажигания, а позже возникла сильная вибрация, которую экипаж не смог обнаружить. Похожая проблема наблюдалась и на машине Тони Гардемайстера. Ему сломался джойстик переключения КП, пришлось перейти в ручной режим с использованием педали сцепления, что негативно сказалось на скорости.
В Hyundai особых надежд на асфальтовое ралли не возлагали, однако для Кеннета Эрикссона гонка завершилась слишком быстро. «За немного до финиша второго спецучастка я почувствовал, что передние шины хуже держат дорогу, но не оценил серьезности ситуации. Затем машина ударилась о скалу…» Кеннет пытался добраться до сервис-парка на трех оставшихся колесах, но дорожная полиция посчитала машину небезопасной.
Команда Subaru столкнулась с проблемами на старте: у Петтера Солберга сбои в работе коробки передач вынудили команду покинуть гонку после первого этапа.
На исходе первого дня Жиль Паниззи опережает Франсуа Делекура на 6 секунд, Карлоса Сайнца – на 16, а Колина Макрея – на 21. Незначительным отрывом от Колина следуют Ричард Бернс и Томми Мякинен.
Второго дня состоялось только четыре запланированных скоростных заезда из шести. Заезд СУ-8 отменили из-за большого числа зрителей и опасений безопасности, а в заезде СУ-10 финишировали лишь шесть экипажей. Прохождение спецучастков остановили из-за серьезной аварии Колина Макрея. Через четыре километра после старта Ford Focus с 6-метрового обрыва сорвался с трассы. Штурман Ники Грист смог самостоятельно выбраться из машины, а потерявший сознание Макрей оказался зажатым в перевернутом автомобиле. Спасателям понадобилось более получаса, чтобы достать пилота. С переломом челюсти и ушибом легкого Колин вертолетом был отправлен в госпиталь.
Финал второго круга Суzuka стал настоящим испытанием для лидирующего Паниззи: на старте отказал двигатель его Peugeot. К финишу отставание от другого француза сократилось до всего 0,2 секунды.
Последний день ралли запомнился дуэлью Бернса и Сайнца за третье место, а также авариями Мякинена и Луикса, произошедшими всего в километре друг от друга. Между Паниззи и Делекуром разгорелся спор, но дисциплина команды не позволила ожидать большой борьбы за финиш. Жиль Паниззи сохранил лидерство по команде, а Делекур проиграл ему два спецучастка, опередив в них Паниззи, а затем на финише его пропустил. Маркус Гронхольм к концу гонки адаптировался к асфальту и финишировал в зоне очков.
Ралли «Тур де Корс» увеличило напряженность борьбы за звание чемпиона. Победа Peugeot стала первым для «206 WRC» выигрышем на асфальте и первым этапом Чемпионата мира для Жиля Паниззи. За три оставшихся ралли шесть пилотов претендуют на чемпионский титул, при этом первая четверка разделена всего лишь пятью очками. И Peugeot, и Ford, и Subaru стремятся к командной победе.
При подготовке номера закончился 12-й этап чемпионата мира — ралли «Сан-Ремо». Заключительный этап «асфальтового цикла» вновь завершился победой команды Peugeot и второй победой подряд Жиля Паниззи. Вторым финишировал Франсуа Делекур, затем — Томми Мякинен, Маркус Гронхольм, Карлос Сайнц и Колин Макрей. Подробности о ситуации в чемпионате — в следующем номере.