Работай в России или уходи: зарубежным автоконцернам поставили ультиматум
Иностранным компаниям, поставившим на паузу свой бизнес в России, придется или продолжить работу или оказаться перед фактом банкротства российского подразделения
Зарубежные компании, сделавшие огромные инвестиции в локализацию производств, не хотят покидать российский рынок, но сталкиваются сегодня с беспрецедентным политически давлением собственных регуляторов – указывается в заявлении первого вице-премьера Андрея Белоусова. В этой связи правительство разработало три сценария дальнейшей работы российских «дочек» иностранных концернов, которые имеют заводы в нашей стране. Это касается, в том числе, и автопроизводителей.
Первый вариант – компания продолжает полноценную работу в России. При этом обеспечивается в полном объёме поставка сырья, материалов, комплектующих, необходимых для производственного процесса, выполняются трудовые обязательства перед сотрудниками. Во втором варианте иностранные акционеры передают свою долю под управление российских партнёров и впоследствии смогут вернуться на наш рынок: по словам Белоусова отдельные инвесторы уже воспользовались такой опцией.
И третий вариант – когда компания прекращает работу в России, закрывает производство и увольняет сотрудников. «Мы к этому относимся как фактически к умышленному банкротству, – отметил первый вице-премьер. – В этом варианте мы будем вмешиваться через процедуру ускоренного банкротства, так как абсолютным приоритетом для нас является сохранение занятости и социальное благополучие наших граждан, чтобы добросовестные предприниматели могли обеспечить эффективное функционирование бизнеса».
Последний сценарий, по сути, является национализацией предприятия и будет применяться как экстренная мера, так как ни один производитель не заинтересован терять свои инвестиции и прибыль. Не выгоден он и российской стороне, так как с дальнейшим производством автомобилей на обанкроченных заводах могут возникнуть большие проблемы – связанные как с поставками комплектующих, так и с нарушением патентного права. И если на патенты в текущих условиях могут закрыть глаза, то заместить импортные узлы, из которых собирают машину, нам попросту нечем.
Напомним, что сейчас в России остановлено больше половины автосборочных производств (включая АВТОВАЗ, который прекратил выпуск автомобилей сегодня). При этом формальной причиной остановки конвейера в большинстве случаев называется нехватка комплектующих.