Путешествие на мотоцикле Voge DS525X по малоизвестным уголкам Кита.
Поездка в Китай на мотоцикле представляет трудности и расходы: необходима предварительная получение китайских прав, а на границе вас сопроводит автомобиль по всему маршруту, услуга платная.
Тем не менее, способы объезда ограничений существуют.
Схема была достаточно простая: Закупим мотоцикл, совершим перелёт и получим на месте водительское удостоверение. Объехать всю страну, оставить мотоцикл для продажи в салоне, где его покупал, вернуться домой – задача непростая, но друзья, живущие в Китае давно, помогли справиться с ней.
Они нашли отделение транспортной полиции, где для обмена национального водительского удостоверения достаточно посмотреть обучающие видеофильмы, а экзамен на китайском языке сдавать не нужно.
Помогли также с покупкой мотоцикла. В целом, купить мотоцикл в Китае – дело на несколько дней. Выдают его уже оформленным с номерами, в варианте «сел и поехал», и наценка за эти услуги существенная.
Выбор мотоцикла в Китае — дело тонкое. С маркой было решено определиться: обратил внимание на Voge — нареканий на ее надежность мало, а негативные комментарии оставляли сторонние источники, а не владельцы. В модельном ряду есть туристические эндуро объемом 300, 525 и 900 «кубиков». Дома попробовал посидеть на всех трех: одноцилиндровая трехсотка для меня будет маловат — ей сложно на асфальтовых шоссе и высотах более 3000 метров над уровнем моря. А 900 – слишком много, масса большая, седло высокое. Остановился на модели Voge DS525X и ни разу не пожалел: удобный, экономичный, надежный и совершенно беспроблемный мотоцикл.
В Китае принято посещать достопримечательности, например, Великую стену, Запретный город, Терракотовой армию, поезд Маглев в Шанхае, рынок контрафакта в Шэньчжэне и другие. Проблема в том, что эти места одновременно хотят увидеть тысячи людей — шумно, суетливо, дорого и в итоге бесполезно: получить удовольствие от таких экскурсий невозможно. Хотел увидеть настоящий Китай: подальше от моря и мегаполисов, там, где жизнь течет обычной, а не туристической.
Первые тысяча километров до следующей замены масла пролегли по легкому обкаточному сценарию в поездке от Гуанчжоу на курортный остров Хайнань. Приехал я уже после окончания бархатного сезона, и остров был приятно пустынным. Километры песчаных пляжей без людей — это волшебство. Следующее ТО запланировано только через 4000 км, поэтому можно было выключать обкатный режим и уходить с людных туристических маршрутов. Едем в горы!
Во всем мире Китай считают очень густонаселенной страной. Однако такое представление формируется только о городах, расположенных вдоль береговой линии и крупных рек. Удалившись от воды, картинка меняется: поля, леса и деревни с населением в сотни или тысячи человек, а не миллионы. В пустынях, предгорьях и горах, занимающих не менее 70% территории Китая, картина кардинально отличается — перенаселения там нет. Можно часами ездить и скучать по общению с людьми из-за такой пустоты вокруг.
Я направился к Тибету, но не собирался въезжать на спорную территорию, всё равно бы не пропустили. Без заезда туда красота тоже была: перевалы высотой 4,5 километра, снежные шапки гор, ночевки в палатке при минусовой температуре и лёгкое головокружение от высоты и красоты, наступивших одновременно. Здесь не равнина, климат иной, или просто повезло с погодой — сухо и солнечно, что очень помогало. Были задержки из-за погоды: расчистка перевалов от снега и ожидание дождя со снегом, но главное, задуманное удалось осуществить!
Китай — страна обширная не только по площади, но и по разнообразию климатических условий. Разница между соседними провинциями может быть значительнее, чем между странами Европы.
И люди, и погода здесь очень разнообразны: в Чунцине +42 градуса в тени и сухо, как в финской сауне, а немного левее по карте на перевале в горах –7 градусов и снегопад в этот же день. Поэтому подбирайте экипировку с вниманием, чтобы она соответствовала широкому диапазону температур, вентилировалась, защищала от холода и дождя. Влажность и температура могут быстро меняться в огромном диапазоне.
Вдали от цивилизации грунтовые дороги встречаются чаще асфальтированных. Ехать по асфальту неинтересно и грустно, а километры извилистого грейдера, покрытого щебнем и укатанного, — это здорово, особенно когда этот путь лежит по горной долине между рядами снежных вершин. А потом — пустыня, отдельное удовольствие! Здесь теплее, да и красиво. Пейзаж украшают верблюды. Странные животные: пока едешь, ты им неинтересен, стоит остановиться — разбегаются.
Великая Китайская стена отделяла пустыню Гоби от заселенных районов, протягиваясь от Юмена до Пекина. Вблизи столицы от туристов не отвертишься, но есть места, где стена сохранилась хорошо, там никого нет, можно даже поставить палатку у стены. По мере движения на восток пустыня становится зеленее, растет плотность населения. Посетил комплекс «Терракотовая армия» в Сиане, лучше бы фильм посмотрел об этом! Толпы людей, никакого удовольствия, только потеря времени и денег.
Из Пекина до Гуанчжоу отправился по «зеленой» части физической карты Китая с севера на юг: через сельскохозяйственные провинции, минуя горы. Мотоциклы любой кубатуры на многочисленные платные скоростные шоссе в стране не допускаются, поэтому ехал по обычным дорогам. Красиво и интересно: видна жизнь простых рабочих людей, а не показной лоск больших городов. Скорость передвижения невелика, на 100 километров расход не превышает 3,5 литра, что при 17-литровом бензобаке дает запас хода более 500 километров! А в горах, где кислорода меньше, вообще получалось менее 3 литров на сотню.
Кругосветное путешествие на мотоцикле Voge DS525X по стране протяженностью 19 тысяч километров, равным пути от Мурманска до Владивостока и обратно в Москву, заняло три недели. За весь маршрут было четыре плановых замены масла и три технические неполадки: разболтался датчик откидывания боковой подставки, задний указатель поворота сломался после падений на грунте, а густая глина на колесе повредила щиток цепи. Всё это удалось быстро устранить. Не стоит верить рассказам о ненадежности китайской техники — врут! И про неликвидность тоже говорить не надо — после завершения путешествия отмытый мотоцикл продался в течение недели.
Моим друзьям и подписчикам огромное спасибо за помощь в реализации моей мечты, без них это путешествие было бы невозможным.